Сатирические журналы в период 1769-1774 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества. Этот подъем связан со вступлением на престол Екатерины II, даже сама императрица выпускала журнал - «Всякую всячину» (1769-1770).

Содержание работы

Введение
1. Сатирические журналы в период 1769-1774 гг.
2. Сатира Н.И. Новикова
3. Вывод
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

“Кошелек” (1774) – новый еженедельный сатирический журнал, который должен был прославлять древние российские добродетели и в первую очередь – национальное достоинство, порицать дворянскую галломанию, космополитизм. Вышло 9 номеров журнала. Его название связано с “кошельком” – кожаным или тафтовым мешком, куда укладывалась коса парика. Поэтому смысл заголовка должен был разъясняться читателя в первом номере в статье “Превращение русского кошелька во французский”, но она не была опубликована. Идея же Новикова состояла в том, что погоня за иностранной модой разоряет дворян, портит их нравы и приносит вред России. В первом номере “Кошелька” помещена беседа нечестного на руку и корыстолюбивого француза с русским, а затем с защищающим “российские добродетели” немцем. Здесь печатается ода А. Байбакова по случаю победы над турецким флотом и взятия крепости Бендеры в 1770 г. Далее опубликована анонимная одноактная идиллическая пьеса из крестьянского быта “Народное игрище” - добрейший барин живет душа в душу со своими крепостными, заботится о них, учит грамоте, и они платят ему взаимностью. Есть мнение, что автором ее являлся кто-то из придворных и Новиков был вынужден опубликовать ее, ибо в стране в это время шла крестьянская война. Кроме этого на страницах журнала появляются и материалы под рубриками “Ведомости”, “Известия”, публикуются фельетоны, сатирические портреты конкретных людей, чьи имена не называются, но легко угадываются. Новиков составляет сатирические словари и сатирические рецепты. Эти жанры помогают ему высмеивать не абстрактные пороки, а поражать порок сатирой “на лица”. Все материалы в журналах Новикова написаны понятным простым и естественным языком, близким к разговорной литературной речи.

Новиков маскирует наиболее острые в критическом отношении материалы, перемешивает их с публикацией панегирических сочинений.

Тема угнетенного  крестьянства. «Отрывок путешествия  в ***И***Т***».

Цикл «Писем к Фалалею». Раскрывается оборотная  сторона крепостного права – разлагающее влияние рабства на дворян. (Существует полемика, кому на самом деле принадлежат оба эти произведения. Берков считает, что «Отрывок» написан Радищевым, а «Письма к Фалалею» - Фонвизиным. Но нам Бухаркин говорил, что оба эти произведения принадлежат Новикову.)

Сатирические  «Ведомости». Не имеют такого резкого памфлетного и портретного характера, как в «Трутне».

«Опыт модного  словаря щегольского наречия». Используется для осмеяния галломании. Продолжение традиций «Трутня». Следствия худого воспитания как эскизный набросок романа о воспитании.

Кроме Новикова, в «Живописце» принимали участие  Екатерина II, Потемкин, Дашкова, Рубан, Фонвизин, Радищев, Победов и др. Новиков дважды переиздает журнал; первое издание – 636 экземпляров (первая часть) и 758 экземпляров (вторая).

Тематические  журналы Новикова – это просветительские периодические журналы, отражающие его желание способствовать моральному совершенствованию людей, их личному  освобождению от пороков, и как результат  – исправлению общества в целом. Главный лейтмотив всех этих изданий Новикова таков: каждый должен заботиться о своем нравственном перерождении, активно действовать на пользу другим людям. Кроме того на характер этих журналов, на их тематику накладывал отпечаток тот факт, что в 1775 г. Новиков вступил в ложу масонов. Это дало ему новые средства и возможности для издательской деятельности.

3. Вывод

Сатирическая  журналистика 1769–1774 гг. представляет, бесспорно, самое значительное общественное и литературное явление в истории  русской журналистики 18 в. Именно в ней проявились лучшие стороны тогдашней литературы, и определилось развитие прогрессивных тенденций в литературе последующего времени. Сатирические журналы показали, что литература делается серьёзной общественной силой и помогает оформлению общественного мнения. Именно боязнь пробуждения в народе сознательного отношения к социальным проблемам влекла за собой закрытие лучших изданий этого периода. Кроме того, серьёзное, честное отношение к социальным бедствиям эпохи требовало простоты и точности в изображении действительности, что порождало нарастание в недрах классицизма реалистических элементов.

С 1774 г. русская  журналистика 18 в. вступает в последнюю  фазу своего развития. К этому времени  завершается Первая турецкая война, значительно повысившая политический вес России. Во внутренней политике тоже произошли значительные события: подавлено движение Пугачёва, усиливается централизация власти, наступает период наибольшего укрепления и развития крепостных порядков. Это время является также периодом наибольшего развития в России фаворитизма. Всех своих любимцев Екатерина щедро одаривала, что вкупе с выше указанными обстоятельствами не могло не повлечь за собой новой полосы крестьянских волнений, продолжавшихся в течение всего царствования Екатерины и Павла 1. Поэтому правительство стремилось удушить общественную жизнь в её литературных проявлениях (арест Новикова, уничтожение «Вадима Новгородского» Княжнина, указ о закрытии частных типографий). Большая часть журналов, издававшихся в этот период, просуществовала не более года. Тем не менее, вопреки желаниям Екатерины и Павла, русская журналистика продолжала развиваться. Усиливается журнально-издательская деятельность учебных заведений, появляются новые виды журналов (музыкальные, модные, детские и др.), возникают литературные и научно-популярные издания в провинции (в Ярославле, Тобольске, Тамбове). Наконец, появляются такие крупные факты в истории нашей журналистики, как издания Крылова и Карамзина. Конечно, уровня журналов 1769–1774 гг. периодика последней четверти 18 в. не достигает, но культурно-воспитательная её роль делается заметнее, вводятся регулярные отделы библиографии, регулярной критики и др. В это время возникает свыше восьмидесяти новых периодических изданий. Кроме старых правительственных журналов, появляются новые, также имеющие официальный характер и стоящие на екатерининских позициях. Журналы эти лишены какой бы то ни было яркости, за исключением «Собеседника любителей российского слова». В них отсутствуют серьёзные, значительные темы, в вопросах литературной современности эти журналы также очень осторожны и смирны. В первую половину рассматриваемого периода возникают масонские издания (на левом фланге – новиковские «Утренний свет» и «Московское ежемесячное издание», а на правом – «Вечерняя заря», «Избранная библиотека для христианского чтения» и «Магазин свободно-каменьщический»). Уже с 1780-х гг. вновь появляются журналы сатирического характера («Что-нибудь», «Раскащик забавных басень», «От всего помаленьку» и др.). Но все они имеют больше развлекательный характер и никогда не поднимаются до постановки серьёзных вопросов. По существу только «Почта дУхов» Крылова, «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий» Крылова и Клушина могут считаться журналами сатирического направления. Близко к ним примыкает «Сатирический вестник» Страхова. «Московским журналом» начинается серия периодических изданий Карамзина, представляющих явление выдающееся. Последняя, и наиболее важная, группа журналов этого периода – издания, отражавшие настроения радикальных литературных кругов. Почти все эти издания связаны с Радищевым («Беседующий гражданин», «Санкт-Петербургский журнал»). Сюда же относятся журнал Рахманинова «Утренние часы». Таким образом, журналистика этого периода растёт вширь, захватывая и провинциальных читателей; она обращается к особым интересам публики, переходя к журналам специальным и научным. Наряду с этим возникают, в изданиях Карамзина, собственно литературные журналы. Вместе с тем необходимо отметить, что в течение последней четверти 18 в. в нашей журналистике не возникало никаких крупных теоретических споров и конкретной полемики, подобной борьбе сатирических журналов в 1769 г. Наиболее часто освещавшимися темами следует признать войну Северо-американских английских колоний за независимость (особенно большое внимание уделялось политическому строю, определившемуся в Соединённых Штатах после окончания войны) и Французскую революцию. Что касается последней, то вследствие реакции в журналистике того времени отражается резкое её неприятие. События внутриполитические не могли быть предметом откровенного и безбоязненного обсуждения, а потому оценку и освещение получали в форме оды (например, ода Капниста «На истребление на Руси звания раба Екатериною 2»). Однако именно в этот период в русской журналистике происходит накопление сил, подготовляющих падение господства классицизма. Такие явления, как «Сатира» Капниста, как оды Державина были явными признаками того, что в нашей литературе, под влиянием нового подъёма недовольства крестьян, обозначился рост сатирических, реалистических и критических тенденций. Отход от классических канонов наблюдался и в направлении, которое принято называть «ранним романтизмом». Деятельность Муравьёва, Кострова, Боброва, особенно писателей, связанных с масонством, определила идейные и художественные черты этого нового направления в русской литературе. В особенности сказалось это в журнальной практике, где наряду с оригинальными произведениями печатались и переводы западных «преромантиков» (Юнга, «Оссиана»). Много переводов Руссо, Вольтера, Гельвеция. Таким образом, журналистика этого периода делает большую и полезную работу по ознакомлению русского читателя с философскими и литературными течениями Западной Европы. Заканчивая общую характеристику журналистики 1775–1799 гг., следует отметить огромную её роль в развитии русского литературного языка. Обычно «реформу» языка приписывают Карамзину, но уже у писателей конца 1770-х – начала 1780-х гг. заметен новый подход к слову. Оно теперь воспринимается как источник «настроений», отсюда более тщательный отбор словесных комплексов, конструируются новые стилевые принципы, перерастающие в формирование новой семантики и нового синтаксиса.

