Статья, как аналитический жанр периодической печати, газет и журналов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Типологическая особенность аналитической журналистики, как следует из самого названия, – способность аналитически, т.е. рефлексивно подходить к излагаемому материалу, не только сообщать факты, но и анализировать их. Более интересен вопрос о жанре, который можно назвать «интеллектуальной журналистикой»1, и который практически не представлен в отечественных СМИ. Это журналистика, описывающая и анализирующая жизнь идей в современном обществе, или, употребляя другие термины, функционирование интеллектуальных сетей.

Содержание работы

Введение 3
Журналистские жанры 5
Жанры аналитической публицистики 7
Статья 8
С чего начать статью 12
Виды статей 14
Заключение 23
Список Литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Сми.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждние - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему. Проблемная статья может иметь дискуссионный характер. Однако представление о дискуссионной статье не следует ограничивать только этой связью. Такая статья обладает своеобразием. Она строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения. В этом смысле дискуссионная статья может сближаться с теоретическим исследованием; она может быть посвящена также рассмотрению различных вопросов на уровне здравого смысла. Разработка проблемы Вне зависимости от темы и разновидности жанра цель автора статьи – «проследить внешние связи, соединяющие анализируемую ситуацию с «миром» окружающих социальных проблем современности». Чтобы выйти на обобщение, журналист должен пройти сложный путь, который начинается со сбора большого количества фактов, статистического материала, тщательного осмысления этих фактов, отбора тех из них, которые будут использованы в тексте статьи и не нарушат ясности и четкости выражения идеи. Можно сказать, что при создании этого жанра основная нагрузка на журналиста ложится именно на первом этапе – этапе инвенции (изобретения, нахождения материала). На этом этапе необходимо выбрать общественно значимую тему, которая действительно могла бы вывести на обобщение; важно, отбирая факты, четко осознавать их назначение в тексте статьи.

 

