Роль СМИ в формировании общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Общественное мнение издавна привлекает внимание ученых и политических деятелей, оно не раз становилось объектом дискуссий и предметом научных исканий. Причина этого в его сущности и особенностях как социально-психологического явления, в его постоянно растущей роли и значении в общественном развитии.
В различные эпохи место и роль общественного мнения в жизни общества менялись, что предопределялось характером и особенностями общественного строя, конкретными условиями развития общества.

Содержание работы

Введение
1. Понятие общественного мнения и его формирование
1.1 Суть общественного мнения
1.2 Технологии формирования общественного мнения
Глава 2. Влияние средств массовой информации на людей
2. Интеграция СМИ в общественное сознание
2.2 Влияние средств массовой информации на формирование стиля жизни
2.3 Влияние СМИ на поведение в обществе
Заключение

Файлы: 1 файл

Роль СМИ в формировании общественного мнения.docx

— 28.06 Кб (Скачать файл)

2.2 Влияние средств массовой  информации на формирование стиля  жизни

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное  культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется  разновидность личности, которая, как  и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного  серийного производства.

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение  ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную»  СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и  он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Исходя  из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления.

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с  их глубинным и разнообразным  воздействием на повседневную жизнь.

Именно  через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют  для себя гендерные образцы, которые  затем получают распространение  и воспроизводятся индивидами в  повседневной жизни.

2.3 Влияние  СМИ на поведение в обществе

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные.

С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также  завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно  на первый взгляд. Например, благодаря  СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или  явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении  таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической  катастрофы, термоядерной, биологической  войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную  информацию, не противоречащую ценностям  общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся  мнение.

Очень распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ система  поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает  огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной  реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так  и государственной системе в  целом. Безусловно - это положительные  стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий  СМИ является - пропаганда. Среди  отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод  дезинформации. Смысл в том, что  в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в  подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного  решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже  будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ, в отличие  от влияния, связанного с методом  ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор  и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку  метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют всю подаваемую информацию, т.е. особым образом «подводят» ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

Таким образом, с помощью различных  методов влияние СМИ крайне важно  и велико. Можно сделать вывод  что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных  СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения  общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

Заключение

Подводя итоги работы можно отметить недостаточную изученность в  литературе проблем технологий формирования общественного мнения в теории и практике СМИ. Анализируя различные социологические подходы и тенденции, пытаясь выяснить влияние сущностного осмысления общественной и индивидуальной деятельности, пришли к следующим выводам: ПР-деятельность, как правило, направлена на установление двухсторонних контактов с общественностью. Безусловно, что сегодня любая организация отвечает за свою работу перед обществом, в котором она функционирует.

СМИ является одним из важных факторов получения высоких результатов  в социально-политической деятельности и бизнесе. Однако эти достижения должны основываться на правде и полной информированности. Это касается, прежде всего, технологий формирования высокого имиджа политического лидера и кандидата  в депутаты во время избирательной  кампании. Это помогло бы избежать вредных слухов и предвзятостей.

Успешно организованная и проведенная работа ПР-технологии кампании помогает более  оперативно и своевременно обнаруживать и устранять недостатки в стратегическом планировании и системы управления организации, предприятия, фирмы.

Общественное  мнение имеет тенденцию преувеличивать значение происходящего. Поэтому необходимо использовать целостность посылок, охватывающих дискурсивное сознание социальных практик в технологиях формирования общественного мнения. Формирование общественного мнения может быть успешным только при создании доброжелательной атмосферы рыночного взаимодействия.

СМИ концентрируют внимание на наиболее драматических событиях и действиях, значительно обедняя и упрощая  действительное положение вещей  в стране и мире. Так, освещение  избирательных кампаний зачастую ограничивается сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Характер повседневного проведения кампаний заставляет кандидатов иметь  заранее подготовленную речь, которая  с незначительными модификациями  повторяется на следующих друг за другом выступлениях. Для репортёров эти речи дают мало нового материала, они не «зажигают» интереса публики. Обвинения и контробвинения между  кандидатами носят порой скандальный  характер, вот они и привлекательные, зрительные для передачи через СМИ. Поэтому в освещении публичных  действий претендентов органами СМИ  акцент делается не на анализе общественной проблематики, не на политической платформе  кандидатов, а на их личности, на их предполагаемой «способности» управлять  страной, а не на программе такого управления. При таком положении  вещей может создаться ситуация, когда победу на выборах одерживает не тот, кто действительно осознаёт реальные проблемы государства и  предлагающий наиболее оптимальные  пути их решения, а тот, кто способен обеспечить себе наибольшую популярность в глазах общественности и, умело  используя СМИ, лучше «продаёт»  себя и свою предвыборную программу  как можно большему числу избирателей. СМИ могут играть и более конкретную роль в обеспечении полного участия  общественности в выборах, не только информируя общественность о том, как  работает правительство, но и целым  рядом других способов.

Список литературы 
Интернет. (Электронная библиотека) 
1. Акопов А.И. Периодические издания. - М. - 2003.

2. Буари Ф.А. СМИ или стратегия доверия. /Пер. с франц. - М. ИМИДЖ-Контакт, 2001.

3


Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения