Советские юмористические и сатирические издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Юмор - это способность подмечать во всех сторонах жизни нечто комическое, необычное, смешное. Но, как известно, юмор - это также одна из литературных категорий, которая имеет свои формы: сатиру, иронию, пародию, сарказм, анекдот и пр. Именно эти виды мы и замечаем в литературном творчестве разных писателей.

Содержание работы

Введение 3
1. Развитие сатирической и юмористической журналистики в советские времена 4
2. Специфика советских юмористических и сатирических изданий 7
3. Проблемы юмористических и сатирических издания в советские времена 12
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Sovetskie_yumoristicheskie_i_satiricheskie_izdania.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ» 

ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ» 

ИНСТИТУТ  ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                 КОНТРОЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ   

 

по дисциплине:  «История и актуальные проблемы отечественной журналистики»

 

тема: «Советские юмористические и сатирические издания»

 

 

Советские юмористические и сатирические издания

Содержание

 

 

 

Введение

 

Юмор -  это способность подмечать во всех сторонах жизни нечто комическое, необычное, смешное. Но, как известно, юмор - это также одна  из литературных категорий, которая имеет свои формы: сатиру, иронию, пародию, сарказм, анекдот и пр. Именно эти виды мы и замечаем в литературном творчестве разных писателей.

В философии существует такое понятие  как  «философия юмора» (или очень часто данное понятие используется как теория юмора). Это  раздел философии, изучающий природу юмора, его социальные функции, влияние на развитие личности. 

Существуют различные теории юмора, основная задача которых объяснить, понятие юмора, его основное социальное назначение, и что можно вообще считать смешным. Человеку, не обладающему в определенной мере чувством юмора, будет не совсем понятна сама природа юмора, ему это даже может показаться странным, иррациональным.

Говоря о том, что юмор - это способность подмечать нечто комическое, смешное, следует обратиться непосредственно к самому субъекту, тому, кто способен это воспринимать.

Здесь очень важно затронуть  психологию юмора. У каждого человека есть чувство юмора. Развитие этого чувства происходит у всех по-разному, это зависит от многих причин (воспитание в определенных культурных рамках, социальное воздействие и т.д.).

 

 

 

1. Развитие сатирической и юмористической журналистики в советские времена

 

В эпоху советского времени, а именно послевоенные годы и далее, юмор сходит с литературного пьедестала. Это было связано со многими социальными, политическими причинами, в целом острой обстановкой в социалистическом государстве. Нельзя полностью утверждать, что юмора в Советском Союзе не было. Напротив, существовало даже такое понятие как «советский юмор», который  освещал многие стороны советской идеологии. Он был представлен в различных советских художественных фильмах, юмористических журналах, наконец, в творчестве Михаила Жванецкого, который начиная с 1970-х годов, читал для советского общества свои монологи.

Ближе к двадцать первому  столетию роль юмора сильно увеличилась. Это было связано с переходом страны на новый демократический уровень. Перестройка, политика «гласности» дала о себе знать и уже в середине 1990-х годов эхо «гласности» откликнулось в сатирическом творчестве Задорнова, Жванецкого, Михаила Евдокимова.

Сегодня мы не можем представить  себе жизнь без телевизора, а именно тех юмористических передач, которые  буквально «расплодились» на российских телевизионных каналах. Юмор во всем его многообразии представлен во всех СМИ (радио, газета, ТВ).

Если говорить о сущности или  специфике русского смеха, следует  отметить две важные особенности - установка  на карнавальность (принцип перевернутости) и его связь с национальной традицией, русской ментальностью.  

В Древней Руси, смех считался признаком  дурного тона. Многие считали это  проявлением дьявольщины. Однако в  древнерусской культуре мы встречаем  балагуров, скоморохов. В этот период литература «пестрит» анекдотами, различного рода прибаутками.  

Очень важной особенностью русского смехотворства является воздействие  слова и последующая реакция  на него. Эффект неожиданности и  непредсказуемости вызывает «энергию действия». Надо отметить, что характерной чертой русского смеха является также стремление к модифицированию. Русский смех имеет свойство меняться, приобретая глубокие смыслы и новые формы, что характерно особенно для современного отечественного юмора. Считается также, что юмор в России парадоксален. Его парадокс состоит в рефлексии, а также в свойстве слияния различных значений того или иного юмора, что нередко приводит к эффекту неожиданности. 

Приемлемым для отечественного юмора является осознание ошибок различных жизненных реалий (политических, исторических, социальных и пр.), отсюда существует соответственно закономерное подразделение юмора (на примере тех же самых анекдотов).

