Общая теория систем: от объяснения реальности к научной методологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:42, доклад

Описание работы

Восприятие реальности, в том числе социальной, и ее различных аспектов в качестве целостного множества связанных элементов, т.е. системы, свойственно не только современным исследователям, но и некоторым ученым прошлого. Считается, что более или менее научные понимания системности обозначились еще в XIX в.

Файлы: 1 файл

Общая теория систем.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

 

Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует стимулы (требования и поддержку) в решения и действия на «выходе». Политические решения – это новые нормы, они имеют форму законов, заявлений, регламентов, тогда как политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. Посредством решений и действий политическая система воздействует на общественную жизнь и неким образом преобразует ее, добиваясь более позитивных стимулов в дальнейшем в виде поддержки на «входе».

 

Необходимо отметить, что политическая система, как это следует из самой логики системного подхода, является «открытой системой», получающей постоянные раздражители и стимулы от внешней среды. Основной целью политической системы являются выживание и сохранение стабильности посредством адаптации, приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип, согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на вызовы внешней среды. Последняя подразделяется на интрасоциетальную (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетальную («все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу», включая международное сообщество).

 

 

 

↑Концепция политической системы Габриэля Алмонда

 

Системной подход в политической науке получил дальнейшее развитие в работах другого классика американской политологии – Габриэля Алмонда. Отталкиваясь от функционалистских теорий Толкотта Парсонса и др., он определял любую социальную систему как «взаимозависимое взаимодействие» ролей и структур (институтов), выполняющих свои функции таким образом, чтобы поддерживать целое в равновесном состоянии. Акцент на взаимозависимости и взаимодействии элементов системы позволяет систематически оценивать эффективность функционирования конкретного социального или политического института и сравнивать различные национальные политические системы, избегая определений нормативного и идеологического характера.

 

Функционирование системы в окружающих ее средах (т.е. в обществе с его остальными системами и на международной сцене) описывается в категориях возможностей и собственно функций системы. Именно на этой основе, т.е. в категориях системных возможностей, функций преобразования, функций сохранения и адаптации системы, а также соотношений между этими тремя классами функций, Алмонд предложил сравнивать политические системы.

 

Понятие системы как аналитический инструмент, заимствованный из биологии и кибернетики, нуждалось в адаптации к потребностям политической науки. По мнению Алмонда, подобная адаптация возможна путем установления «исключительного отношения» политической системы (и политики в целом) к использованию или угрозе применения легитимного насилия (физического принуждения и жестких санкций), наделяющих любые институты и процессы собственно политическими аспектами.

 

Алмонд развил классификацию системных входов в виде требований и поддержки, предложенную Дэвидом Истоном, выделив четыре типа требований: 1) требования товаров и услуг (в виде, например, возможностей для образования и отдыха, транспортной инфраструктуры и т.п.); 2) требования относительно правил, регулирующих поведение как людей, так и больших структур (рынков и др.); 3) требования относительно участия в политической системе в виде избирательного права, свободы собраний и т.п.; 4) «символические входы», например, требования относительно демонстрации величия и мощи государства в ситуациях кризисов и т.п.

 

Ученый также описал четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка в виде уплаченных налогов или предоставленных гражданами услуг вроде воинской повинности; 2) согласие исполнять законы и прочие правила; 3) политическое участие, например, поддержание политического общения, участие в выборах и т.п.; 4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим символам и ритуалам.

 

В свою очередь системные выходы Алмонд предложил распределять по четырем классам действий, в целом соответствующим четырем типам поддержки: 1) извлечения, которые принимают формы всевозможных сборов, налогов и т.п., а также индивидуальной службы системе; 2) всевозможные правила, регулирующие поведение людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг, статусов и др.; 4) «символические выходы», включающие утверждение ценностей, демонстрацию политических символов и др.

 

В политической (как и в любой другой) системе происходит преобразование требований и поддержки в системные выходы. Система стабильна, т.е. находится в равновесном состоянии, при легитимном и/или предсказуемом соответствии системных выходов входам требований и поддержки. Следует отметить, что системные входы берут начало не только из окружающих систему сред (общество, другие политические системы), но и внутри системы, например, в политических элитах. Если функции преобразования свойственны всем политическим системам, то неизменно специфичными являются структуры, институты и роли, задействованные в осуществлении данных функций. Функциональная специфика структур, институтов и ролей, свойственных конкретным системам, делает возможным эффективное сравнение политических систем.

 

Алмонд предложил следующую классификацию функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований; 2) агрегация (объединение) интересов в конкретные планы действий; 3) преобразование планов действий в авторитетные правила (официальные политические курсы); 4) применение общих правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных ситуациях; 6) распространение информации о происходящем в самой политической системе и передача информации в социальную и международную среды.

 

Введение в анализ политических систем категории системных возможностей позволяет оценить влияние окружающих сред на систему, а также воздействие последней на данные среды; кроме того, становится возможным сравнение политических систем по показателям эффективности их функционирования. Системные возможности выступают в качестве своего рода величин для измерения эффективности функционирования политической системы. На основании классификации входов и выходов Алмонд построил свою классификацию системных возможностей: 1) возможности извлечения (показывают степень эффективности извлечения материальных и человеческих ресурсов из общества и международной среды; доступны количественному измерению в виде доли внутреннего национального продукта и т.п.); 2) регулятивные возможности (отмечают степень и способы контроля политической системы над поведением индивидов и групп и над их отношениями); 3) возможности распределения (обозначают распределение политической системой всевозможных благ, ресурсов, статусов между индивидами и группами); 4) символические возможности (демонстрируют модели и способы, а также степень эффективного представления системой символов в обществе и на международной сцене); 5) возможности отвечать на требования (показывают зависимость между входами и выходами в виде степени соответствия между ними).

 

Применив функциональный подход, Алмонд связал уровень системного развития с дифференциацией структур и ролей в обществе, автономией его подсистем и эффективностью реализации системных возможностей и функций. Причина многих изменений в политической системе – дисфункциональные входы, например, в виде требований со стороны общества (превышающих наличные системные возможности) и т.п., причем очень важна реакция элит на такого рода требования, и в целом влияние элит на процессы социализации и рекрутирования новых членов. Системные изменения представляют собой появление новых ролей, установок, институтов, системных возможностей и т.п.

 

 

 

↑Структура политической системы

 

Политическая система состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих ее структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

 

Институциональная подсистема занимает ведущее положение среди других подсистем. Она включает в себя совокупность различных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству как центру средоточия политической власти. Важную роль играют также входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь как институты, способные существенным образом влиять на политическую систему на «входе».

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества. Центральной категорией данной подсистемы являются нормы права, которые регламентируют функционирование политических и общественных институтов, а также деятельность обычных людей.

Функциональная подсистема характеризуется формами политической деятельности, способами осуществления власти, совокупностью реальных функций государственных и общественных институтов. Данная подсистема тесно связана с другой категорией политической науки – политическим режимом, определяющим характер реального функционирования политической системы.

Коммуникативная подсистема включает все формы и способы политического взаимодействия, как внутри самой системы, так и между системой и средой. Рост значения коммуникации в современном мире приводит к возрастанию роли этой подсистемы.

Культурно-идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Ценностная составляющая политической системы является менее заметной, чем, например, институты и нормы, однако зачастую именно ценностные установки субъектов политического процесса определяют характер развития политической системы.

Выделив подсистемы политической системы и обобщив выполняемые ими функции, можно определить те основные задачи, которые призвана решить политическая система:

 

целеполагание – постановка целей, адекватно соответствующих данному этапу развития общества;

интеграция – агрегирование социальных интересов и нивелирование конфликтных ситуаций в социуме, в том числе по поводу перераспределения ресурсов;

поддержание ценностных образцов – ориентация членов общества на определенные ценности;

коммуникация – участие в информационных потоках, адекватное реагирование на них.

 

 

↑Типологии политических систем

 

Понятие политической системы тесно связано с понятием политического режима. В политологической литературе, особенно учебной, они нередко употребляются как синонимы, что создает определенные проблемы при осуществлении сравнения и построения типологий и политических систем, и политических режимов.

 

Более корректным представляется следующий подход к различению двух понятий. Понятие политического режима призвано зафиксировать определенное состояние политической системы, т.е. оно описывает более изменчивые характеристики функционирования политической системы. Напротив, понятие политической системы в силу своей большей абстрактности позволяет привлечь внимание исследователя к таким факторам и характеристикам, которые оказываются определяющими для более изменчивых характеристик, составляющих политический режим.

 

С этой точки зрения политическая система оказалась чрезвычайно ценным инструментом типологизации реальных политических систем государств мира, причем как современных, так и несовременных.

 

Особый теоретический и практический интерес представляет выявление универсальных характеристик, определяющих общие тенденции жизнедеятельности рассматриваемых систем.

 

Одной из самых распространенных типологий политических систем является классификация по характеру взаимодействия системы со средой. По этому основанию выделяются открытые и закрытые политические системы. Открытые системы обмениваются ресурсами с внешней средой, способны воспринимать ценности других систем, адекватно реагируют на вызовы внешней среды. Закрытые политические системы можно охарактеризовать ограниченными контактами с внешней средой, они плохо воспринимают и отчуждают иные системы ценностей. Такая типология имеет очевидные параллели с открытыми и закрытыми обществами, о которых писал Карл Поппер.

 

Тесно связана с данной типологией и не менее широко распространена классификация политических систем в зависимости от типа политического режима. По этому основанию выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. При этом следует иметь в виду, что фактически большинство характеристик политических режимов и систем как идеалтипических конструкций (идеальных типов) совпадает.

 

Французский политолог Жан Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления, выделяя пять основных разновидностей: 1) либеральные демократии в принятии политических решений ориентируются на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2) для коммунистических, или авторитарно-радикальных, систем важнее всего ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные системы опираются на олигархические формы правления и практикуют неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские системы, преобладающие в развивающихся странах, используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные системы преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

 

Следует отметить, что концепция политической системы Алмонда позволила ему построить и оригинальную типологию политических систем.

 

Политическое развитие в целом является сочетанием культурных аспектов секуляризации, т.е. рационализации восприятия мира, и структурных аспектов дифференциации. На основании показателя уровня структурной дифференциации общества (фиксирует усложнение и выделение ролей, структур, институтов) и типа политической культуры, понимаемой в качестве психологической ориентации, Алмонд предложил следующую типологию политических систем:

Информация о работе Общая теория систем: от объяснения реальности к научной методологии