Travel-журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:10, доклад

Описание работы

Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) — особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике.

Файлы: 1 файл

трэвел-журналистика.docx

— 18.81 Кб (Скачать файл)

Рустамовой Екатерины РиССО 2-1

Travel-журналистика.

Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) — особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике.

Это специфический жанр, который находится на стыке серьезной журналистики и простых дневниковых записей. Вдобавок, он объединяет литературу и фотоискусство. Сегодня мы живем в эпоху, когда люди хотят не только услышать о чем-то, но и увидеть глазами. Раньше этот жанр назывался – путевые заметки. 
 
В середине XX века корифеями жанра были героические чехи Иржи Ганзелка и Мирoслав Зикмунд, объехавшие весь свет на автомобиле «Татра» и выпустившие полтора десятка толстенных книг с фотографиями. Или советские классики Илья Ильф и Евгений Петров, написавшие повесть «Одноэтажная Америка» об автомобильном путешествии по Штатам. В прошлом веке такие поездки были мероприятием технически сложным, дорогостоящим и привлекавшим колоссальный общественный интерес. 
 
В наше время путешествовать гораздо проще. Построены новые транспортные магистрали, появились тысячи недорогих гостиниц, стали доступными авиабилеты. Нынче по свету кочуют многие, и почти у всех есть с собой фотоаппараты, а то и видеокамеры. Но процент по-настоящему интересных журналистских работ сравнительно невысок. Многие тревел-отчёты до того похожи один на другой, что читать их невероятно скучно. Зато на хороший материал спрос есть как у редакций журналов, так и у публики. 
 
В чём специфика тревел-журналистики? Чем она отличается от новостной или аналитической? Возможно, своей философией. Это описание мира через фильтр личного восприятия автора. Мир, каким я его вижу. Причём этого «я» здесь не меньше, чем самого мира. А может даже больше. Зачастую это описание личности автора и его приключений, а меняющаяся картинка окружающей среды – лишь декорация. В конце концов, людей в первую очередь интересуют другие люди, их психология и поступки. Но с оговоркой: образ автора должен быть понятен и близок читателю. 
 
Если француз, китаец и русский вместе отправятся в путешествие по Африке, то их рассказы будут разными. Каждый из компаньонов увидит что-то своё, в зависимости от менталитета. И, при равном таланте авторов, французской публике будет интереснее читать историю французского путешественника, китайской – китайского, а русской – русского. 
 
Рассказы специалистов, например, ученых или спортсменов будут в первую очередь интересны именно их коллегам, из-за выбора тем и специфической терминологии. А широкой аудитории – непонятны. Чем сложнее и серьезнее текст, тем больше окажется тех, кто его «ниасилил». Поэтому тревел-журналисту стоит писать о том, что близко обычным людям, и так, чтобы его поняли. Писать о своих приключениях – если вы сможете сделать это остроумно и познавательно – беспроигрышный вариант. 
 
Впрочем, вашими героями могут (и должны!) быть также и местные жители, встреченные по пути. Или даже вовсе не люди, а, скажем, животные или архитектурные объекты. Важно помнить: если тема повествования чрезмерно удаляется от личности автора, она перестает соответствовать жанру. И тем уже становится ваша аудитория. Вплоть до того, что эти заметки будут интересны лишь узкому кругу специалистов. Это тоже неплохо, но это уже не тревел-журналистика, а что-то другое. Так что образ автора должен присутствовать непременно, и желательно – в виде главного героя рассказа. 
 
Отличие тревел-журналиста перед простым туристом в ответственности перед обществом. Турист просто отдыхает, а если и интересуется чем-то, то делает это ради развлечения. Тревел-журналист изучает мир, чтобы поделиться обретенным знанием с окружающими. Он постоянно собирает информацию, общается с местными жителями, забирается в места, в которые никогда не направится путешественник, движущийся на коротком поводке путеводителя. Самостоятельность связана с некоторыми сложностями, но зато такой подход позволяет уйти в сторону от избитых троп и сделать уникальные открытия.

Трэвел-журналистика в силу своей специфики может себе позволить разнообразие жанрообразующих форм, зачастую это:

  1. Путевой очерк — художественно-публицистический жанр журналистики, представляющий собой описание важных и интересных событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия согласно теоретику журналистики А. А. Тертычному.
  2. Путевые заметки отличает отсутствия крупных вставных кусков, способных раздвинуть границы воображаемого времени и пространства», а также личностного характера повествования, в путевых заметках отсутствует глубокий анализ, характерный для жанра путевых очерков, а также подчиненность одной теме не носит обязательного характера. исследователь журналистики Ким М.Н. говорит о том, что «путевые заметки являются разновидностью путевого очерка».
  3. Репортаж характеризует «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.
  4. Обозрение. Определяющий признак жанра обозрения — единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений.
  5. Рекомендация — применительно к трэвел-журналистике аналитический материал, основным содержанием которого является предписательная программная информация.

 

Трэвел-журналистику характеризует показательная вариативность спектров освещения основной темы – путешествий, например:

  1. в соответствии с гендерной принадлежностью аудитории, как то обозрение спа-курортов либо путевой очерк с охоты в лесах Скандинавии и пр.;
  2. относительно специфических увлечений, хобби, интересов аудитории и автора: рекомендации коллекционерам экзотических насекомых либо "путеводитель" по клубному Лондону;
  3. в зависимости от возраста и семейного положения потребителя информации: журналистский опыт семейного отдыха, особенности семейного быта в разных странах мира, обозрение достойных маршрутов для пожилых людей;
  4. бизнес-направление: особенности зарубежной архитектуры, медицины, экономики и др.;
  5. решение остроактуальных проблем сферы путешествий: развитие волонтёрства, разрешение международных конфликтов, особенности визовых режимов и т.д.

Информация о работе Travel-журналистика