Надо сказать, что природа русского смеха - добрая. Это смех никак не уничижительный, это смех назидательный, просветляющий. Для отечественного юмора характерна естественность, простота, которую человек воспринимает как что-то общепризнанное, но в то же время нелепое.

Основная его конкретная задача - освещение и отражение общепризнанных ошибок или пороков,  их осознание и умение преподнести в высоком литературном юмористическом плане. Очень важную роль здесь играет и образность (во многом образ строится на различных литературных приемах). Русский юмор очень полно и определенно показывает как эволюцию личности, так его деградацию.

Многие исследователи также  считают, что  современную отечественную  юмористику составляют представители различных национальных меньшинств.

Ярким представителем отечественного юмора, безусловно, является Михаил Жванецкий.

Валентина Серикова, один из исследователей творчества Жванецкого очень точно  подмечает: «В появлении такого писателя как Жванецкий участвовало провидение. На него существовал социальный заказ  в обществе» [5].

Творчество Михаила Жванецкого очень обширно.

Начиная с далеких 1970-х годов, его  монологи звучали на грампластинках в записи, затем в 1980 годы он выступал на закрытых концертах. После перестройки  писатель-сатирик  выступает в самых престижных концертных залах нашей страны, пользуясь огромной популярностью.

Востребован юмор Михаила Жванецкого и в наши дни. Это один из тех  немногих юмористов, кто умет точно, четко подмечать российскую действительность, отображать ее в своем творчестве  и преподать русском обществу.

Недаром его называли «королем юмора», «великим сатириком». Его творчество многие считают неким самосовершенством, талантом. Его цитируют «чаще, чем философов и сатириков от древних греков до новых русских» [5]. Многие его цитаты носят народный характер: их выносят в эпиграфы современных литературных произведений, произносят в ситуации обычного разговора, они встречаются в различных программах сатирического характера. Некоторые его цитаты произносят как крылатые фразы и афоризмы.

Глубинное творчество Михаила Жванецкого помогает любому читателю, зрителю, слушателю понять всю многогранность и многосторонность российской жизни. Он настолько тонко, детально раскрывает нам со сцены ту горькую истину, которая в литературном контексте приобретает совершенно иной смысл, иное значение.  Недаром отмечают исследователи его деятельности, что творчество его «феноменально», что он стал своим, «народным писателем» [5].

Михаил Жванецкий смог в самый  небольшой промежуток времени стать  неимоверно популярным сатириком. Большую  роль в становлении и развитии его большого таланта сыграла та советская действительность, в которой  рос и воспитывался будущий юморист.

Его чрезвычайно тонкий юмор, психологизм, открытость встречается на протяжении всего его творчества. Это человек, который обладает огромным творческим потенциалом. Многие его поклонники отмечают, что он умеет шутить и импровизировать одновременно.

В центре его творчества, конечно  же, находится человек со своими врожденными потребностями. Михаил Жванецкий умеет раскрывать многие жизненные вопросы, вопросы философского содержания и переводить их в юмористический пласт. Монологи Жванецкого раскрывают человека и его место в современном обществе, его занятия и его предназначение. Можно отметить, что его юмор отчасти философичен и тем самым предстает перед аудиторией очень тонко.

Как было сказано ранее, творчества этого сатирика очень обширно. За период своего многолетнего труда Михаил Жванецкий  выпустил несколько книг сатирического содержания. Существует очень много книг с афоризмами и цитатами, выдержками из его шедевров.

Следовало бы выделить некоторые особенности, характерные творчеству Михаила  Жванецкого:

  • прежде всего, это - монологичность (монолог как один из распространенных форм современного сатирического творчества)
  • демократическая природа творчества писателя (его юмор не унижающий, напротив, «очищающий», просветляющий)
  • многосторонность и многомерность (писатель охватывает практически все сферы человеческого существования)
  • краткость (многие монологи имеют очень короткую форму, что очень доступно для понимания и осознания)
  • философичность и тонкость юмора
  • назидательность
  • для творчества М. Жванецкого применима теория превосходства (он как обличитель, сверху осмеивает русские пороки)
  • герои творчества Жванецкого отражают духовные особенности русского менталитета. Имеют все национальные черты русского человека. Герой представлен в различных ипостасях - джентльмен, нахал, грубиян, благородный и добрый, лентяй и работяга.

Как отмечает Валентина Серикова, у Михаила  Жванецкого существует целая «галерея персонажей», которая по полноте своей, многокрасочности соотносится с собранием персонажей «Мертвых душ».