Полемическая статья .Некоторые издания печатают полемику довольно часто (например, «Независимая газета»). Но в большинстве из них полемические статьи обычно публикуются тогда, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. В большинстве СМИ «пик» полемической активности наблюдается чаще всего в преддверии всевозможных избирательных кампаний. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы, «теоретического», религиозного течения, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, его издания, выражающее оценки, представления, выводы, предложения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут.  
Осознаваемая автором цель полемической статьи, как правило, представляется ему двоякой. Во-первых, он видит перед собой задачу – обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. А во-вторых, ему представляется необходимым опровергнуть позицию своего оппонента. Это, естественно, не может не отразиться как на содержании приводимых фактов, примеров, так и на логической структуре статьи. Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить в отличие от авторов других видов статьи приводить факты, примеры, которые противоречат его тезисам, не может применить к своему выступлению позицию философа, исходящую из того, что «жизнь есть борьба противоречий». Его выступление должно быть непротиворечивым – это, пожалуй, принципиальное требование полемической статьи.  
Поскольку полемика протекает как обмен журналистскими выступлениями, то для каждого отдельного ее участника эти законы выступают прежде всего как требования к содержанию и форме полемической статьи. Правда, требования своеобразного. А своеобразие это заключается в том, что, как уже было сказано выше, автор ее обычно стремится опровергнуть позицию оппонента и доказать, утвердить свою. В том или ином конкретном полемическом произведении соотношение доказательства и опровержения может быть разным. Но и то, и другое в какой-то мере обязательно присутствует в тексте. Поэтому полемист должен владеть как искусством доказательства, так и искусством опровержения.  
В любом случае создание полемического текста должно начинаться с формулирования главной мысли (главного тезиса), которую далее автор будет отстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всей полемической кампании. Эта мысль может быть сформулирована в тексте в виде самостоятельного предложения. Но может быть высказана и в форме намека или ссылки на уже известные публике обстоятельства. Главное, чтобы она была понятна и ясна читателю данного номера издания. Это требование становится особенно актуальным теперь, когда из-за обнищания населения у печатных СМИ становится все меньше постоянных подписчиков и все больше покупателей отдельных номеров газеты или журнала.  
Следующее требование – доказательность доводов (аргументов) в пользу основной мысли выступления. Выполнение этого требования – наиболее трудная для полемиста задача. Трудна она по ряду причин. Одна из них, хорошо известная каждому журналисту, заключается в том, что эти самые доводы надо искать. Доводы становятся таковыми только тогда, когда они присутствуют в тексте в качестве подтверждений мысли журналиста. А до этого они обычно существуют для автора под именем фактов. Серьезная полемика требует серьезных фактов. А такого рода факты в наше время часто тщательно скрываются или оказываются недоступными для прессы. В чем отличие фактов от серьезных фактов, многим людям хорошо понятно. Одно дело, скажем, использовать в качестве довода в пользу утверждения, что какой-то человек является героем, тот факт, что он не пожалел времени и перевел через дорогу старушку, а другое дело – сослаться на то, что он, рискуя жизнью, вынес из горящего дома ребенка.  
Однако доказательность для читательской аудитории того, что обычно называется фактами, зависит не только от степени их серьезности. Очень важным моментом является источник происхождения фактов. Чаще всего в полемике используются данные, представляющие собой: а) результаты личного наблюдения автором тех или иных событий, о которых он рассуждает, б) свидетельства других лиц, к которым обращается за информацией журналист, в) документы, содержащие сведения по обсуждаемому вопросу.  
К сожалению, многие полемисты не вникают в «тонкости» происхождения фактов, которые они используют в качестве аргументов в своих рассуждениях. Между тем, по имеющимся научным данным, наибольшей доказательной силой для большей части аудитории обладают документы. За ними следуют свидетельские показания, мнения (особенно показания авторитетных для аудитории лиц). А на третьем месте стоят личные наблюдения журналиста. Если бы этот момент учитывался участниками спора на газетной полосе, то истина, на которую они стремятся открыть глаза аудитории, стала бы для нее намного очевиднее.  
Значительную роль играет и «содержание» факта, т.е. то, является ли журналистский факт действительно фактом, или же за этим понятием стоит мнение, предположение, оценка. Напомним, что факт в журналистике – это твердое знание о том, что реально существует («имеет быть», как говорят философы) в мире. Оценка – это отношение к факту, т.е. утверждение о том, насколько хорошо или плохо (прекрасно, безобразно и пр.) его существование для нас или кого-то другого. Предположение – это неясное знание о том, существует ли факт или нет, или же каково его значение для кого-то (его ценность). Мнение может включать как фактические данные, так и предположения разного рода. Наибольшей доказательной силой для непредвзятого читателя обладают факты. Поэтому полемист, разумеется, должен стремиться к тому, чтобы его утверждения опирались прежде всего на документы, и прежде всего – документы, содержащие изложение фактов. Хотя в реальной журналистской практике, как известно, это не всегда возможно.  
То, какой тип аргументов применяет журналист, когда готовит обычное (неполемическое), разовое выступление, конечно же, может не иметь особого значения. Главное, чтобы текст был интересным, убедительным. Но вот если он собрался вступить в спор по какому-то вопросу, то характер возможной аргументации необходимо тщательно осмыслить. При этом следует найти и представить в тексте такие аргументы, которые по своей доказательной силе должны быть равными тем, которые применяет оппонент, или же превосходить их в этом отношении. К сожалению, изложенные выше соображения не всегда принимаются во внимание некоторыми полемистами, что резко снижает их шансы на победу в публичном споре.  
 Научная статья — это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с темой диссертации.  
Научная статья должна отвечать следующим принципам:  
- Название статьи отражает основную идею ее содержания.  
- После названия статьи в первом верхнем углу первого листа пишутся инициалы и фамилия автора, иногда указывается город или вуз, где он работает.  
- Библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по тем же правилам, что и в тексте диссертации.  
- Статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Статья – жанр, позволяющий  глубоко и полно анализировать  актуальные, общественно значимые масштабные явления и процессы, вскрывать  причинно-следственные связи событий, выявлять механизм тех или иных событий, в результате – делать масштабные выводы, обобщения, прогнозировать варианты развития ситуации. Жанр сложный, требующий большой работы. Само его появление связано с тем периодом в жизни общества, когда общественное сознание перестало удовлетворяться созерцанием событий и начало пытаться понять суть, узнать, какие скрытые пружины движут событием.

 

В реальной практике редко  встречаются статьи, написанные в  чистом жанре. Как правило, жанр статьи является смешанным. Это может быть портретный очерк или хроника  в виде фельетона; аналитическая статья с элементами интервью и хроники.

 

 При написании статьи  не обязательно следовать жестко  заданному жанру, но отказываться  от жанров тоже не следует,  иначе может сложиться ситуация, когда все статьи газеты будут  похожи по стилю друг на  друга, и газету будет не очень интересно читать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы.

1.Бекасов Д. Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. — М., 1972. — 294 с.

2.Ворошилов В.В. Типология журналистики. — СПб., 1998. — 315 с.

3.Ворошилов В.В., Журналистика. Базовый курс, Издательство Михайлова В. А., 2006 г.

4.Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. — М., 1993. — 312 с.

5. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие. — М., 2004. — 288 с.

6.Журналист и информация: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Корконосенко. — СПб., 1994. — 234 с.

7. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. — Ростов н/Дону, 1999. — 286 с.

8.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. — 360 с.

9.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

10.Корконосенко С.Г. Основы журналистики, Аспект пресс, 2007 г.

11.Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста. - СПБ. Петербургское востоковедение 2002 г.

12.Тертычный А. А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. — М., 1999. — 234 с.

13.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: 2002. — С.102.

14.Тучков В. Курицын В. "Журналистика " 2003 г.

1 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: 2002. — С.102.

2Журналист и информация: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Корконосенко. — СПб., 1994. — 234 с.

3 Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб., 2001. — 360 с.

 

 


Информация о работе Статья, как аналитический жанр периодической печати, газет и журналов