Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель работы – провести анализ использования спортивной тематики на примере нескольких периодических изданий.
Задачи:
- рассмотреть характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века;
- проанализировать современный рынок спортивной прессы и его тематику;
- рассмотреть преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ;
- дать общую характеристику современной спортивной тематики;
- провести качественный анализ спортивных публикаций.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Спортивная тематика в аспекте современной специализированной журналистики………………………………………5
1.1 Характерные составляющие спортивной тематики начала XXI века…5
1.2 Современный рынок спортивной прессы и его тематика…………………15
1.3 Преобладающие жанры в современной спортивной прессе РФ………….22
Глава 2. Анализ спортивной тематики в современной специализированной прессе…………………………………………………..32
2.1. Общая характеристика спортивной прессы на современном этапе……..32
2.2. Качественный анализ тематики спортивных публикаций…………….38
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы……………………………………43
Другую концепцию заявила редакция «Советского спорта». В ходе долгой эволюции и многочисленных революций, она объявила, что их газета отныне – Первый в России спортивный таблоид.
Внешне этот «желтый» развлекательный подход проявился в том, что новый главный редактор Александр Козлов убрал с заглавия Орден Ленина и изменил формат с А2 на А3, попутно увеличив общее количество полос с 4 до 8.
На деле удалось стабилизировать экономическое положение издания, обеспечить его своевременный и регулярный выход. Стало гораздо больше фотографий, которые к тому же сделались экспрессивней и интересней. Прошла переоценка ценностей, итог которой – перераспределение жанров: интервью перестало быть ведущим. Целый ряд приемов и идей в области дизайна, концепции, рубрик, подхода и т.д. был позаимствован у «Спорт-Экспресса». Но все же «Советский спорт» нарочито дистанцируется от своего коллеги-конкурента, решая проблему превалирования развлекательности и воспитания прямо противоположно тому, как решал ее прежде: в пользу доставления сиюминутного легкодоступного удовольствия читателям.
Как раз в настоящее время революционные процессы в новом «Советском спорте» идут полным ходом, и время собирать камни наступит для нас позже.
2.2. Качественный анализ тематики спортивных публикаций
Еженедельники и журналы представляют собой совершенно особенную группу изданий, резко отличающихся от ежедневных газет набором типологических черт. Их аудитория вторична по отношению к ежедневникам. Концепция и редакторский замысел подобных органов печати исходят совершенно из других посылок. Они опираются на уже имеющиеся у читателей знания о совершившемся событии, его исходе.
Смещается тематический прицел. На страницах журналов больше материалов о личной жизни людей спорта, выявляются частные, быть может, даже курьезные детали. Более последовательное отражение находят «внекадровые» процессы: все, что произошло за кулисами спортивного соревнования.
Пусть в основной массе читатели такой прессы все равно мужчины, гораздо больший процент представительниц прекрасного пола покупают еженедельники и журналы по сравнению с ежедневниками.
Повышается уровень иллюстрированности издания, во многих из них на разворотах располагаются большие цветные постеры, велик процентный объем фотографий и рисунков, так как люди хотят, наконец, не только прочитать, но и собственными глазами увидеть.
Конечно, не идет речи ни о какой оперативности. Здесь это понятие весьма и весьма относительно. Оттого задействованы другие механизмы поддержания интереса.
Уже нет такой
ставки на эмоциональный фон события,
скорее сказывается
Из-за преобладания комментария над фактом меняется система главенствующих жанров. Здесь таковыми выступают аналитическая статья, статья-размышление, интервью, обзор, зарисовка и публицистическая заметка.
Натурально
в большей степени реализуются
не только аналитическая, но и воспитательная
функция, создается возможность
для еще более глубокого ухода
от действительности. А вот роль
информативной и функции эмоцио
Наконец, в плане элементарных выразительных средств делается упор на художественность и образность речи, красоту и неожиданную точность эпитетов и метафор, часто употребляются многосложные, громоздкие синтаксические конструкции.
