Типы и виды изданий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:13, доклад

Описание работы

Краткая информация о типах и видах изданий. Основные этапы редакторского анализа художественного текста. Критерии художественности.

Файлы: 1 файл

ТИПЫ И ВИДЫ ИЗДАНИЙ.docx

— 35.87 Кб (Скачать файл)

Задача ОИ — сбор и анализ большого числа первичных документов, переработка их в единый компактный и обобщенный документ. По характеру информации ОИ наиболее полно отражают содержание первичных документов, отличаются наибольшей сложностью и научной глубиной их переработки. Результатом переработки являются выводы и практические рекомендации, сделанные на базе анализа содержания первичных документов, критическая оценка их актуальности и перспективности. Обзоры выявляют тенденции, основные направления развития соответствующих областей науки и производства.

Издание для досуга (ИД) содержит общедоступные сведения по изготовлению или эксплуатации различных предметов в быту, по разнообразным формам самодеятельного творчества, увлечений. Они близки к производственно-практическим и научно-популярным изданиям. Однако отличаются от них своим целевым назначением.

Цель изданий для досуга — содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.

Рекламное издание (РИ) содержит изложенные в привлекательной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Оно содержит краткую информацию о потребительских свойствах товаров и разных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также сведения о лице, организации, произведениях искусства, литературно-художественном издании и т.п. в целях их популяризации.

Целевое назначение рекламного издания — способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.

Литературно-художественное (ЛХИ) — это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово.

ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием  произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕДАКТОРСКОГО АНАЛИЗА 

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Суть редакторского анализа  состоит в соотнесении общего и частного, а проще говоря, в  анализе общего замысла, темы, структуры  и выбранного жанра произведения с их конкретным исполнением, их реализацией через сюжет, композицию, язык, стиль, героев произведения.

Это требует широкой образованности и соответствующих способностей, а главное активного чтения редактора. Для этого существует ряд мыслительных приемов, помогающих проанализировать соотношение целого и частного в художественном произведении.

Мильчин А. Э. Предлогает 7 таких приемов.

  1. Мысленное составление плана текста (структурно-логический его анализ).
  2. Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми обладал читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя.
  3. Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при составлении плана, а по содержанию.
  4. Использование наглядных представлений, образов.
  5. «Перевод» содержания текста на «свой» язык.
  6. Антиципация — предугадывание последующего изложения.
  7. Постановка читателей предваряющих вопросов.

Мысленное составление  плана текста. Редактор делит читаемый текст по смыслу на части, каждая из которой имеет свою микротему. Выделяет главные и второстепенные пункты и выявляет в них соподчиненность. Для этого можно даже составлять схемы и графики. Без составления такого плана трудно достигнуть глубокого понимания текста.

Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми обладал  читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя. Заранее зная читательскую аудиторию, редактор анализирует текст и определяет, что в нем будет заведомо понятно читателю, а что потребует пояснений. Кроме того поможет глубже вникнуть в фактическую сторону текста.

Соотнесение разных частей текста: читаемой и прочитанной. Этот прием помогает исправить фактические и логические ошибки, противоречия, бездоказательность суждений и т.д.

Использование наглядных  представлений, образов. Главная суть этого приема в том, чтобы суметь зрительно представить то, что написано в тексте. Если представить образ затруднительно или представляется нереалистично, значит в тексте ошибка. Пр.: «На столе лежала полураскрытая книга» (необходимо объяснить как это возможно).

«Перевод» содержания текста на «свой» язык. Метод заключается в том, чтобы пересказать текст. Это критерий понимания текста и средство его достижения.

Антиципация — предугадывание последующего изложения. В процессе чтения читатель как бы предугадывает направление развития событий. Редактор должен следить, чтобы такой процесс шел в меру. Плохо, когда фабула художественного произведения просматривается до конца. В этом случае читателю произведение становится не интересно. Случай, когда читатель совсем не может уследить за мыслью автора, чаще всего свидетельствует о том, что в произведении нарушена логика. Так как при предвосхищении замысла автора читателю и редактору легче уследить за замыслом и воспринять композицию автора.

Постановка читателей  предваряющих вопросов. При чтении у читателя появляется большое количество вопросов, на которые он должен найти ответы. (Как зовут героиню, причины поступков, почему введет тот или иной персонаж и др.) Редактор обязан проследить, чтобы необходимое число вопросов находили ответ в тексте, чтобы все сюжетные линии были закончены, а сюжеты взаимно увязаны или логически оборваны.

 

  1. КРИТЕРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

При оценке произведения важнейшим  критерием является ее талантливость, художественность, новизна, актуальность, правдивость и привлекательность для читателя. Не остается без внимания и нравственная — гуманистическая — направленность произведения, его эстетические ориентиры, глубина постижения явлений. В последние годы к не менее важным моментам оценки художественной литературы стали относить занимательность и развлекательность сюжета, и легкость языка.

Наиболее существенные «составляющие» общего критерия художественности.

  1. Единство содержания и формы произведения. Художественный образ не существует вне определенной формы. Он олицетворяет собой единство формы и содержания. Нельзя назвать полноценным произведение без идейного содержания. Так же как нельзя познать всю глубину и важность вопроса в произведении без соответствующей формы. Неудачная форма дискредитирует идею, и может вызвать сомнение в справедливости сказанного.
  2. Неискаженное воссоздание действительности.

Компоненты: поведение героев, диалог, пейзаж.

Их редактор рассматривает  в соответствии с реальностью. Но правда искусства — это не просто «правда факта», «жизни как она есть». Это не просто описание событий. Это определенная эстетика, некая степень художественного обобщения и осмысления действительности в убеждающих своей эстетической силой образах. Поэтому реализация этого критерия не сводится к проверке точности, достоверности тех или иных реалий. Он оценивает, сумел ли автор добиться приводимыми фактами и образами необходимого эмоционального воздействия.

Особые «составляющие» критерия художественной правды связаны с  обращением писателя к событиям прошлого и будущего.

Настоящая художественная правдивость  возникает лишь в том случае, когда  правда факта «проходит» через правду авторской позиции, она должна проявляться в образах произведения, вытекать из обстановки.

  1. Оригинальность авторской манеры.

Оригинальность авторской  манеры позволяет проявляться свойствам  художественного образа. В этом случае действительность преломляется в индивидуальном восприятии писателя.

«Индивидуальная творческая манера писателя» — это не просто изобразительно-выразительные средства, стилистические приемы письма. В нем мироощущение автора, его особое видение, восприятие, способность отбирать явление действительности, обобщать их, воплощать в оригинальных художественных образах.

Прежде всего, индивидуальная творческая манера автора проявляется  в языке и стиле его произведений. Для редактора важно помочь автору сделать его текст лучше, проявить его наиболее выигрышные стороны, сделать  более эмоциональным, художественно  совершенным, подчеркнуть подлинное, истинное, творческое начало в подчерке писателя. Ни в коем случае не следует  пытаться нивелировать индивидуальный подчерк писателя. Это может лишь навредить.

Бывает, что литераторы, стремясь к особой выразительности формы, теряют чувство меры. В этом случае оригинальность становится оригинальничанием, манера — манерничаньем. Борьба за истинную художественность воплощения действительности — одна из благородных задач редактора.

  1. Эмоциональная емкость, ассоциативное богатство текста.

Читая художественное произведение, читатель испытывает некоторые чувства. Переживает, волнуется, радуется, горюет, сердится, возмущается, злится, негодует. Причем эмоции читателя должны вызываться самим изображением, а не навязываться авторскими заявлениями и восклицаниями.

Редактору следует обращать внимание авторов как на слишком  сухое, так и на излишнюю «расцвеченность» повествования, особенно, если «образные детали» вызывают в читателе противоречащие замыслу произведения чувства.

  1. Целостность восприятия образов всего повествования.

Образ возникает в сознании не как сумма отдельных элементов, а как цельная, единая поэтическая  картина. Первейшая задача редактора — оценить цельность образа, особенности его восприятия читателем. Описания, построенные по принципу конгломерата отдельных подробностей, по сути, несостоятельны, нехудожественны.

Критерий цельности касается не только элементов, рассчитанных на одномоментное восприятие — сравнения, метафоры, — но и к составляющим, находящихся на значительном расстоянии друг от друга (например, портретные штрихи).

Это имеет значение при  анализе характеров героев. Нередки  случаи, когда описание поступков, раздумий персонажа не создают в воображении читателя картины его духовного мира. Факты пестрят в глазах, а целой картины не получается.

  1. Критерий точности.

Редакторский анализ осуществляется в нескольких аспектах:

– точность жизненная;

– изобразительная точность (образ как отражение действительности);

– точность эмоциональной соотнесенности с замыслом произведения (образ как выражение мыслей и чувств писателя);

– Точность воздействия  на воображение, эмоции, ассоциации читателя (образ как средство эстетического  сопереживания и сотворчества).

 

Все перечисленные критерии составляют единую систему и лежат  в основе оценки редактором литературно-художественного произведения в целом и отдельных его компонентов.


Информация о работе Типы и виды изданий