Заключение

Итак, в течение 18 в. русская журналистика постепенно окрепла, прочно вошла в общественный обиход и заняла заметное и серьёзное место в социальной жизни, несмотря на крошечные по нашему мнению тиражи и очень маленькое число подписчиков (обычно около 100).

Сопоставляя длительность существования отдельных изданий 18 в. (если помните, очень редкие журналы издавались больше года), нельзя не обратить внимания на особенную устойчивость и прочность журнальной деятельности Академии Наук. Издававшиеся ею «Санкт-Петербургские ведомости», а также научные и научно-популярные журналы, несомненно, распространяли среди читателей конкретные знания, удовлетворяли их интерес к прошлому своей родины, способствовали географическому и экономическому изучению страны, знакомили с классической и новой литературой. К тому же печатание ряда частных журналов в типографии Академии Наук способствовало единообразию орфографии и внешнего оформления этих изданий.

Рост прогрессивных  сил в русском обществе второй половины 18 в. напрямую связан с борьбой  против екатерининской политики наиболее сознательных деятелей, отражавших объективные противоречия русской жизни. Поэтому история журналистики 18 в. есть существенное звено в развитии русской общественной мысли, русского освободительного движения.

Именно в  процессе борьбы с екатерининским режимом  журналисты, вынужденные обращаться изображению безотрадной обстановки России, подготовляли в недрах классицизма будущие успехи и конечное торжество реализма.

Очень важным для  журналистики 18 в. был вопрос о «врождённых  свойствах россиян». В разработке этой проблемы наметились две линии: екатерининская, говорившая о понятливости, смирении, «страхе божием», присущим русским, и прогрессивная, видевшая национальный русский характер в непреклонности, великодушии и свободолюбии. Эти споры имели большое воспитательное значение для национального самопознания и самосознания.

При этом национальное самопознание и самоуважение осуществлялось одновременно с познанием и уважениям  к другим нациям (наличие в периодике  этих лет «Камчатской песни», «Опыта калмыцкого стихотворения» и др.).

Список используемой литературы

  1. Смирнова А.А. Русская литература конца XIX – начала XX века. – М., 1993.
  2. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. – Московский университет. – 1991. – С. 146-157.
  3. Спиридонова Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века. – М., 1993.
  4. Спиридонова Л.А. (Евстигнеева) Русская сатирическая литература начала
  5. XX века. – М., 1977.
  6. Покровский В., О русских сатирических журналах: «Трутень», «Адская почта», «Пустомеля», «Живописец», «Трудолюбивый муравей и др., М., 1897 Его же, Щеголихи в сатирической литературе XVIII в., М., 1903
  7. Горнфельд А., Сатира, «Энциклопедический словарь», изд. Ф. А., И. А. Ефрон, полут. 56, СПБ, 1900
  8. Чеботаревская Анастасия. Из жизни и литературы. (Русская сатира наших дней), «Образование», 1906, № 5
  9. Фриче В., Сатира, Сатирические журналы, «Энциклопедический словарь», изд. «Бр. А. и И. Гранат и Ко», изд. 7, б. г.

 


Информация о работе Сатирические журналы в период 1769-1774 гг