В целом, нужно заметить, что сказанное справедливо для таких изданий, как «Спорт-Экспресс журнал», «Матч», «Спортивное обозрение», газеты «Арена». Но существует и другая группа газет и журналов, которая попросту направлена на освещение какого-либо одного вида спорта, и такие издания сублимируют наиболее подходящие признаки ежедневных и ежемесячных изданий. К ним относятся: «Футбол», «Футбол-ревю», «Хоккей», «Теннис» и другие.
Непреложный факт, что спорт и его результаты интересны значительно большему числу людей, нежели количество выписывающих и читающих спортивную прессу. Вопрос заключается в том, насколько избирателен их интерес и чем вызвано невнимание к специализированным спортивным изданиям.
Дадим несколько вариантов ответа. Во-первых, интерес подобной аудитории может сужаться по принципу выбора верхушки айсберга: таким людям важно знать только самые значительные результаты на высшем уровне и самые весомые свершения. Подобные запросы удовлетворяют, как правило, спортивные рубрики общенациональных общественно-политических журналов и газет. Во-вторых, определенную группу населения увлекает все, связанное с конкретизацией понятия Родины, то есть широта жизненных проявлений, имеющих отношение к происходящему в том регионе, где они проживают. Следовательно, у них потребность в иной фильтрации новостного потока: они хотят читать все о спортивной жизни в их регионе. Вот на решение этой задачи и направлены усилия спортивных страничек местной прессы.
Попутно напрашивается важный типологический вывод. Он заключается в том, что размещение спортивной информации вне специальных изданий практически всегда происходит в общественно-политических газетах, и иногда – в общественно-политических журналах. Разумеется, кроме вышеотмеченных, спортивные колонки в региональной печати стремятся к выполнению некоторых других функций. Например, привлечения интереса населения к развитию физкультурно-спортивного движения в области, привития патриотических качеств личности, воспитания чувства гордости за свою малую Родину, гуманности, любви и уважения к людям, проживающим рядом с тобой. Очевиден тот аспект, что тематика общественно-политического издания направлена на отражение большого охвата жизни во всех ее проявлениях, и в этой связи не может не затронуть вопросы спорта, явления массового, резонансного, играющего заметную роль в общественной жизни, несущего огромный социальный потенциал и объединительные тенденции.
Кроме того, велика роль стремления всех категорий аудитории общественных газет быть разносторонне информированными и осведомленными даже в мало трогающих их темах, которые, тем не менее, вызывают повышенный интерес и желание их обсуждать у других людей.
Заключение
Вот мы и подошли к концу увлекательного, но полного трудностей путешествия. Многое осталось за бортом нашего быстроходного корабля, державшего курс на Терру Инкогнита современной журналистики – Вопросы спортивной тематики. Надеюсь, плавание оказалось приятным и полезным не только для капитана судна, а все пассажиры, согласившиеся принять участие в круизе, почерпнули для себя что-то новое. Для экипажа высшей наградой было бы знать, что, каждый, проделавший с нами тернистый маршрут к крохотному островку Знания, расположенного в Океане Неведения, сумел хоть на что-то взглянуть иначе, чем раньше…
Да, далеко не все аспекты многочисленных проблем тематики сумели мы отразить в скромных рамках курсовой работы, тема, по большому счету, достойна дипломной, многие частные ее вопросы будут разбираться подробно и оформятся в отдельные статьи. Однако сказано много, и во избежание несфокусированности взгляда на курсовую, выделим ее ведущие положения в виде небольшого заключения.
Любая журналистская деятельность немыслима без конечной цели, поставленной перед ней. Информирование не является самоцелью СМИ. Цель спортивной прессы идеальна и недостижима. Она заключается в содействии установлению мира на земле и достигается следующей технологией: войны – следствия противоречий, противоречия – итог несовершенства человеческой природы, в данном случае проявляющемся через отрицательные эмоции. Спортивная пресса призвана снимать стрессовые ситуации и направлять негативную энергию на переживания, связанные со спортом. Для этого поддерживается и развивается интерес к спорту и окружающей жизни в целом, попутно претворяется в жизнь процесс воспитания гармонично развитой личности. Чтобы достичь выполнения задачи постоянного поддержания интереса к спорту, пресса использует всевозможные методики, попытки тематизировать, которые приводит к следующим результатам. Осуществляя информационную, аналитическую и публицистическую, воспитательную функции, функции эскейпизма и эмоциональной мены, журналистика использует богатство лексических, синтаксических и концептуальных («самодостаточная система», «развлекательный таблоид») приемов.
