Особенности функционирования терминологических единиц в классических антиутопиях XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:17, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – описание механизма включения терминов в лексическое пространство художественного произведения, который обеспечивает выполнение терминами не только номинативно-описательной, но и художественно-образной функции; определение места и роли терминов в художественном тексте; рассмотрение индивидуальных особенностей употребления терминов у отдельных писателей и раскрытие понятия авторской терминологии и «новояза»; количественный и качественный анализ основных групп антиутопических терминосистем.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящего исследования являются:
– дать определение понятий «термин», «терминология» и «терминосистема», установить связи между ними;
– установить требования, предъявляемые к терминам, и выявить признаки терминов;
– исследовать сферы функционирования терминологической лексики;
– проследить функционирование терминов в художественном тексте;
– охарактеризовать жанровое своеобразие антиутопических произведений и раскрыть содержание термина «антиутопия»;
– проанализировать личность главного герой как носителя языка антиутопии;
– описать язык антиутопии, авторскую терминологию и «новоязы»;
– выявить особенности описания и классификации лексического материала текстов антиутопий;
– произвести классификацию терминов на основе их лексико-семантических показателей;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Особенности функционирования терминов и терминосистем в научном и художественном стилях речи 9
1.1. Связь понятий «термин», «терминология» и «терминосистема» 9
1.2. Требования, предъявляемые к терминам, и признаки терминов 14
1.3 Сферы функционирования терминологической лексики 17
1.4 Термины в художественном тексте 26
Выводы 35
Глава 2. Лексико-стилистические особенности жанра антиутопии как основного носителя научных терминов в художественной литературе 38
2.1. Жанровое своеобразие антиутопических произведений. Содержание термина «антиутопия» 38
2.2. Главный герой как носитель языка антиутопии 50
2.2.1. Термины в речи героев отечественных антиутопий как средство выражения авторских интенций 50
2.2.2.Терминологические единицы в речи героев зарубежных антиутопических произведений 58
2.3.Язык антиутопии: авторская терминология и «новоязы» 68
Выводы 81
Глава 3. Анализ и классификация лексических единиц в терминологических словарях антиутопий 83
3.1. Особенности описания и классификации лексического материала текстов антиутопий 83
3.2. Классификация терминов на основе их лексико-семантических показателей 87
3.3.Классификация терминологической лексики на основе отношений ее единиц 99
Выводы 106
Заключение 108
Список использованных источников 112

Файлы: 1 файл

Diplomchik.doc

— 889.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

 

Кафедра теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

 

Особенности функционирования терминологических единиц в классических антиутопиях XX века

 

Специальность 031301 Теоретическая и прикладная лингвистика

 

Автор работы __________ Скобликова Е.О.

 

 

Группа ЛН-81 

 

Руководитель работы ________к.ф.н. доц. Силакова Д.В.

          

 

Нормоконтроль ___________________________

       

Рецензенты ______________________________

______________________________        

Работа допущена к защите

 

Заведующий кафедрой _____________________.

 

 

 

Оценка  ___________________      Протокол ИЭК  № ______от____________

 

Председатель ИЭК_________________________ д.ф.н., проф. Мамонтов А.С.

 

 

Курск 2013г.

 

Содержание

 

Введение 4

Глава 1. Особенности функционирования терминов и терминосистем в научном и художественном стилях речи  9

1.1. Связь понятий «термин», «терминология» и «терминосистема» 9

1.2. Требования, предъявляемые к терминам, и признаки терминов 14

1.3 Сферы функционирования терминологической лексики 17

1.4 Термины в художественном тексте 26

Выводы 35

Глава 2. Лексико-стилистические особенности жанра антиутопии как основного носителя  научных терминов в художественной литературе 38

2.1. Жанровое своеобразие антиутопических произведений. Содержание термина «антиутопия» 38

2.2. Главный герой как носитель языка антиутопии 50

2.2.1. Термины в речи героев  отечественных антиутопий как  средство выражения авторских интенций  50

2.2.2.Терминологические единицы  в речи героев зарубежных антиутопических произведений  58

2.3.Язык антиутопии: авторская терминология и «новоязы»  68

Выводы 81

Глава 3. Анализ и классификация лексических единиц в терминологических словарях антиутопий 83

3.1. Особенности описания и классификации лексического материала текстов антиутопий 83

3.2. Классификация терминов на основе их лексико-семантических показателей 87

3.3.Классификация терминологической лексики на основе отношений ее единиц  99

Выводы 106

Заключение 108

Список использованных источников 112

Приложение 1. Источники исследования 119

Приложение 2.Список терминологических единиц  120

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день не подвергается сомнениям тот факт, что научная и техническая терминология, а в частности термины, терминосистемы как лексический пласт, обладающий специфическими характерными чертами, были предметом описания и анализа многих работ лингвистического содержания теоретической и практической направленности. При этом стоит отметить, что с течением времени интерес к различным проблемам возникновения, развития и функционирования терминологии не только не падает, но и наоборот, неизменно возрастает. Это объясняется изменением научной картины мира, затронувшего в том числе и лингвистическую область: переходом от статичного структурного направления к  более динамичному структурно-функциональному, при котором термин рассматривается не только как один из лингвистических объектов, но и как средство изучения функциональной природы самого языка. Кроме того, в последние десятилетия среди ученых и исследователей естественных языков наблюдается тенденция к пониманию значимости терминологии не только в общелитературном языке, но и в языке художественной литературы, что является прямым отражением особой роли науки в современном обществе.

