Н. А. Некрасов - редактор и издатель "Современника"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ журналистской и редакторской деятельности Н.А.Некрасова.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
-проследить историю журнала «Современник»;
-рассмотреть деятельность Н. А. Некрасова как редактора журнала «Современник»;
-проследить за изменением редакторской деятельности Н. А. Некрасова в «Современнике» 1847-1866 гг.
- выявить особенности редакторской деятельности Н. А. Некрасова;
- проанализировать статью Н. А Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История журнала «Современник» 6
1.1 «Современник» 1837 - 1846 гг. 6
1.2 «Современник» 1847 - 1866 гг. 9
Глава 2. Редакторская деятельность Н.А. Некрасова 17
2.1 Особенности редакторства Н. А. Некрасова 17
2.2 Статья «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник» 20
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Некрасов - редактор и издатель Современника.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Для «Современника» настало трудное время. Откликаться на революционные события во Франции царское правительство строжайше запретило. По делу о «Записках охотника» И.С.Тургенева было учреждено специальное следствие. Всякий намёк в печати на бесправное положение народа влёк за собой штрафы и угрозы закрытия журнала.

Издатели «Современника» И.И.Панаев и Н. А. Некрасов были вынуждены прибегнуть к хитрой уловке. В годы цензурного террора внимание читателей «Современника» стал привлекать «Отдел мод». Здесь можно было найти «Опыт великосветского романа в двух частях» - «Глава первая, из которой благосклонный читатель и благосклонная читательница усмотрят модные дамские и мужские вечерние туалеты»... «Глава вторая, из которой можно в особенности видеть новейшие причёски, самые модные прелести» и так далее в том же роде. Роман печатался в восьми номерах журнала и под видом рассказа о новейших модах едко высмеивал великосветские романы, наводнявшие литературу с благословения правительства, то есть выполнял серьёзное и нужное дело [6, 211].

«Современник» уделял большое внимание народному просвещению, знакомил читателей с научными открытиями. В отделе «Смесь» можно было прочитать статью петербургского профессора - астронома Савина «Опыт общепонятного исторического рассказа о том, как открыта новая планета Нептун», здесь же печатались «Замечания об Якутской области», «Рассказ о кочеванье по тундрам самоедским» и много других статей, знакомивших читателя с необъятными просторами родной страны.

Н. А. Некрасов и в период общего спада литературно-общественной активности старался сохранить прежний демократический характер «Современника». Он сам много писал для журнала (стихи, романы, критические статьи), настойчиво добивался помещения в «Современник» художественных произведений И.С.Тургенева (рассказы и пьесы) и других старых сотрудников журнала.

В середине пятидесятых годов Россия понесла поражение в Крымской войне. Главнокомандующий русской армией князь Горчаков в беседе с Александром II сказал: «Хорошо, что мы заключили мир, - дальше воевать мы были не в силах. Мир даёт нам возможность заняться внутренними делами, и этим должно воспользоваться. Первое дело - нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол» [10, 118].

Царь был согласен с мнением князя. Он обратился к московским дворянским депутатам со словами:

«Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу... Прошу вас, господа, обдумать, как бы привести всё это в исполнение. Передайте мои слова дворянам для соображения» [10, 125].

С сентября 1857 года взамен Заметок о журналах в «Современнике» вводится отдел Современное обозрение, в котором затрагивались некоторые вопросы внутренней политики правительства. С июня 1858 года в «Современнике» появляется «Особое прибавление» — «Устройство быта помещичьих крестьян», где обсуждались проблемы, связанные с крестьянской реформой. В 1859 происходит полная реорганизация журнала, в результате чего он приобретает подзаголовок «Журнал литературный и политический».

После смерти В.Г. Белинского Н.А. Некрасов неутомимо трудился над усовершенствованием журнала. В Н.А. Некрасове огромный талант поэта сочетался с блестящими способностями организатора. Он старался привлекать к работе в журнале лучшие литературные силы. Весною 1856 года Н.А. Некрасов подписал «обязательное соглашение» с четырьмя крупнейшими русскими писателями. По этому соглашению, И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский и Д.В. Григорович обязались печатать свои произведения в «Современнике». Тогда же Н. А. Некрасов привлёк в редакцию Н.Г. Чернышевского. Великий русский мыслитель, революционный демократ Н. Г. Чернышевский возродил в журнале традиции В.Г. Белинского. В «Современнике» появились его «Очерки гоголевского периода» и целый ряд других критических и философских статей, вошедших в золотой фонд русской литературы. Н. Г. Чернышевский быстро стал душой редакции журнала.

Вскоре Н. Г. Чернышевский стал руководителем критико-библиографического отдела «Современника». В ряде своих работ 1854—1857 годов Н. Г. Чернышевский дал отпор попыткам либералов увести русскую литературу с пути критического реализма и служения общественным интересам («Очерки гоголевского периода русской литературы», «Роман и повести М. Авдеева», ««Три поры жизни» Евг. Тур», ««Бедность не порок» А. Островского», «Об искренности в критике»). Союзником Н. Г. Чернышевского в этой борьбе выступает Н. А. Некрасов, который вместе с ним вел созданный осенью 1855 отдел Заметки о журналах.

