Речевая культура и грамотность журналиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы на примере местного СМИ исследовать проблемы речевой культуры и грамотность журналистов.
Задачи данной курсовой работы:
1.Изучение литературы на тему речевой культуры и грамотности журналиста. Теоретическое изучение проблемы
2.Охарактеризовать проблемы культуры речи, возникающие в профессиональной деятельности журналиста

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Для официально - деловой речи характерны общие стилевые черты:

  • точность и безличность изложения, не допускающая возможности различий в толковании;
  • беспристрастная констатации;
  • детальность изложения;
  • стереотипность, стандартизованность изложения;
  • официальность, строгость мысли;
  • объективность и логичность.

Жанры делового стиля выполняют  информационную, предписывающую, констатирующую функции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная.

 

Его основное назначение — это  информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В официально-деловом стиле широко употребляемы сложные предложения, а также простые, значительно распространенные, включающие обособленные обороты, однородные члены.

Разговорный стиль  служит прежде всего для непосредственного  общения с окружающими нас  людьми. Он характеризуется непринужденностью  и неподготовленностью речи. В  нем часто употребляются разговорные слова, слова в переносном значении.

Слова в разговорном  стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку, в разговорном стиле используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Фразеологические обороты встречаются особенно часто именно в разговорном стиле, широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь — это чаще диалог.

Художественный  стиль используется, чтобы нарисовать живую картину, изобразить предмет  или событие, передать читателю эмоции. Высказывания художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью.

К характерным  языковым средствам стиля относятся: слова с конкретным значением, слова  в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающие начало действия, переносное употребление форм времени и наклонений; эмоционально-окрашенные предложени

Вербально-знаковое оформление типических ситуаций социального  взаимодействия людей носит название речевых жанров.

«Речевой жанр – относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов). Будучи культурными формами, речевые жанры характеризуются следующими основными свойствами: они объективны по отношению к индивиду и нормативны; историчны, вырабатываются людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни; характеризуются особым оценочным отношением к действительности; выполняют функцию интеграции индивидов в социум; многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения; являются опорой для творчества.Речевой жанр (от однословной бытовой реплики до больших произведений науки или литературы – М.М. Бахтин) являются единицами общения. Важнейшие конститутивные особенности высказываний (текстов), отливаемых в те или иные жанровые формы, – смена речевых субъектов и завершенная целостность. Высказывание есть духовное преломление бытия, осуществляемое в разных сферах культурного творчества в соответствии с различными принципами.

В плане генезиса речевые жанры  разделяются на первичные и вторичные. Первичные  речевые жанр - складываются в условиях непосредственного общения, а вторичные – в условиях высокоразвитой культурной коммуникации, напр., научной, административно-правовой, политико-идеологической, художественной, религиозной (романы, драмы, научные исследования и др.). Первичные речеве жанры могут преобразовываться, усложняться, превращаться во вторичные. Вторичные Р. ж. как формы целых речевых произведений включают в свой состав богатый репертуар модифицированных первичных жанров» (http://stylistics.academic.ru/145/Речевой_жанр)

Другим важнейшим критерием классификации речевых жанров являются сферы деятельности  и общения. Важнейшие виды духовной социокультурной деятельности, выступая экстралингвистической основой соответствующих функциональных стилей, предстают в качестве иерархически организованных систем частных деятельностей и образующих их типовых действий, лежащих в основе групп речевых жанров и отдельных жанров.

Речевые жанры  типологизируются, кроме того, по признаку информативной или фатической целеустановки  коммуникантов. Каждая из этих двух наиболее общих целей представлена набором более частных типовых интенций, соответствующих отдельным жанрам. Собственно информативными речевыми жанрами в сфере непосредственного общения являются, например, личностно нейтральные вопросы и ответы, прямые просьбы и обещания, речевое взаимодействие на производстве.

Реевые женры  допускают разную степень свободы  в развертывании содержательно-смысловой  стороны сообщения, а также в  выборе и использовании языковых средств. Различаются 1) тексты, которые  строятся в соответствии с более или менее жесткими, но всегда облигаторными информативными моделями (напр., кулинарный рецепт, инструкция, театральная афиша); 2) тексты, содержание которых строится по узуальным информативным моделям, т.е. моделям, носящим довольно общий характер (газетное сообщение о текущих событиях, рецензия на литературное произведение); 3) тексты нерегламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности со стороны жанра и коммуникативной сферы (частная переписка, большинство жанров худож. произведений – К. В. Кожевникова).

В случае специально спланированного, сознательного построения речи и употребления в ней определенных языковых средств речевые жанры  становятся риторическими.

Жанровые формы  во многом определяют характер мышления и дискурсивного поведения языковой личности. В процессе развития социо-лингвистической компетенции человека система жанровых фреймов становится имманентной его сознанию структурой. Это облегчает процессы формирования и формулирования мысли, а также восприятие чужого высказывания.

В последние  годы речевые жанры становятся объектом новой лингвистической дисциплины – жанроведения, тесно взаимодействующей  с другими направлениями современной  коммуникативно-функц. лингвистики.

 

    1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА ЖУРНАЛИСТОВ

Речь это  сила: говорите, чтобы убедить, чтобы  переманить, чтобы заставить.

Ральф Уолдо  Эмерсон.

Чтобы преуспеть  в воздействии на людей в общении, необходимо использовать такой сильнодействующий  стимулятор формирования  имиджа, как  речь.

Имидж или статусный образ в социологии понимается как составная часть определенной социальной роли: имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом

Для создания речевого имиджа журналиста существуют жесткие внешние требования по отношению к тексту, он каждый раз как бы облачается в одну и ту же униформу. В предлагаемых условиях игры имиджа проявляется в наработке индивидуальных штампов

Ценностные функции:

Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.

Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Под речевым  воздействием понимают речевое общение, взятое в аспекте его целенаправленности, мотивационной обусловленности. Известно, что в любом акте речевого общения  коммуниканты преследуют определенные неречевые цели, которые в конечном счете регулируют деятельность собеседника.

Феномен речевого воздействия  связан, в первую очередь, с целевой  установкой говорящего субъекта речевого воздействия. При помощи речи журналист побуждают партнера по коммуникации начать, изменить, закончить какую-либо деятельность, влияют на принятие им решений или на его представления о мире. Таким образом, анализ речевого воздействия обычно проводится с позиции одного из коммуникантов - субъектов речевого воздействия, а в качестве объекта воздействия выступает партнер по коммуникации. «Речевое воздействие - однонаправленное речевое действие, содержанием которого является социальное воздействие на говорящего в процессе общения» (Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации). В работе Л.Л.Федоровой выделяются следующие типы речевого воздействия:

1) социальное;

2) волеизъявление;

3) разъяснение, информирование;

4) оценочное и эмоциональное.

Оценочный и  эмоциональный типы речевого воздействия  связаны с общественными, объективно установленными морально-правовыми отношениями либо с областью межличностных субъективно-эмоциональных отношений.

Стратегия речевого поведения  охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных результатов. В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана. Речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, для журналиста не мало важно владет всеми этими принцыпами, что бы правильно и точно донести информацию до аудитории и главное добиться желаеого успеха. Поскольку стратегии ориентированы на будущие речевые действия, связаны с прогнозированием ситуации, истоки их следует искать в мотивах, которые управляют человеческой деятельностью.

Речь имеет не только непосредственную цель, но и мотив - то, ради чего достигается речевая цель. Слушая речь другого человека, мы всегда стремимся понять, ради чего он говорит. Не понимая мотива речевых действий, мы до конца не можем понять смысл высказывания.

Мотивы далеко не всегда осознаются субъектом, более того, довольно часто приводимая человеком мотивировка  не совпадает с действительным мотивом. Осознание мотивов - явление вторичное, возникающее только на уровне личности и совершенствующееся по мере ее развития.

Особый тип стратегических планов представляют риторические стратегии, в рамках которых используются различные  приемы ораторского искусства и риторические техники эффективного воздействия на адресата.

Для специалиста по связям с общественностью наиболее интересными  являются именно вспомогательные стратегии, так как целью имиджмейкера является не изменение мировоззрения, а возможности использования различных приемов, их эффективность при сознании благоприятного имиджа .

Основная задача, которую  решает оратор в непосредственном процессе общения – адекватно передать слушателям свои идеи, чувства, эмоции, составляющие содержание его речевого произведения. В значительной степени успешное решение этой задачи зависит от знания автором-оратором основных законов психологии восприятия звучащего слова. Так, в многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем три четверти часа.

Начало общения не случайно все исследователи считают  самым ответственным моментом в  процессе речевой коммуникации. Именно здесь в течение 3–5 минут решается «речевая судьба» говорящего: удалось  ли ему расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего разговора, заинтересовать собой как неординарной личностью. Таковы конкретные цели введения в речь. В результате риторически грамотного поведения оратора в начале его общения с аудиторией должен сформироваться такой речевой имидж, который, с одной стороны, отвечал бы поставленным во введении целям, а с другой – полностью соответствовал бы общему личностному имиджу говорящего, т.е. гармонировал бы с его визуально воспринимаемым обликом, его психологическими и интеллектуальными особенностями. Иными словами, чтобы созданный имидж был бы одновременно привлекательным для аудитории и естественным для оратора. Современная риторика выработала ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволяет «входить» в любую аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям, всем своим видом убеждая их в том, что ему как оратору есть что сказать и он знает, как это сделать именно в этой аудитории. Прежде всего, «дайте на себя посмотреть. Ещё одна особенность восприятия связана с различной степенью активности оратора и его слушателей. Вынужденная неподвижность, «запрет» на общение с сидящими рядом неизбежно вызывают у слушателей торможение нервной деятельности и значительно более быстрое, чем у оратора, наступление усталости. Поэтому время от времени аудиторию следует выводить из состояния заторможенности, используя голосовую подачу «разрядочной информации»: речевой энтузиазм, оптимистическое настроение должны обязательно присутствовать в интонационно-мелодическом рисунке речи. Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи. Существуют примерные параметры скорости публичного выступления, основанные на психологии восприятия. Для оратора это приблизительно 100–120 слов в минуту. Это та скорость, при которой слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего перед ними человека. Слишком быстрая речь и речь замедленная одинаково нежелательны, так как при излишне торопливой речи слушатели «отстают» и теряют речесмысловую ориентацию. При излишне медленной речи слушатели начинают невольно «опережать» оратора и успевают переключить своё внимание на что-нибудь другое, вообще уходя с общей речевой дистанции. Кроме темпа речи чувству продвижения и ориентации в речевом общении помогает и так называемый эффект границы. Этот эффект построен на такой психологической закономерности, как «зависимость запоминания от эффектности воспринимаемой речи». Если кванты речи в речевом поведении оратора эффектно отделены границами (перемена позы, жест, пауза, изменение громкости голоса, его высоты, интонационное разнообразие), то в памяти слушателей они сохраняются дольше и основательнее. В то же время следует учитывать, что, желая подчеркнуть важность того или иного тезиса или выделить интонационно смысловой центр речи, оратор невольно может усилить категоричность своего утверждения. Категоричность же, как показывают исследования, воспринимается слушателями как «нарушение их личностного суверенитета». Возникающая при этом у них защитная реакция снижает эффективность речевого воздействия и подсознательно ухудшает оценку самого оратора.

Информация о работе Речевая культура и грамотность журналиста