Радио журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:50, контрольная работа

Описание работы

Первая радиостанция на территории Казахстана появилась в 1912 году. Это Форт-Александровская радиостанция. Это доказано исследователем истории радиовещания в Казахстане Н.Омашевым на основе архивных документов.

Файлы: 1 файл

журмат.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Исследователи специфики психологического контакта радиовещания с достаточно большой точностью определили, что  эти кризисы внимания наступают практически у всей аудитории и в одно и то же время. Если нет дополнительного информационного интереса (скажем, передается чрезвычайно важный материал или передача слушается, например, специально, чтобы оценить ее профессиональные достоинства, или еще что-то в этом роде), то через три с половиной минуты у всех радиослушателей неизбежно наступает полный кризис внимания, и оно просто отключается! Второй кризис наступает через 8,5- 9 минут после начала передачи. Для его преодоления используются виды фактуры, которые по своей природе ближе к естественным формам воспринимаемой деятельности и к естественным, прямым формам общения.

Третий кризис внимания наступает  на 14-й минуте прослушивания передачи. Этот кризис преодолеть поможет только еще более активная с точки зрения восприятия на слух фактура, окрашенная активной эмоцией. Речь идет об эмоциях, возникающих в дискуссии при столкновении мнений, при прямом выражении восхищения или негодования. Это может быть и точно подобранная музыка.

На 28-й минуте наступает самый сильный кризис внимания аудитории, слушающей однотомный материал. Специфика восприятия радиопередач подсказывает, что не стоит стремиться к большим по объему материалам. Да и вообще большое количество фактов далеко не всегда является достоинством передачи. Оно не заменит глубины авторского анализа, но увеличит опасность того, что передача будет вялой, нединамичной, и у слушателей просто не хватит терпения и времени дослушать ее до конца.

В произведениях массовой информации сегодня все больше ценятся динамика, разумный лаконизм при выборе выразительных средств, при отборе фактов и подробностей. Особенно это относится к телевидению и радио. Международный стандарт подачи теле- и радио новостей в настоящее время - 100 секунд. За три же минуты, как показывает практика, можно достаточно полно рассказать о любом текущем событии, дать аргументированный комментарий, 10-минутная передача - объем для всестороннего освещения проблемы, десять минут - удобный объем для корреспонденции и очерка. 14-15-минутная передача - это пространство для основательного наблюдения, анализа и раскрытия общественно-политических и морально-нравственных тем. 28 минут больше всего подходят для документального радиофильма или радиопьесы. Конечно, бывают и более продолжительные по звучанию однотомные материалы, но это уже исключение, объем для освещения чего-то неординарного.

Внимание аудитории к радиопередаче  всегда подвижно. Слушателей привлекают обращение к волнующей теме и  проблеме, опора на актуальную тему, яркие факты, интересные творческие решения.

Различие метода и жанра в радиожурналистике

Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются  содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.

Историки вещания - Дубровин В. Б., Летунов  Ю. А., Гуревич П. С., Ружников В. Н. - рассматривали  истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития самого вещания, освоения его специфики и возможностей звучащей журналистики.

Внутренняя эволюция отдельных  жанров и всей системы в целом  во многом зависела еще и от технических  параметров коммуникационного канала, его специфики. Усовершенствование техники и предопределяло творческое освоение новых возможностей.

Основные методы работы радиожурналиста - запись звука на магнитофон, монтаж записи, аналитическое чтение документов, акустическое воздействие, речевое  общение, наблюдение. Все они тесно  связаны с жанрами.

К концу 20-х - началу 30-х годов на радио стала использоваться магнитная звукозапись. "Появление звукозаписи стало подлинной революцией в развитии советского радиовещания", - справедливо утверждают Гуревич П. и Ружников В. Возможности использования предварительных документальных записей, а особенно монтажа намного расширило рамки творческой работы. Звукозапись стала основой для появления радиорепортажа, радиоочерка, радиозарисовки, появления такой формы, как радиофильм.

Именно в начале 30-х годов  стала складываться современная  система жанров радиожурналистики.

Система жанров радиожурналистики  и каждый жанр в отдельности представляют собой динамичную среду. Классификация  жанров сталкивается с проблемами разного  характера, среди которых первая - логическое определение единства основания деления и вычленение наиболее важного основания.

Багиров Э. Г., рассматривая проблемы классификации жанров и видов  передач, опирается на опыт и рекомендации международной конференции по классификации  телевизионных программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию по форме передач.

Целостную систему современных  жанров радиожурналистики можно  охарактеризовать как совокупность жанров: динамические связи которых как внутренние, так и внешние определяются:

потребностями отражения современной  жизни с целью воздействия  на общественное мнение;

функционированием радиожурналистики  в системе массовых коммуникаций;

- единым типом творчества - публицистическим;

- акустическими особенностями коммуникационного канала;

- функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития, их взаимодействием.

Журналистика решает триединую  задачу:

- сообщение фактов;

- оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;

- изображение фактов, событий, явлений. 

