Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование природы медиатекста и эффективность его влияния на аудиторию.
В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:
проанализировать медиатекст как основную единицу языка СМИ;
изучить идейно-тематические особенности журналистского произведения;
исследовать проблему эффективности медиатекста на конкретных примерах;
определение технологии в рамках усиления эффективности медиатекста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1 Язык СМИ и информационная картина мира…………………………….5
Медиатекст как основная единица языка СМИ…………………9
Технология подготовки и создания медиатекста………….……12
2 Идейно-тематические особенности медиатекста на современном этапе………………………………………………………………………...….18
2.1 Особенности языка новостных медиатекстов………………….....….18
2.2 Свойства аналитических медиатекстов………………………….…...20
3 Проблема действенности и эффективности медиатекста………………..23
3.1 Медиатекст как итог взаимодействия автора и адресата…….….…..23
3.2 Новые информационные технологии в рамках усиления эффективности и действенности медиатекста…………………………....26
Заключение…………………………………………….………………………30
Список использованных источников………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

 

Факультет журналистики

Кафедра Электронных СМИ и новых медиа

 

 

 

 

курсовая работа

по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста»

 

на тему: «Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве»

 

 

 

 

Студентка Е.С. Доротенко

3 курс ОФО,

направление 031300.62 Журналистика

 

Научный руководитель:

докт. филол. наук, проф. Г.М. Соловьев

 

оценка за курсовую работу:_________

________________________________

дата и подпись

 

 

 

 

Краснодар 2015

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….…3

1 Язык СМИ и информационная  картина мира…………………………….5

    1. Медиатекст как основная единица языка СМИ…………………9
    2. Технология подготовки и создания медиатекста………….……12

2 Идейно-тематические особенности медиатекста на современном этапе………………………………………………………………………...….18

2.1 Особенности языка новостных медиатекстов………………….....….18

2.2 Свойства  аналитических медиатекстов………………………….…...20

3 Проблема действенности  и эффективности медиатекста………………..23

3.1 Медиатекст как итог взаимодействия автора и адресата…….….…..23

3.2 Новые информационные  технологии в рамках усиления  эффективности и действенности  медиатекста…………………………....26

Заключение…………………………………………….………………………30

Список использованных источников………………………………………...32

Приложение…………………………………………………………………...34

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время наблюдается динамичные изменения картины мира: научные прогрессы и новые рекорды, политические конфликты и национальные столкновения. И именно СМИ помогают отдельному индивиду ориентироваться в ежедневно меняющемся обществе, определиться с оценкой тех или иных событий, занять свою социальную нишу.

Средства массовой информации имеют огромное влияние на общественное сознание, поэтому крайне важным считаю изучение медиатекста как основную единицу языка СМИ, процесс его создания, идейно-тематические особенности медиатекста на современном этапе, а также проблемы его действенности и эффективности.

Таким образом, исследование медиатекста как первоисточника распространения мыслей и идей, которые могут вызвать глобальные изменения в обществе как положительные, так и отрицательные, имеет первостепенную значимость.

Теоретический аспект данной работы разработан достаточно обширно. В данном направлении изысканиями занимались С.И. Сметанина, А.Г. Киселев, Т.Г. Добросклонская  и другие.

Рассмотрение практической стороны вопроса – эффективности и действенности медиатекста - осложняется постоянной динамикой мира. Именно поэтому в аналитической части данной работы проанализированы новейшие материалы на момент исследования (21 мая 2014 г.). 

Объектом исследования данной курсовой работы является функционирование медиатекста в информационном пространстве.

Предметом исследования данной курсовой работы является конкретный медиатекст издания «Литературная газета»  от 21.05.2014г.

Цель работы – исследование природы медиатекста и эффективность его влияния на аудиторию.

В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:

  • проанализировать медиатекст как основную единицу языка СМИ;
  • изучить идейно-тематические особенности журналистского произведения;
  • исследовать проблему эффективности медиатекста на конкретных примерах;
  • определение технологии в рамках усиления эффективности медиатекста.