Спортивная «пресса представляет собой особый социальный институт, следовательно, относится к явлениям надстроечного характера. Следуя диалектическому методу, надо признать, что пресса (в данном случае журналистика) является живым организмом, находящимся в постоянном развитии». Твердо верим и мы, что прогрессивное развитие спортивной прессы на пути к достижению идеалов гармоничного мира никогда не остановится.
Список использованной литературы
1. Амиров Р. «Пьяный Спорт» Журналист. № 9 М., 2004 С.22.
2. Ассоциативный тезаурус современного русского языка (АТСРЯ). – Часть I, II, III / Под ред. Ю. Н. Караулова, Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. – М.: “Помовский и партнеры”, 2004. – 198 с.
3. Войтик Е.А. О спортивной журналистике и не только Медиатор. №3 2006. - С. 5.
4. Глод В.В.
Информационные жанры в
5. Войтик Е.А Региональные СМИ в системе массовых коммуникаций C. 357 Краснодар 2011. – 342 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: В 6 т. – Т.2. – М, 2004. – 564 с.
7. Горелов И.
Н. Вопросы теории речевой
8. Горошко Е. И. Языковое сознание: гендерная парадигма. – СПб: Алетейя, 2006. – 329 с.
9. Горошко Е.
И. Интегративная модель
10. Горошко Е.
И. Специфика ассоциативного
11. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. – М, 2004. – 137 с.
12. Дерепа М.С.
Освещение спорта в
13. Зеленин Д. Советский спорт// статья Бездна М., 2011. - C. 28.
13. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. – М, 2003. – 143 с.
14. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М, 2002. – 328 с.
15. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты, – М.: Институт социологии РАН, 2006. – 200 с.
16. Клименко
А. П. Третий тип словесных
ассоциаций и виды
17. Клименко А.П. Существительные со значением времени в современном русском языке (Опыт психолингвистического описания одной семантической микросистемы): Автореф. дис. канд. филол. наук. – Минск, 2005. – 183 с.
18. Крушевский Н. В. Очерк науки о языке. – Казань, 2003. – 170 с.
19. Крылов Ю.В. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. – М, 2005. – 197 с.
20. Леонтьев
А. А. Общие сведения об
21. Михайлов С.А. Спортивная журналистика Спб., 2005. – 418 с.
22. Мартинович
Г. А. Вербальные ассоциации
и организация лексикона
23. Новикова
Н. С. Ассоциативный
24. Овчинникова
И. Г. Текстообразующая роль
вербальных ассоциативных
25. Садритдинова Е. Процессы жанрообразования в спортивных изданиях М., 2010 C. 3.
26. Словарь ассоциативных норм русского языка (САНРЯ) / Под ред. А. А. Леонтьева. – М.: МГУ, 2005. – 192 с.
27. Травина Е.Л.
Типологический анализ
28. Трубченинова А.А Спортивный медиа-дискурс как инструмент укрепления социальной общности М., 2012 C.1.
29. Туленков Д.А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика М., 2006 С. 13.
30. Шарафутдинова С.В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ М., 2009. – С. 136.
31. Шимкевич М. Внимание к физической культуре СПб., 2000 С. 54-55.
1 Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. – М, 2005. – С. 88.
2 Войтик Е.А. О спортивной журналистике и не только Медиатор. №3 2006. - С. 5.
3 Богомолова Н.Н. Социальная психология радио, печати и телевидения. – М, 2005. – С. 50.
4 Глод В.В. Информационные жанры в современной спортивной журналистике М., 2006. - C.56.
5 Горелов И. Н. Вопросы теории речевой деятельности. Психолингвистические основы искусственного интеллекта. – М, 2005.– С. 88.
6 Малышева М. М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. – М.: Academia, 2006. – С.111.
7 Дерепа М.С. Освещение спорта в периодической печати М., 2003 C. 191.
Информация о работе Спортивная тематика в журналах и газетах