Так как тема настоящей дипломной работы является смежной – т.е. охватывает сразу несколько областей лингвистического исследования (лексикографической, семантической и литературоведческой), то помимо лексикографического описания встретившейся в исследуемых текстах терминологии представляет интерес сам источник – антиутопический роман как социокультурный феномен, его жанровое своеобразие и художественные особенности. Обращение к исследованию антиутопий обусловлено значительным ростом интереса лингвистов к изучению закономерностей организации текстов вообще и специфике построения отдельных функциональных типов текстов в частности.

Изучение употребления научной терминологии в романах иностранных (в частности, англоязычных) и отечественных авторов представляет значительный интерес, поскольку помогает выявить особенности индивидуально-авторского словоупотребления, индивидуального художественного стиля и способа выражения авторских интенций писателей. Вопрос о профессионально-терминологической лексике и ее роли в романах Е. Замятина, В. Войновича, Э. Берджесса, Дж. Оруэлла и др. имеет играет важную роль среди проблем исследования художественных текстов, т.к. термины входят в словарный состав языка произведений в качестве его неосновной части, при этом они дают весьма интересный материал для характеристики творчества писателей.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы определяется тем, что взаимодействие и взаимопроникновение элементов, принадлежащих к различным функциональным стилям, являются причиной появления выразительных эффектов в художественном тексте. Отсюда следует, что выделение элементов научных и технических терминосистем и определение особенностей их функционирования в сфере художественного пространства составляет одно из наиболее важных и актуальных направлений современных исследований в области терминологии, терминографии, лексикографии, семантики и языка художественной литературы.

На примере терминологического пласта лексики представляется возможным показать систему употребления лексических средств, их функциональную, семантическую, стилистическую и экспрессивную подчиненность решению основных идейных задач художественного произведения.

Цель данной дипломной работы – описание механизма включения терминов в лексическое пространство художественного произведения, который обеспечивает выполнение терминами не только номинативно-описательной, но и художественно-образной функции; определение места и роли терминов в художественном тексте; рассмотрение индивидуальных особенностей употребления терминов у отдельных писателей и раскрытие понятия авторской терминологии и «новояза»; количественный и качественный анализ основных групп антиутопических терминосистем.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящего исследования являются:

– дать определение понятий «термин», «терминология» и «терминосистема», установить связи между ними;

–  установить требования, предъявляемые к терминам, и выявить признаки терминов;

–    исследовать сферы функционирования терминологической лексики;

–    проследить функционирование терминов в художественном тексте;

– охарактеризовать жанровое своеобразие антиутопических произведений и раскрыть содержание термина «антиутопия»;

– проанализировать личность главного герой как носителя языка антиутопии;

– описать язык антиутопии, авторскую терминологию и «новоязы»;

– выявить особенности описания и классификации лексического материала текстов антиутопий;

– произвести классификацию терминов на основе их лексико-семантических показателей;

– выполнить классификацию терминологической лексики на основе отношений ее единиц.

Объектом исследования выступает терминологическая лексика как носитель научного знания и специфическое художественное средство.

Предметом дипломной работы является функционирование научных терминов в системе художественно-выразительных средств произведений зарубежных и отечественных писателей-антиутопистов.

Материалом для разработки темы дипломной работы послужили работы русских и зарубежных авторов, принадлежащие к жанру роман-антиутопия, в количестве 9 единиц. 

Методологическую и теоретическую базу исследования составили классические и современные работы в области общего языкознания, лингвистики текста, теории текста, лексикологии, лексикографии, стилистики и литературоведения (К.Я. Авербух, О.С. Ахманова, Ш. Балли, М.М. Бахтин, А. Блюм, Р.К. Боженкова, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, М.М. Глушко, Б.Н. Головин, Л.К. Граудина, В. Гумбольдт, Б.Н. Головин, В.П. Даниленко, Ю. Кагарлицкий, Л.А. Капанадзе, С.Г. Кара-Мурза,      Ю.Н. Караулов, М.А. Кронгауз, В.М. Лейчик, С.Г. Шишкина, Д.Н. Шмелев, Л.В. Щерба, Г.С. Щур и др.). Но несмотря на обилие работ изобразительно-выразительные возможности терминов, их значение в системе языковых средств художественных произведений избранного жанра еще не достаточно изучены.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

– метод сплошной выборки;

– описательно-аналитический;

– метод анализа и синтеза;

– количественный метод;

– качественный метод;

– метод классификации.

Научная новизна заключается в функциональном подходе к действующим терминосистемам различных областей знания, изучении их в нетрадиционном для лингвистического описания контексте – в среде художественного произведения.

 Теоретическая значимость данного исследования состоит в комплексном системном подходе к описанию терминологического пласта лексики в тексте антиутопии. Полученные результаты могут внести определенный вклад в лексикологическое и лексикографическое исследования текстов, типологию текстов и теорию жанров.

Практическая ценность работы заключается в возможности применения результатов исследования при составлении словарей писателей, тезаурусных словарей и справочников, включающих в себя основные семантические группы авторских языков и так называемых «новоязов».

Дипломная работа выполнена в рамках основного научного направления кафедры ТПКЛ ЮЗГУ «Лингвокультурологическое описание разноуровневых языковых единиц и методологические основы преподавания русского и иностранных языков».

Структура работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

Материалы и результаты исследования апробированы в процессе прохождения производственной (исследовательской) и преддипломной практик и в ходе выступлений на 3 научных студенческих конференциях (IV Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов «Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве», Курск, 2012І; V Международная молодежная научная конференция «Молодежь и XXI век», Курск, 2013; V Международная научная конференции школьников, студентов и аспирантов «Новый взгляд на проблемы современного языкознания», Курск, 2013).

 

Глава 1. Особенности функционирования терминов и терминосистем в научном и художественных стилях языка

 

Термины, терминосистемы и терминология как лексический пласт были предметом анализа многих работ лингвистического содержания как теоретической, так и практической направленности. Однако с течением времени интерес к различным проблемам терминологии неизменно возрастает. Это вызвано необычайным ростом значимости терминологии не только в общелитературном языке, но и в языке художественной литературы, что является прямым отражением особой роли науки в современном обществе.

 

1.1. Связь понятий «термин», «терминология» и «терминосистема»

 

Современный этап развития лингвистики характеризуется возросшим интересом к динамическим аспектам языка и переходом к лингвистике антропоцентрической, изучающей язык во взаимосвязи с человеком, его сознанием, мышлением, различными видами деятельности. По наблюдениям таких специалистов, исследовавших терминологические пласты литературной лексики, как Л.К. Граудина, С.В. Гринев, В.П. Даниленко и др., произошедший в терминоведении в 70-х годах XX в. переход от структурной парадигмы к структурно-функциональной сделал термин открытым для многих принципиально новых идей в отношении своих главных понятии и категорий. В рамках функционального направления термин рассматривается не только как один из лингвистических объектов, но и как средство, с помощью которого можно изучать функциональную природу самого языка.

О природе термина как языковой единицы существует множество мнений. Так, например, А.А. Реформатский характеризует термины «как однозначные слова, лишенные экспрессивности» [Реформатский 2000: 49-51]. М.М. Глушко констатирует, что «термин – это слово или словосочетание для выражения понятий и обозначения предметов, обладающее, благодаря наличию у него строгой и точной дефиниции, четкими семантическими границами и поэтому однозначное в пределах соответствующей классификационной системы» [Глушко 2004: 15].

Как определяет термин Р.К. Боженкова, «термин – отдельное слово или словосочетание, обозначающее какое-либо специальное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в рамках определенной научной отрасли» [Боженкова 2011: 438].

Таким образом, термин (научно-технический или термин организационно-распорядительной документации) – это единица какого-либо конкретного естественного или искусственного языка. Термин может быть выражен словом, словосочетанием, аббревиатурой, символом, сочетанием слова и букв-символов, сочетанием слова и цифр-символов. Терминологическая единица может возникнуть стихийно или же вследствие особой сознательной коллективной договоренности.

Термины несут в себе информацию «значительно большую, чем другие лексические единицы. При этом следует различать общенаучные термины и термины специальные» [Боженкова 2011: 438].

Общенаучные термины выражают общие понятия науки и техники и однозначны в пределах функционального стиля научной литературы, хотя те же слова в общелитературном языке являются многозначными [Боженкова 2011: 439]. Так, слова «вода», «земля» – в разговорном стиле обычные слова, в научном стиле – термины, заключающие в себе сведения о свойствах предмета в той или иной области науки (например, химические свойства, физические свойства и др.). Ср.: деление  в разговорном стиле имеет значение «разбиение на группы», в математике – арифметическое действие, в биологии – способ размножения; цепочка как изделие (как правило, ювелирное), состоящее из звеньев и цепочка в биологии как последовательность аминокислот. Таких терминов относительно немного.

Информация о работе Особенности функционирования терминологических единиц в классических антиутопиях XX века