В заключение, хотелось бы отметить, что  юмор человеку необходим. Это позитивная энергия, которая раскрывает и помогает человеку понять себя, свое внутренне я, а также  помогает правильно реагировать на то, как это художественно и сатирично отражается в литературном творчестве любого современника. В любом юморе заложена сущность миропонимания, созидания чего-то сверх нового. Именно в нем заложена определенная степень  чувства оптимизма, в котором так нуждается любой человек.  

Недаром в одном из своих выступлений  Михаил Жванецкий заметил:  «Юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди».

 

2. Специфика советских юмористических и сатирических изданий

 

Многообещающим был первый номер  журнала «БОВ» (вышел в апреле 1921 года) под редакцией Маяковского, правда, этот номер оказался и последним. Начиная с 1921 года, во времена нэпа, предпринимались относительно успешные попытки возрождения сатирических изданий в предреволюционных традициях. В Петрограде выходили журналы «Новый бич», «Красный Сатирикон», «Мухомор», сатирические приложения к газетам – «Красный ворон», «Бегемот», «Пушка», «Кипяток». «Рабочая Москва» обзавелась приложениями «Красный перец» и «Заноза». Появились приложения и у центральных газет: у «Гудка» – «Дрезина» и «Смехач», у «Труда» – «Бузотер» и «Бич», у «Крестьянской газеты» – «Лапоть».

Среди важнейших тем советской  сатиры – антирелигиозная пропаганда, особенно актуальная в двадцатые  – тридцатые годы. В журнале  «Безбожник» и его аналогах священник  изображался с той же степенью отвращения, что и внешние враги  социалистического строя. Почти у всех сатирических изданий, вышедших в первые годы советской власти, судьба сложилась драматично – после разгромных постановлений ЦК они прекратили свое существование. «Большинство журналов не сумело еще стать органами бичующей политической сатиры… они сбиваются на путь приспособления к вкусам мещанства и новой буржуазии» (из специального постановления ЦК КПСС 1927 года). К середине тридцатых годов сатира «скукожилась» не только количественно, но и качественно. Многие темы стали запретными. На долгие годы газеты и журналы заполнились рисунками, обличающими деятельность социал-демократических партий зарубежных стран. В тридцатые годы истерические политические кампании порождали многочисленные злобные карикатуры на Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина, Рыкова и прочих «врагов народа».

Оживление и даже расцвет  советской сатирической графики  приходились на годы Великой Отечественной  войны – острие сатиры было направлено на реальную угрозу для страны. Это  был тот редкий случай, когда социальный заказ совпадал с искренним душевным движением художника, с его желанием скорейшей победы над фашизмом. В мирное же время сатирики обслуживали меняющиеся политические установки власти, активно участвуя во всех политических кампаниях режима. Самый удачный и долговременный проект новой власти – журнал «Крокодил», начинавшийся как еженедельное приложение к газете «Рабочий». «Крокодил» вышел в свет 27 августа 1922 года, чуть позже по тому же образцу были запущены татарский «Чаян», чувашский «Капкан», «Токмак» в Туркменистане.

К1933 году «Крокодил» стал единственным сатирическим изданием на русском языке  с тиражом более 500 000 экземпляров, хотя «уголки сатиры и юмора» существовали и в центральной, и в региональной прессе. На долгие семьдесят лет  журнал «Крокодил» определил лицо отечественной политической сатиры, а его художники – стилистику советской сатирической графики. Постоянными авторами «Крокодила» были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), Юлий Ганф, Константин Ротов, Иван Семенов, Борис Пророков, Борис Ефимов, Аминадав Каневский и Леонид Сойфертис. У каждого из крокодильских художников была своя специализация.

Кукрыниксы, Юлий Ганф и  Борис Ефимов занимались международной  тематикой. Были наработаны изобразительные клише, обязательные к употреблению. Так, визуальный образ Англии в послевоенное время – это толстый и глупый Джон Буль, обманутый Дядей Сэмом. Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр – непременно в нацистской форме. Президент Франции Шарль де Голль обязательно с большим носом и карикатурно длинными ногами. Изображения западных лидеров на страницах советской сатирической прессы как будто вышли из-под пера одного и того же рисовальщика. Самый популярный образ «международной сатиры» – «елка империалиста», украшенная бомбами, ракетами и разнокалиберным оружием, каждый декабрь неизменно появляющаяся в центральной печати.

Информация о работе Советские юмористические и сатирические издания