Технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возрастаа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:04, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Содержание работы

Оглавление
Введение …………………… ………………………….3
Глава 1. Теоретические основы технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста………… ……………….5
1.1. Характеристика технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста………… …………………..5
1.2. Направления технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста……… ………………………..……………………..............11
1.3. Методы реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста………………………………………………...….15
Глава 2. Практический опыт реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста …… ………………...23
2.1. Опыт реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в Ивановской области…………………………………………23
2.2. Изучение опыта реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в ОГБУСО г.Иваново 27
Заключение …………………………………………………………31
Список литературы ………………………………………………33

Файлы: 1 файл

технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возрастаа.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Под технологией социокультурной реабилитации пожилых граждан понимается  система  организационных  приемов  и  методов  воздействия  средствами  культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг инвалидам  или  пожилым гражданам, применяемых с  целью  оказания  им  помощи  в  восстановлении компенсации)  нарушенных  или  утраченных способностей  к  деятельности  в  соответствии  с  их  духовными  интересами,  потребностями  и  потенциальными  возможностями. « Культурное»  подразумевает  наполнение  процесса  реабилитации инвалидов или пожилых граждан конкретным культурным содержанием, освоение  ими  культурных  ценностей,  норм  и  традиций,  указание  на  качество  и  сферу  проявления их  культурной  активности,  на  результаты  их  творчества  в  процессе  их  социокультурной  деятельности [30, C. 133].

Технология социокультурной реабилитации характеризуется  критерием  концептуальности (опираясь  на  научную  концепцию),  предполагают соблюдение  требований  педагогической  управляемости.  Критерий  медико-социальной  и  психологической  эффективности  технологий  социокультурной  реабилитации  гарантирует  достижение  стандартов,  заложенных  в  индивидуальных  программах  реабилитации.  Технологии  должны  соответствовать  требованию  воспроизводимости.

 

1.2. Направления технологии социокультурной реабилитации  граждан пожилого возраста

Участие  в  процессах  социальной  коммуникации -  ключевой  аспект  полноценной  социокультурной  жизни,  взаимодействий,  обменов  информацией  между  людьми.  Именно коммуникативные  барьеры,  характерные  для  всех  граждан пожилого возраста,  мешают  их доступу  к  социально  значимой информации,  ограничивая  этим  поле  их культурной  активности.  Одной  из важнейших целей  социокультурной  реабилитации  пожилых  людей  является  преодоление  коммуникативной  стены  между  пожилым человеком  и окружающим миром[32, C. 71].

Задачи социокультурной реабилитации включают:

•  помешать приобретенному дефекту занять существенное место в образе жизни пожилого  человека,  способствовать  развитию  других  способностей  для компенсации  ограничений жизнедеятельности;

•  подготовить пожилых людей к адекватным  ответам  на требования окружения и активным  воздействиям  на  него, используя  обучающие  и  игровые  методы,  учитывающие  дефект,  помочь  им  овладеть  стереотипами  поведения  и  взаимодействия,  позволяющим  преодолеть  или  предотвратить  ощущение  собственной  неполноценности.

Технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста включает следующие направления:

1. Просветительское направление

2. Досуговое направление

3. Коррекционное направление

4. Познавательное направление

5. Лечебно-оздоровительное направление

6. Эмоционально-эстетическое направление

Просветительское направление — устранение недостатков существующего отношения общества к пожилым и пожилых к обществу, изменения нравов, политики, быта, ментальное в данной сфере межличностных и социальных отношений;

Досуговое направление — включает организацию и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей пожилых людей путем содержательного наполнения свободного времени. Такие подходы предмет современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности. В основу этой концепции положено многофункциональное использование досуга как уникальной и неповторимой сферы образования человека, формирования личностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и Межнационального обмена духовными ценностями, а также знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием народов разных стран. При определении путей развития социокультурной реабилитации следует учитывать, что на характер досуга инвалидов и их семей существенно влияют их принадлежность к определенной социальной, профессиональной или национально-этнической группе. В их досуговой деятельности отражается повседневное воздействие различных субкультур: городской и сельской, возрастной (детской, подростковой, молодежной и т.д.) и сословной (студенческой, интеллигентской и др.). Каждая из них привносит характерные черты и особенности в систему досуговых ценностей, традиций и обычаев, господствующих в конкретной среде. Досуговую активность пожилых необходимо рассматривать и как причину, и как следствие их включенности в культурно-образовательные и культурно-творческие процессы.

Основу процесса социокультурной реабилитации пожилых граждан и их семей должны составлять разнопрофильные досуговые программы. Такие программы (информационно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные), базирующиеся на активных дискуссиях, часто нетрадиционных, формах клубной работы; способствуют сплочению людей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности этих групп населения[18, C. 159].