Однажды в редакцию журнала поступит небольшая статья о журнале времён Екатерины II «Собеседник любителей российского слова». С первых же страниц она произвела на Н. Г. Чернышевского сильное впечатление. Он увидел, что автор статьи чрезвычайно близок ему самому по взглядам и настроениям и обладает исключительным литературным талантом. Николай Гаврилович захотел познакомиться с этим автором.

На другой день жена Н. Г. Чернышевского Ольга Сократовна спросила у мужа:

- Ну как, нашёл человека, который  может писать как надобно, по- твоему?

- Нашёлся такой человек, - взволнованно  отвечал Николай Гаврилович. - Да, нашёлся... Вчера вечером приносят статью небольшую: читаю, думаю, неужели, наконец, попадается человек со смыслом в голове? Читаю. Так, так, должно быть, со смыслом в голове! Ну, и потом стал говорить с ним. Проговорил с ним часов до трёх. Это человек. Со смыслом человек. Будет работать... Ему двадцать первый год только ещё. Замечательная сила ума. Пишет превосходно, не то, что я: сжато, легко, блистательно. Понимает, всё понимает как следует! [5, 58].

Молодым автором статьи был Н. А. Добролюбов. Н. Г. Чернышевский сразу оценил гениального юношу и незамедлительно привлёк его для работы в журнале. В 1856 году Н. А. Добролюбов получил в своё ведение весь критический отдел «Современника».

Взамен традиционных пяти отделов материал журнала делится на два раздела. В состав первого, не имеющего названия, входили «повести, романы, драматические пьесы, стихотворения, статьи по части науки и искусств русских и иностранных писателей». Здесь были напечатаны такие произведения, как «Песня Еремушке», «Коробейники» и другие стихотворения Н. А. Некрасова, «Молотов» и «Мещанское счастье» Н. Г. Помяловского, рассказы из крестьянской жизни Н. Успенского, драмы А. Н.Островского. В первом отделе помещались научно-публицистические статьи Н. Г. Чернышевского («Экономическая деятельность и законодательство», «Суеверие и правила логики», «Июльская монархия» и др.), Н. А. Добролюбова («Роберт Овен и его попытки общественных реформ» и др.), В. А. Жуковского.

Во втором отделе — Современном обозрении — печаталась публицистика. Сюда входили «1. Критика и библиография новых книг и замечательных журнальных статей. 2. Мелкие статьи, касающиеся современных явлений русской жизни и науки. 3. Заметки петербургской жизни. 4. Избранные известия». Здесь были опубликованы литературно-критические статьи Н. А. Добролюбова («Что такое обломовщина», «Темное царство», «Луч света в темном царстве»), а также такие статьи Н.Г.Чернышевского, как «Г-н Чичерин как публицист», «Не начало ли перемены?», «Капитал и труд». Отдел Политика (обозрение европейской политической жизни) составлялся Н.Г. Чернышевским. С 1860 г. появилось Внутреннее обозрение, которое вначале вел С. Т. Славутинский [15, 308].

Член Главного цензурного управления Берте написал о журнале зловещую докладную: «В 1860 году было обращено внимание Главного управления цензуры на вредное направление некоторых статей журнала «Современник», старавшихся создать новые основы для законодательства, философского мышления, социальной и семейной жизни, положения женщины и так далее. Тот же дух порицания, часто в виде насмешки над государственными, сословными и церковными отношениями, замечается в февральской книжке «Современника» за 1861 год». Это донесение царского чиновника служит прекрасной оценкой деятельности журнала. Тесное сотрудничество А.Н.Некрасова, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова подняло «Современник» на большую идейную высоту.

Деятельность Н. Г.Чернышевского привлекла внимание жандармского третьего отделения: за ним установили шпионскую слежку. На квартиру к Н. Г.Чернышевскому неожиданно явились жандармы во главе с полковником Ракеевым, тем самым, что за 25 лет до этого конвоировал воровски увезённый ночью на санях гроб с телом А.С.Пушкина. Жандармы произвели тщательный обыск, забрали неоконченные статьи для журнала, письма и дневники, а Н. Г.Чернышевского арестовали и увезли в Петропавловскую крепость.

«... Гулко звучат шаги в сводчатых коридорах Петропавловской крепости. Часовой припадает к «глазку» девятой камеры: арестант сидит за столом, склонясь над листом бумаги. Перед ним лежит толстая стопка уже исписанных страниц - это страницы замечательного романа «Что делать?» [2, 42].