Эти три задачи формируют и три  группы жанров:

- информационные;

- аналитические;

- документально-художественные.

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:

Информационные  жанры:

- информационные;

- радиоотчет, радиообзор;

- информационное радиоинтервью;

- информационный раодиорепортаж;

- информационная радиокорреспонденция.

Аналитические жанры:

- аналитическое радиоинтервью;

- аналитический радиорепортаж;

- аналитическая радиокорреспонденция;

- радиорецензия;

- письмо, обзор писем;

- радиобеседа;

- радиокомментарий;

- радиодискуссия;

- радиоречь;

- журналистское радиорасследование.

Документально-художественные жанры:

- радиокомпозиция;

- радиоочерк;

- радиозарисовка;

- радиофельетон.

По форме звучания в эфире:

- Монологические жанры: информационное радиосообщение; радиорецензия; радиообзор; радиоотчет; радиокомментарий; радиобеседа; радиоречь; радиозарисовка.

- Диалогические жанры: радиобеседа; радиоинтервью; радиодискуссия.

- Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания): радиорецензия; радиообозрение; радиоотчет; радиокомпозиция;

радиокорреспонденция; радиорепортаж; радиозарисовка; радиоочерк;

радиофельетон.

Некоторые жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение  или на их анализ.

Форма звучания тоже варьируется. Некоторые  жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в  группу синтетических жанров.

Каждый жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача, и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами. Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное "разделение труда" между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров.

Принцип формата  в современном радиовещании

Для современных аудиовизуальных  СМИ характерно естественное содержание исторически сложившихся форм общения, оригинальных явлений культуры с массовостью и демократичностью их функционирования среди широких слоев населения. Рост объема рекламы и технологическая революция как два основных фактора, определяющие динамику развития современного информационного процесса, привели к значительным структурным типологическим изменениям в радиовещании.

Уже 10 лет радио Казахстана существует и развивается по принципу "формата". Современный принцип форматного вещания определил собственную  специфику, приемы и формы деятельности, требования к текстовому оформлению радиопрограмм, особенности интерактивной коммуникации. Становление форматов на радио Казахстана началось с 90-х годов - момента распада единого государственного вещания на коммерческие каналы, когда появившиеся многочисленные радиостанции стремились наверстать отставание от мирового опыта развития. Каждый из каналов предлагал тот тип вещания, который, как казалось, был единственно оригинальным. Проводя классификацию каналов по типу вещания, типологию часто путают с форматом. Вместе с тем это не идентичные понятия. При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.

1. Информационное вещание.

При информационном типе вещания музыки в эфире практически нет. Обычно это "закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. Такой тип вещания развит в США и Западной Европе. В Казахстане предпринимались попытки создания информационного радио на базе "Радио 31". Однако отсутствие денежных средств и слабая профессиональная база отодвинули создание ИР на неопределенный срок.

2. Информационно-музыкальное радиовещание.

Здесь соотношение информации и музыки составляет 60-70% музыки против 30-40% информации.

3. Музыкально-информационное вещание.

Соотношение информации и музыки соответственно меняется на противоположное: 30-40 % информации и 60-70 % музыки. Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3, подпадает большинство казахстанских радиоканалов.

4. Музыкальное радиовещание.

Количество информации, включая  короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное  время отдано музыке. Данный тип  вещания превалирует в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард, классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе. Популярный казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы занималось исключительно классической музыкой, по типу "Франс мьюзик" во Франции и "Радио-3" в Англии.

Современные деятели радио определяют формат как "музыкальную политику, преимущество музыкальных стилей и  направлений, которые звучат в эфире конкретной радиостанции", " стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы своей целевой аудитории". Вместе с тем отождествлять принцип формата исключительно с музыкальными приоритетами не совсем верно. Как же тогда охарактеризовать новостные, разговорные, развлекательные форматы?

В Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено  музыке и меньше - информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты, ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе специализированной информации и тематических программ.

"Формат" - это определенные  рамки, концептуальный режим вещания  станции, основанный на вариативном  распределении по часам информационной, музыкальной, рекламной и программной продукций". Сосредотачивая приоритетное внимание на развлечении аудитории, коллектив радиостанции не должен забывать о подготовке и трансляции полноценной, профессионально обработанной и адаптированной к аудиовосприятию информации, ради которой, кстати, радио включает 87 процентов слушателей.

Отметим здесь, что современное  форматирование радиостанций предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически  сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп". Сегодня проблематично отметить классическую трактовку языка радио: устный, разговорный, литературный… Язык радио на современном этапе можно охарактеризовать как "коллективный, усредненно - просторечный вариант коммуникации, порожденный спонтанностью речи". Спонтанность возникает из-за неподготовленности текста ведущим, его стремлением к импровизации, которое часто оборачивается элементарным неумением выстроить фразу или предложение. Принцип формата предполагает импровизацию, но только не как попытку возведения последней в ранг стилевых особенностей языка.

Информация о работе Радио журналистика