Редакторская подготовка христианской периодики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:11, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются основные моменты, касающиеся редакторской подготовки христианских журналов. Данный вопрос актуален, поскольку в современных христианских редакциях существует значительный дефицит квалифицированных кадров, связанный с преимущественно некоммерческим характером деятельности. Вообще, в России зарегистрировано более 40 тыс. религиозных организаций, религиозных центров, управлений, местных общин, относящихся к 58 различным религиям и конфессиям. Большинство из них издает свою печатную продукцию, в том числе газеты и журналы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Основные этапы редакторской подготовки……………………4
Основные жанры публикаций христианских изданий……….5
Работа редактора над авторским материалом………………...8
Работа над аппаратом издания………………………………….13
Список литературы…………………………………………………17

Файлы: 1 файл

реферат по редакторской подготовке.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Основные этапы редакторской подготовки……………………4
  2. Основные жанры публикаций христианских изданий……….5
  3. Работа редактора над авторским материалом………………...8
  4. Работа над аппаратом издания………………………………….13

Список литературы…………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В качестве эпиграфа к моей работе мне хотелось бы избрать слова  святого апостола Павла, обращенные к его ученику Тимофею: «Доколе  не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). Этот отрывок, как и многие другие места из Библии, формируют в такой обширной группе населения, как христианское сообщество, устойчивую потребность в постоянном духовном совершенствовании путем чтения Священного Писания и соответствующей литературы.

Современная система христианских изданий начала формироваться в 1990-е гг. В 1990 г. приняты Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и 3акон РФ «О свободе вероисповеданий», которые впервые после 1917 г. предоставили религиозным организациям права юридических лиц, возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью, а также вести независимую от государства информационную политику. К настоящему времени сформировалась уже достаточно широкая система христианской печати, которая включает издания разных уровней, типов и направлений.

Религиозную печать нет оснований  называть массовой в настоящее время. Она издается небольшими тиражами, распространяется в основном среди верующих. И, тем не менее, большинство религиозных изданий уже имеет устойчивый круг читателей.

Специфика современной христианской печати состоит в том, что она в полной мере отражает существующий в обществе духовный плюрализм и современное разделение христианского мира на конфессии и деноминации.

Вообще, в России зарегистрировано более 40 тыс. религиозных организаций, религиозных центров, управлений, местных общин, относящихся к 58 различным религиям и конфессиям. Большинство из них издает свою печатную продукцию, в том числе газеты и журналы.

Самую многочисленную группу изданий, естественно, имеет христианская периодика. Она выделяется и по количеству изданий, и по разнообразию газет и журналов: значительное место в ней занимает православная печать, выходят издания католиков восточного и западного обрядов, евангельских христиан, адвентистов Седьмого дня и др.

В этой работе я попробую рассмотреть основные моменты, касающиеся редакторской подготовки христианских журналов. Данный вопрос актуален, поскольку в современных христианских редакциях существует значительный дефицит квалифицированных кадров, связанный с преимущественно некоммерческим характером деятельности.

  1. Общая характеристика журнальных изданий

 

Периодическим изданиям свойственны  преимущественно «малые» журнальные жанры публикаций, что, кстати, связано  и с функциональным назначением  этих изданий. Такие жанры удобны для оперативного информирования, они  позволяют обеспечить приоритетность, апробацию сведений, осуществить  заявочную публикацию, что бывает весьма важно для науки.

Характер информации, который  определен рамками тематического  профиля периодического издания, связан и с его читательским адресом. Целевое назначение каждого определенного  периодического издания предполагает выход на соответствующие категории  читателей. Так, для христианских изданий круг читателей определяется по признаку христианского вероисповедания, круг основных читателей определяется религиозным профилем издания.

Целевое значение, характер информации, читательский адрес влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. При  этом необходимо, чтобы издание имело  свою внешнюю форму, позволяющую  распознать и выделить его из числа  других подобных изданий без каких-либо затруднений.

Согласно ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» журналом называется периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

В современной издательской практике журналы делят на следующие  виды: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные. Вопрос о типологических свойствах журнала привлекает внимание исследователей и практиков, работающих в различных областях - книговедении, журналистике, литературоведении, библиографии. И потому он решается на основе разных подходов. В этой типологии христианские издания, по моему мнению, стоят на стыке нескольких категорий, ведь описанные ниже виды массовых журналов могут быть разделены не только с учетом разнообразия массового читателя, но и по признакам региональной, национальной, ведомственной принадлежности, а также издающей организации:

Общественно-политический журнал публикует статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначен для широких кругов читателей. Он может включать сатирические и юмористические произведения, а также информацию отраслевого и научно-популярного характера. У него широкая целевая направленность, и рассчитан он на разнообразного массового читателя (молодежь, женщины, специальные категории читателей).

В литературно-художественных журналах основное место занимают произведения художественной литературы различных жанров, а также публицистические и критические статьи и материалы.

 

 

  1. Основные жанры публикаций христианских журналов

 

Для журнала вопрос о форме  публикаций, форме подачи информации непосредственно связан с вопросами  информативности периодического издания. Знание теории жанров, конкретных возможностей каждого жанра позволяет редактору  работать над материалом осмысленно, сознательно конструируя произведение, учитывая его жанрообразующие признаки.

Литературные жанры вообще и специфика жанров периодических  изданий в частности представляет собой проблему, которая пока еще  не нашла полного решения. Иногда жанр отождествляется со стилем, чему можно видеть подтверждение, например, в таких имеющих употребление в специальной литературе выражениях: «Публицистический стиль» и «Публицистический  жанр», «Научный стиль» и «Научный жанр». Считается, например, что любой стиль  реально существует как совокупность определенных типов текстов, каждый из которых можно назвать жанром.

Безусловно, язык и стиль  являются важнейшими качественными  характеристиками жанра произведения, однако не единственными. Рассматривая жанр как категорию литературы, можно  выявить его типологические признаки, определить жанрообразующие принципы, объем и содержание понятия «жанр». В самом широком значении жанр - это «исторически складывающийся тип литературного произведения». Каждый жанр - это типовая модель произведения, созданная на основе дальнейшей конкретизации типологических признаков вида литературы.

В целом в журнальных изданиях применяются почти все жанры, используемые в журналистике, научном  и литературно-художественном творчестве.

Информационные  жанры в христианских изданиях представлены преимущественно такими видами, как информация (хроника, заметка) и интервью. Информационные жанры оперируют, как правило, простой первичной информацией, не вдаваясь в ее глубокий анализ. Общими требованиями к информационным жанрам считают оперативность, наличие события, которое является поводом для выступления. Однако факт, взятый за основу информационного сообщения, не может быть произвольным, он должен четко соотноситься со спецификой издания.

Самый лаконичный информационный жанр - информация. Она, как правило, представлена под рубриками «Хроника», «Информация». Главная отличительная черта этого жанра состоит в том, что целевое назначение его ограничено тремя вопросами: что, где, когда. Анализ информационных заметок в христианских журналах показывает, что в основном они сохраняют все черты жанра: используют единичный факт, имеют оттенок официальности, обезличенности сообщения, основаны на общеупотребительной лексике. Традиционна и их структура: начало заметки диктуется самим фактом, послужившим поводом для ее написания, информация дается по «убывающей», т.е. используется композиционный принцип «перевернутой пирамиды».

Интервью - беседа представителя печати с каким-нибудь священником или лидером церкви по актуальным вопросам, имеющим практический и профессиональный интерес.

Изложение материала ведется  в форме ответов на вопросы. Ответы могут быть краткими и расширенными, что зависит от характера вопроса, информационной подготовленности собеседника, его отношения к обсуждаемым  событиям, явлениям. Так, например, наряду с изложением фактов (интервью-сообщение) высказывания собеседника могут  содержать их оценки, критические  замечания, предложения, возможны также  рассуждения и обобщения (интервью-мнение). На этом основании нельзя отнести  интервью к аналитическим жанрам; это лишний раз свидетельствует  о том, что границы между жанрами  не закрыты для их взаимопроникновения.

Достичь цели интервью, т.е. получить и представить читателю необходимую информацию, можно лишь при соблюдении обязательных условий: тщательной подготовки вопросов и знания темы, ситуации. «…Требуется известное  развитие для того, чтобы уметь  задавать вопросы, тем более относительно философских предметов, так как  иначе может получиться ответ, что  вопрос никуда не годится». Это суждение принадлежит Гегелю.

Аналитические жанры  в христианских изданиях представлены, в основном, следующими видами: статья и обзор. Аналитические жанры значительно масштабнее и основательнее и по праву занимают ведущее положение в журналах. Их целевая направленность - дать глубокое исследование, всесторонний анализ суммы фактов, относящихся к однотипным явлениям. В аналитических материалах обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависимость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций. Именно с точки зрения этих критериев должен оценивать редактор самостоятельность аналитических жанров. В каждом аналитическом жанре факты выполняют определенную роль; наполнение фактами и временные рамки во всех жанрах этой группы шире, чем в информационных.

Основным аналитическим  жанром, безусловно, является статья – это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и  практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

В статье выражается развернутая  обстоятельная аргументированная  концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической  проблемы. Так же, в статье журналист  обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно  расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Следующий жанр - это обзорная статья, которая представляет собой синтезированный текст, где дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранной для этой цели первичных документов за определенное время. Как более сложная разновидность аналитического жанра обзорная статья представляет собой результат аналитико-синтетической переработки первичной информации.

Обзорная статья может  ретроспективно освещать события, привлекать внимание к проблеме, объединять различные  точки зрения. Она, к примеру, может  быть посвящена рассмотрению серии каких-либо изданий, подведению итога развития соответствующий области. Наибольшую информационную ценность имеют содержащиеся в ней выводы и обобщения, сводные данные. В статье может быть проведена параллель между новыми и известными данными, отмечены стороны или признаки, которые положены в основу сравнения предметов анализа.

Самым сложным являются художественно-публицистические жанры. В эту группу входит очерк, который содержит обычно элементы публицистики, вместе с тем он близок к малым формам художественной литературы - к рассказу или короткой повести, но отличается от них своей фактографичностью: он строится не на вымысле, а на конкретной информации. Назначение очерка - образно представить человека в жизни и деятельности, в различных ситуациях, где проявляются его высокие нравственные и моральные качества.

При построении очерка обращают внимание на логичность и последовательность освещения событий, на выбор приемов  и средств, позволяющих убедительно  раскрыть смысл и значение явлений, дать характеристику людей. В очерке выявляют пять основных элементов: экспозицию, которая вводит читателя в тему и  в курс событий; завязку, или начало, действия; развитие действия; его высший момент - кульминацию; развязку, или  концовку.

Информация о работе Редакторская подготовка христианской периодики