По нечаянному недосмотру, в котором третье отделение потом жестоко раскаивалось, рукопись была выпущена из стен Петропавловской крепости. Со множеством печатей, доказывавших её долгие мытарства по разным цензурам, рукопись поступила в редакцию «Современника». Огромный успех романа «Что делать?» заставил жандармов спохватиться и немедленно изъять из продажи три номера журнала, в которых был напечатан роман. Это ускорило разбор дела Н. Г.Чернышевского. 19 мая 1864 года состоялась «гражданская казнь», а за нею последовали 20 лет сибирской каторги и ссылки.

Члены редакции журнала теснее сплотились вокруг Н. А. Некрасова. Всячески обходя цензуру, журнал печатал гневную, бичующую сатиру Салтыкова-Щедрина, реалистические пьесы А.Н.Островского. Выдающийся русский философ и публицист М.А.Антонович отстаивал на страницах журнала убеждения Н.Г.Чернышевского. «Современник» гордо нёс знамя революционной борьбы до последних дней своего существования.

В феврале 1863 вышел первый (сдвоенный) номер возобновленного «Современника», лишившегося Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Возобновление журнала совпало с началом пореформенной реакции и спада революционной волны. Возобновленный «Современник» издавался под руководством редакционной коллегии в составе четырех человек: Н.А.Некрасова, М.А.Антоновича, А.Н. Пыпина и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Официальным редактором-издателем оставался Н.А. Некрасов, утвержденный на этой должности после смерти Панаева в 1862. Он осуществлял общее руководство журналом и редактировал беллетристику. А.Н. Пыпин с сентября 1865 был утвержден официальным соредактором Н.А.Некрасова, ответственным за весь материал небеллетристического характера. 28 мая 1866 года издание журнала было запрещено царским правительством. Возмущение широких слоев русского общества было столь велико, что даже правительственный цензор А.В.Никитенко отметил это в своём дневнике: «Я не помню давно, чтобы правительственная мера производила такое единодушное и всеобщее недовольство, как запрещение журнала «Современник»...» [14, 211].

Глава 2. Редакторская деятельность Н.А. Некрасова

2.1 Особенности  редакторства Н.А. Некрасова

Н.А. Некрасов стремился к коллективности редакторской работы. В конце 50-х годов создается редакционная коллегия в составе Н.А. Некрасова,  И.И.Панаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Н.К. Михайловский так характеризовал деятельность редакции журнала: «В силу коллегиальности, индивидуальные особенности ничем не отражались на общем литературном деле, которое стояло не на темпераментах и характерах, а на убеждениях» [1, 115].

Н.А. Некрасов не только занимался организацией работы изданий. Он правил статьи, читал корректуры. Он писал И.С.Тургеневу в 1850 году: «...Честью Вас уверяю, что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...» [1, 98].

Н.А. Некрасов так характеризует свою работу в «Современнике»: «...Вся, так сказать, черновая работа по журналу: чтение, исправление рукописей, а также добывание их, чтение корректур, объяснение с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях после их карандашей лежали на мне, да я еще писал рецензии и фельетоны...» (Из письма М.Е. Салтыкову) [6, 21].

Анализируя материалы, предлагаемые к изданию, Н.А. Некрасов выделял в них основные аспекты, важные именно для данной темы, формулируя четко и определенно свои замечания автору. Так, автору статьи «Исследование о полной сети железнодорожных сообщений в России» А.Н. Еракову он пишет: «...В твоей статье много корректурных ошибок, которые надо выправлять; но я не проверял цифр, думаю, что там тоже есть ошибки; если они окажутся, то статья много потеряет; советую дать кому-нибудь постороннему сверить цифры с оригиналом, ибо редкий автор может быть сам корректором своего произведения - это дознано опытом...» [1, 63]. Приведенный фрагмент письма интересен с двух точек зрения. Во-первых, Н.А. Некрасов подчеркивает значение точности фактического материала для статьи, дающей количественные характеристики железных дорог. Во-вторых, он показывает специфику редакторской подготовки издания, справедливо замечая, что корректура - самостоятельный этап и выполнять эту работу целесообразно не автору, а другому лицу.

Н.А. Некрасов начал свою работу редактора в журнале Ф.А. Кони «Пантеон российских театров». В 1845 году вышел составленный им сборник «Физиология Петербурга» в двух частях, включавший 12 статей. Среди авторов сборника В.Г. Белинский, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, А.Я. Панаева.

Сборник объединил разнородные по характеру материалы по принципу идейной направленности. «Все статьи, кроме литературного достоинства, имеют еще и достоинство правды, весьма важное и главное в сочинениях такого рода» -  писал Н.А. Некрасов [1, 69].

Обязанности редактора сборника определил - В.Г. Белинский: «...г. Некрасов не почел себя вправе коснуться ни одной статьи, напечатанной в сборнике. Редактор сборника - не то, что редактор журнала. По общему мнению, быть редактором сборника, значит набрать статей, сделать им выбор и расположить их, а потом присмотреть за изданием. Так и поступил г. Некрасов» [7, 92].

Информация о работе Н. А. Некрасов - редактор и издатель "Современника"