Методы исследования выбраны с учетом специфики изучаемой проблемы, цели и задач исследования. Ведущим является анализ конкретных журналистских произведений, основанный в свою очередь на методах сопоставления и обобщения.

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 27 позиций и 1 приложение. Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами данного исследования.

 

1

  1. Язык СМИ и информационная картина мира

Как известно, одной из основных для общества функций СМИ является функция информативная, чье назначение – оперативно информировать массовую аудиторию о событиях в стране и за рубежом. Постоянно поддерживая определенный уровень новостного потока. Реализация информативной функции тесно связана с отражающим свойством текстов массовой информации. Способность СМИ отражать события окружающей действительности, запечатлевая многообразие сегодняшнего мира в том или ином медиаформате, является ключевым фактором в создании современной картины мира. В условиях информационного общества механизм создания картины мира почти целиком зависит от средств массовой информации. Действительно, львиную долю сведений о том, что представляет собой и как меняется окружающая действительность, современный человек получает с помощью газет, радио, телевидения. Наши представления о том, что происходит в различных точках планеты, во многом обусловлены теми образами и интерпретациями, которые ежедневно тиражируются массмедиа. Таким образом, средства массовой информации играют решающую роль в формировании информационной картины мира.

Динамичное развитие традиционных СМИ – печати, радио, телевидения, появление и распространение Всемирной Паутины - Интернета привели к созданию единого информационного пространства, особой виртуальной среды, образованной совокупностью множества медиапотоков. Всё это не могло не сказаться на процессах производства и распространения слова, на особенностях речеупотребления и характере языковых изменений.

 Основной объём речепользования приходится сегодня именно на сферу массовой коммуникации. Тексты массовой информации, или медиатексты, являются одной из самых распространённых форм современного бытования языка, а их совокупная протяженность намного превышает общий объём речи в прочих сферах человеческой деятельности. При этом корпус текстов, ежедневно производимых и передаваемых по каналам СМИ, продолжает постоянно увеличиваться. 

Возникают новые радиостанции, появляются новые газеты и журналы, рассчитанные как на широкую аудиторию, так и на удовлетворение интересов самых различных возрастных, профессиональных и социальных групп. Огромный вклад в постоянное наращивание массива медиаречи вносит коммуникация в мировой сети Интернет.

Распространение сетевых версий печатных изданий, появление онлайновых публикаций – всё это способствует увеличению общего числа текстов, функционирующих в мировом информационном пространстве, которое рассматривается исследователями как особая сфера речеупотребления, обладающая своими признаками и особенностями.  Концепция единого информационного пространства имеет ключевое значение для понимания динамики языковых изменений, так как позволяет представить многогранную деятельность мировых и национальных масс медиа в виде единой, целостной системы, функционирование которой оказывает существенное влияние на протекание лингвокультурных процессов. В современной науке для обозначения этой новой виртуальной территории без государственных границ и осязаемых барьеров используется целый набор терминов и понятий, относящихся к одному семантическому ряду, но подчеркивающих ту или иную сторону массовых коммуникационных процессов, как-то: информационное пространство, информационная среда, информационное поле, медиасреда, медиаландшафт, инфосфера [7, с. 77].

 Концепция едного информационного пространства позволяет лучше понять законы движения информационных потоков, а также представить целостную информационную картину мира в динамике. Важнейшей составляющей мирового информационного пространства является его лингвокультурный компонент, значение которого трудно переоценить, поскольку любая словесно выраженная информация является воплощением определённого языка и культуры.

 Понимаемая как ареал  распространения того или иного  языка и культуры в мировом  медиаландшафте, концепция лингвокультурного пространства позволяет продемонстрировать фактическое несовпадение границ территориальных, государственных с границами информационных сфер влияния. Так, реальные контуры англо-американского лингвокультурного пространства выходят далеко за пределы территорий соответствующих государств в силу огромного охвата англоязычного медиавещания и распространения Интернет [7, с. 80].

Результатом же распада СССР стали не только изменения государственного и социально-политического характера, но и заметные перемены в существующем культуро-информационном пространстве, что, в частности, выразилось в значительном сокращении присутствия русского языка и культуры в странах Балтии, Средней Азии и Восточной Европы.

 Таким образом, говоря  о роли СМИ в динамике языковых  процессов, необходимо подчеркнуть, что мы имеем в виду не  только и не столько изменения, вызванные внедрением новых информационных  технологий, сколько качественные  преобразования в общей лингвокультурной ситуации. В свою очередь оценивая воздействие современных масс медиа на протекание языковых процессов, возможно разграничить три следующих уровня анализа: 1) геолингвистический, 2) интерлингвистический, 3) интралингвистический [7, с. 9].

 Геолингвистический уровень, как следует из самого названия, предполагает анализ того, как воздействуют СМИ на состояние и развитие общей лингвокультурной ситуации в мире и в регионах. Здесь внимание сосредотачивается на таких важнейших количественных и ареальных показателях, как изменение числа говорящих на том или ином языке, передел языковых сфер влияния, увеличение роли одних и уменьшение роли других языков в мировом информационном пространстве.

На уровне интерлингвистическом, или межъязыковом, исследователей интересуют вопросы взаимодействия и взаимовлияния языков, изучаются механизмы и способы заимствований, а также функциональные стили и сферы речеупотребления, наиболее подверженные иноязычному влиянию.

Уровень интралингвистический, или внутриязыковой, позволяет сосредоточить внимание на медиа обусловленных языковых процессах в рамках одного лингвокультурного ареала. К ним относятся: тенденция к размыванию чётких стилевых границ, распространение норм разговорного стиля в базовом корпусе медиаречи (новости, информационная аналитика, комментарий), тиражирование ошибочного речеупотребления (например, неправильное ударение, грамматические ошибки и неверная сочетаемость), снижение речевой нормы за счет употребления в СМИ сниженной и ненормативной лексики и т.п.

Способы культурного влияния многочисленны и разнообразны: это средства массовой информации, кино и видеопродукция, реклама, молодежная культура и популярная музыка, а также целенаправленное воздействие в области образования.

Роль СМИ как каналов активного языкового взаимодействия проявляется также в использовании и распространении определённых информационно-вещательных стилей. Известно, что каждый субъект СМИ «разговаривает» со своей аудиторией определённым тоном, используя для обращения и текстовой коммуникации устойчивые медиа-стилистические и риторические средства. Так, для качественной газетной прессы характерен один стиль общения, для популярной – другой, стиль британского новостного вещания отличается от стиля российских теленовостей и т.п. Подобно музыкальному ладу, тональность того или иного субъекта масс- медиа, может варьироваться в зависимости от целого ряда экстралингвистических факторов, которые могут относиться к политической, исторической, культурной, идеологической, социальной сферам.

Специалисты отмечают также сближение норм устной и письменной речи в СМИ, что, по-видимому, обусловлено функционально-технологическими особенностями самих дискурсивных практик массовой коммуникации.

Информационная и официальная телевизионная речь испытывают огромное по силе воздействие устно-речевой стихии, происходит неконтролируемое смешение книжно-письменных и устно-разговорных речевых особенностей, что способствует общему снижению речевой культуры».

 Действительно, современная  культура речи, состояние и движение  языковой нормы в значительной  степени определяются такими  базовыми свойствами массовой  коммуникации, как многократная  повторяемость и огромный охват  аудитории.

1.1 Медиатекст как основная единица языка СМИ

Информационный продукт или медиатекст - симбиоз уз познания и творчества, их постоянное взаимодействие и взаимовлияние.

Журналисты – одна из таких профессиональных групп, чья первоочередная забота – это создавать информационные продукты оперативного пользования, предназначенные для оперативного познания изменений действительности. Это и является основой творческой деятельности журналиста.

Начало любого творческого процесса – это освоение действительности.   В журналистике начальная стадия творческого процесса – явление специфическое. Она представляет собой осознанную, целенаправленную познавательную деятельность, у которой есть все признаки особого статуса, а именно: особый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия. Журналистское произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности – очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Соответственно предметом познания для журналиста выступают конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные.

Информация о работе Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве