Свобода журналистской деятельности, нужны ли ограничения?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 02:02, реферат

Описание работы

Журналистика является мощным регулятором общественного мнения, что было доказано на многовековом опыте. Именно поэтому, работая с информацией, журналист обязан понимать это и не преступать некоторые границы.
В журналистской науке нет, наверное, более актуальной и животрепещущей темы, чем проблематика, связанная с обсуждением свободы печати, свободы СМИ вообще, свободы журналистской деятельности.
Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго регулирующие ее активность. Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри системы СМИ. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати—в такой формулировке данный вопрос уже не одно столетие ставится в литературе и общественной практике.

Файлы: 1 файл

Свобода журналистской деятельности.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Свобода журналистской деятельности ,нужны ли ограничения?

 

Журналистика является мощным регулятором общественного мнения, что было доказано на многовековом опыте. Именно поэтому, работая с информацией, журналист обязан понимать это и не преступать некоторые границы.

В журналистской науке нет, наверное, более актуальной и животрепещущей темы, чем проблематика, связанная с обсуждением свободы печати, свободы СМИ вообще, свободы журналистской деятельности.

Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго регулирующие ее активность. Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри системы СМИ. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати—в такой формулировке данный вопрос уже не одно столетие ставится в литературе и общественной практике.

Определяя характер профессиональной деятельности на основе своей социальной позиции, выбирая или создавая издание (программу) определенной идейно-творческой направленности, журналист неизбежно так или иначе решает проблему свободы своей деятельности. Вопрос о свободе принятия и реализации того или иного решения в журналистике, как и в любой другой сфере деятельности, чрезвычайно сложен. Сложен даже в том случае, если журналисту кажется, что свобода - это возможность делать то, что ему хочется, и так, как хочется. Ведь попытки реализовать понятую так свободу деятельности сразу же наталкиваются на множество, притом часто непреодолимых, препятствий самого разного характера. Тут и юридические, и этические «ограничения» (правда, при правильном подходе они могут оказаться согласованием в рамках общества прав и обязанностей разных коллективов, групп, социальных институтов), и «препятствия» со стороны физических возможностей (нельзя, например, присутствовать одновременно на двух пресс-конференциях), и необходимость подчиняться организационно-творческим порядкам в редакции. Немаловажны и трудности создания произведения, должное содержание которого превышает возможности компетентности журналиста, а желаемый уровень - степень его способностей.

Менее значимым кажется вопрос о разноречиях в сообщении фактов, их интерпретации, оценках и выводах, призывах и рекомендациях. Ведь считается, что в этом и проявляется творческая свобода. Но и здесь есть рамки (в свободе сообщения, оценки, предложения), так как возникает вопрос, можно ли (свободен ли журналист) сообщать неточные или тенденциозно отобранные факты, произвольно («как хочется») объяснять их, призывать к действиям с непредсказуемыми, а может быть, и гибельными последствиями, т.е. свободен ли журналист «черное» назвать «белым» и наоборот?

  При этом стоит иметь в виду, что проблема свободы печати возникла с возникновением самой печати, и споры о сущности понятия «свобода печати», как и борьба журналистов за свободное осуществление своих политических идей и творческих намерений, идут постоянно в течение столетий. И на любом этапе общественного развития та или иная социальная сила (и представляющая ее журналистика) неизменно требует максимума свободы для себя и резко реагирует на всякое реальное или кажущееся ее ущемление, причем тщательно отслеживается деятельность СМИ и журналистов иных позиций в стремлении обнаружить свидетельства (истинные или мнимые) злоупотребления свободой печати и нарушения ее требований. 
 По внимательному рассмотрению данной проблемы оказывается, что свобода печати, журналистики и т. д. не есть проблема свободы печати как таковой, а есть проблема права на свободу печати, журналистики и т. д., то есть проблема, относимая в юриспруденции к субъективному праву (праву субъекта общественного отношения). 
 “Субъективное право - не свобода в рамках закона, а законом гарантированная свобода, то есть признанная правом и потому подлежащая неукоснительной охране со стороны государства возможность самостоятельно действовать и принимать волевые решения. В социологическом плане содержащаяся в любом субъективном праве юридическая возможность - это свобода действий управомоченного лица, объем и вид которой (свободы) диктуется, в конечном счете, ступенью социального прогресса общества, является официально признанным и охраняется организованным принуждением(государством).”

В самом деле, даже в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, на которую обычно ссылаются теоретики журналистики при рассмотрении данной темы, речь идет не о собственно свободе печати, а о праве на эту свободу: “Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.”

Следовательно, если смотреть на данную проблему как на реальную, практическую, а не как на идеологему, в которую ее часто превращают, то окажется, что так называемая свобода печати, журналистики и т. д. есть не что иное, как юридическая, правовая норма, относящаяся к субъективному праву и сводящаяся, в конечном счете, к дозволяемым государством мере и виду возможного поведения.

Действительно, понятие (и, соответственно, требование) свободы публичного сообщения, выдвинутые уже в эпоху перехода от феодализма к капитализму, суть не что иное, как правовые нормы, поэтому адекватное их объяснение возможно только в рамках анализа права, выступающего как системная совокупность норм, охраняемых государством. 
 Право, явлением которого выступает совокупность норм, законов, то есть норм, охраняемых государством, норм, функционирование которых обеспечивается наличием санкций - мер принудительного воздействия, восстанавливающих нарушенные нормы и, соответственно, наказывающих нарушителей.

В рамках данных правовых норм (свободы печати, публичного сообщения вообще) все участники общественной жизни выступают как субъекты права, юридические субъекты.

Понятие “субъект права” и “социальный субъект” – не совпадающие, не тождественные. Субъект права - это “лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (то есть правосубъектностью)”. Субъект права есть субъект правоотношений. В зависимости от системы права, от типа общественного строя, понятие “субъект права” имеет различное содержание. 
 Таким образом, мы очертили социальное поле, в рамках которого можно говорить о свободе публичного сообщения. Это поле - область права, то есть юридических норм, оформляющих систему политических и иных отношений внутри государственно организованных конкретных социальных организмов.

Свобода печати, публичного сообщения (равно как и иных политических свобод) есть не что иное, как норма права, показывающая, в частности, уровень развития демократии в данном социальном организме, определяющая положение социальных групп и личностей в данном обществе.

Исходя из изложенного, становится очевидной необходимость различать разные уровни осуществления свободы печати.

Если речь идет о свободе различных СМИ публиковать (печатать, передавать в эфир) ту или иную информацию, отражающую позицию своих учредителей и стоящих за ними социальных сил, то здесь мы имеем взаимоотношения того или иного средства массовой информации (субъекта права) с государством в рамках законодательства, то есть системы юридических законов, выражающих право господствующего в обществе субъекта. 
 В этих же рамках происходят взаимоотношения отдельных журналистов со средствами массовой информации, в которых они работают.

В данном случае свобода отдельных личностей (журналистов) как субъектов правоотношений заключается в праве (возможности) выбора средства массовой информации, которое опубликовало бы его материалы.

Но точно так же средство массовой информации, как субъект права (юридическое лицо), свободно в выборе авторов (журналистов), материалы которых это СМИ будет публиковать, исходя из совпадения тех или иных идейных позиций. Такое положение свойственно средствам массовой информации любой социальной (в том числе - классовой) направленности.

Вообще, свобода журналиста как журналиста - есть, по-видимому, величина, стремящаяся к нулю. Журналист до тех пор - журналист, пока он, строго говоря, является пишущим (творящим) сотрудником одного из средств массовой информации. 
 Как только его “свободные” акции перейдут грань совпадения собственных идейных позиций с идейными позициями субъекта, чьим средством является СМИ (газета, телевизионный канал и т. п.), журналист перестает быть журналистом (его попросту увольняют, пусть и "по собственному желанию"), и отныне будет оставаться журналистом лишь в возможности (даже если у него в кармане будет лежать диплом об окончании вуза по специальности “журналистика”), то есть журналистом по образованию, может быть, даже по призванию, но не журналистом в собственном смысле слова.

Возможно, он найдет себе работу в другом СМИ (иной идейной направленности или иных организационных принципов). Но это будет уже другой журналист, сотрудник другого СМИ.

Как только он осуществил свободный выбор (относительно, разумеется, свободный) и приступил к работе в качестве журналиста в одном из СМИ, он, по сути, лишился свободы (в том числе свободы выбора позиции) как журналист. Хотя у него остается свобода (в том числе и свобода выбора) как у гражданина: он может, в случае несовпадения взглядов, уйти из данного СМИ в другое или вообще из средств массовой информации, из журналистики, и переквалифицироваться, например, в управдомы. Остается также определенная свобода выбора в плане журналистского мастерства: какой, например, способ подачи материала (жанр) для изложения соответствующей позиции избрать в конкретном случае.

Но это уже суть иные аспекты рассмотрения свободы, иные аспекты рассмотрения личности, так как в первом случае речь идет о правах личности как гражданина, а не только как собственно журналиста, а во втором случае - о технологической стороне дела, то есть о субстрате журналистской профессии, а не о ее сути. 
 Итак, журналист свободен как журналист тогда, когда он журналистом не является.

Право, явлением которого выступает  совокупность норм, законов, то есть норм, охраняемых государством, норм, функционирование которых обеспечивается наличием санкций - мер принудительного воздействия, восстанавливающих нарушенные нормы и, соответственно, наказывающих нарушителей. В рамках данных правовых норм (свободы печати, публичного сообщения вообще) все участники общественной жизни выступают как субъекты права, юридические субъекты. Таким образом, свобода печати, публичного сообщения не что иное, как норма права, показывающая, в частности, уровень развития демократии в государстве, определяющая положение социальных групп и личностей в данном обществе.

Юридические факторы свободы журналистской  деятельности

Тогда можно различать  разные уровни осуществления свободы  в печати.

Во-первых, если речь идёт о  свободе различных СМИ, то свобода  их деятельности заключается в том, что они в праве публиковать (печатать, передавать в эфир) ту или иную информацию, отражающую позицию своих учредителей и стоящих за ними социальных сил. Здесь мы имеем дело со взаимоотношениями того или иного средства массовой с государством в рамках законодательства.

Во-вторых, свобода журналистов, как субъектов правоотношений заключается в праве выбора средства массовой информации, которое опубликовало бы его материалы.

В-третьих, средство массовой информации, как субъект права, свободно в выборе журналистов, материалы которых это СМИ будет публиковать, исходя из совпадения тех или иных идейных позиций. Такое положение свойственно средствам массовой информации любой социальной направленности.

Естественно, каждый журналист  обладает широким спектром прав, вот  основные из них, согласно Конституции  РФ журналист имеет право:

  1. искать, запрашивать, получать и распространять информацию;                          
  2. посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  3. быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  4. получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  5. копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
  6. производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  7. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
  8. проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  9. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  10. отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  11. снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
  12. распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Информация о работе Свобода журналистской деятельности, нужны ли ограничения?