Самое важное — это улавливать новые тенденции в прогнозировании содержания досуговых программ, возникающие в сфере отдыха, учитывать многообразие интересов граждан пожилого возраста. На их основе разрабатываются и осуществляются перспективные планы создания любительских объединений и клубов по интересам, коллективов художественного, технического творчества.

В процессе реализации этих планов необходимо квалифицированно подходить к поддержке инициативы пожилых, усиливать поиск новаторских, активных форм культурно-досуговой деятельности с учетом специфики контингента, что будет способствовать повышению социального престижа культурно-досуговых учреждений[31, C. 277].

Досуг граждан пожилого возраста может быть организован обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействием в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом; содействием в посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Коррекционное направление — полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. Следует выделить:

- коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;

- коррекционно-развивающее воздействие - ориентировано на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности;

- коррекционно-образовательное — ориентировано на повышение образованности пожилых граждан соответственно требованиям социокультурного времени;

Познавательное направление  — ориентировано на приобретение пожилыми знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окружающего их мира, непрерывной связи с окружающими людьми, использования знаний в практической деятельности с целью преобразования мира[27,C. 33];

Лечебно-оздоровительное направление — ориентировано на активизацию резервных возможностей организма (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), способствование формированию и поддержанию положительного эмоционально-психологического фона и через эти механизмы достижение лечебно-оздоровительного эффекта;

Эмоционально-эстетического направление — ориентировано на эстетическое (эстетика — чувственное восприятие)освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

Cоциокультурная реабилитация пожилых людей может осуществляться в учреждениях культуры по следующим направлениям:

-работа с инвалидами  и пожилыми людьми;

-работа с семьей инвалида и пожилого человека;

-работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления и отдыха инвалида;

-наработка  и  апробирование  интерактивных  методик  и  технологий  социокультурной реабилитации[32, C. 56].

В основе социокультурной деятельности, направленной на реабилитацию пожилых граждан, лежат:

-личность пожилого человека в ее многообразии;

-отношения и контакты пожилого человека  с окружающей средой - семейной, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

- культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и статус в обществе[32, C. 69].

 

1.3. Методы реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста

Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения)[8, C. 40].

Библиотерапия -  специальное  коррекционное  воздействие  на  лицо  с  ограниченными возможностями  с  помощью  специально  подобранной  литературы  в  целях  нормализации  или оптимизации его  психического  состояния. Библиотерапия осуществляется  через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи  с  персонажами художественных произведений или их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг.  Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что образы и чувства, усвоенные с  помощью  книги,  восполняют  недостаток  собственных  представлений,  восстанавливают  душевное  равновесие.  Для  проведения  библиотерапии  создается  группа  из 5-7 человек, подбираются  небольшие  по  объему произведения для  совместного  прочтения  и  последующего обсуждения.  Выражая  свое  отношение  к  персонажам,  люди  говорят  о  своих  проблемах  в опосредованной  форме,  получают  знания  об  альтернативных  способах  переживания,  об  иных формах поведения, избегая при этом оценочного подхода.

С библиотерапией тесно связана терапия литературным творчеством. Оба эти вида психотерапии используют образы, ассоциации для оживления погасших чувств пациента, для того, чтобы превратить внутреннее беспокойство в конкретное, вдохновиться творчеством. Описание семьи, друзей, событий прошлого и настоящего помогает пожилому стать более непринужденным в отношении к внешнему миру. Терапия литературным творчеством может проводиться индивидуально или в группе. При проведении групповых занятий их участники могут обсуждать творчество друг друга, общаться с людьми[31, C. 78].

Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. Основной задачей терапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности пожилых, а не только восстановлении утраченных функций организма и приобщение к труду[8, C. 41]. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации пожилых людей. Человек, имеющий ограничения в здоровье, через рисунок может выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением - рисование не просто способствует развитию каждой функции, но и связывает их между собой, помогая человеку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать свои представления об окружающем мире. Рисование может служить и способом решения психологических, личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.). Например, по тональному и цветовому решению, ритмике и композиции рисунка, по выбору персонажей, сюжета можно судить о наличии тех или иных проблем в психике и мироощущениях человека. Занятия изотерапией направлены на гармоничное развитие психических функций каждого пожилого человека. Занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалам. Для освоения материала и выработки навыков в процессе социокультурной реабилитации можно использовать комплексные методики: занятие рисунком в сочетании с речью, музыкой, светом и др.т.[8, C. 43] Изотерапия  актуализирует  позитивные  психические  возможности  за  счет  творческой изобразительной  деятельности.  Она  не  требует  художественных  способностей,  но  отражая индивидуально-психологические  свойства  инвалида,  служит  способом  решения внутриличностных  проблем  и  их  диагностики.  Для  создания  положительного  эмоционального настроя  уместно  использовать  на занятиях  мелодичную  или  медитативную  музыку,  или  звуки природы[22, C. 70].

Информация о работе Технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возрастаа