Многообразие культур: реальность и ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:46, реферат

Описание работы

Любое убеждение может привести к нетерпимости, непринятию другого и конфликту, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Результаты такой нетерпимости могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежения к другим, до этнических чисток и геноцида – умышленного уничтожения людей.

Содержание работы

Искусство жить с непохожими людьми.
Три добродетели.
Русский «патриотизм».
Неотвратимость наказания.
Как достичь общественного согласия

Файлы: 1 файл

реферат, толерантность.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

НИ ИрГТУ  ЦДПО ГАСИС

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Многообразие культур: реальность и ценность»

 

(с учетом  проблематики территории и целевой  аудитории)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иркутск, 2012г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

  1. Искусство жить с непохожими людьми.
  2. Три добродетели.
  3. Русский «патриотизм».
  4. Неотвратимость наказания.
  5. Как достичь общественного согласия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую  своей жизнью, защищая ваше право  высказывать собственное мнение».

Вольтер

 

 

Любое убеждение может  привести к нетерпимости, непринятию другого и конфликту, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в  ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Результаты такой нетерпимости могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежения к другим, до этнических чисток и геноцида – умышленного уничтожения людей.

 

Искусство жить с непохожими людьми…

Для существования разнообразных  взглядов и реализуемых политических и экономических прав и свобод, закрепленных законодательно, необходимо наличие образованного (гражданского) общества. Компромиссом в отношениях многих мнений должен стать закон.

Основы толерантности  провозглашаются конституциями. Это  и равный независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к религии доступ к социальным благам, и сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств, свобода в вопросах вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и законные интересы неограниченного круга лиц… При государственном (обеспеченном силой властного принуждения) установлении таких общественных норм люди разных социальных групп получают прибежище для своих убеждений. При этом государственные органы, которые в авторитарном обществе являлись бы карательно-распорядительными инструментами воли правящей элиты, в конкурентном обществе автоматически становятся демократическими институтами защиты прав и свобод человека и гражданина, хранителями самой идеи конкурентности…

Статьей 2 Конституции  РФ декларируется, что «человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина – обязанность государства» (4. с.11). Указанная норма является правовой основой создания общества, ориентированного на защиту каждого человека, личности, от попыток ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей. Нет, и не может быть признания ценности государства, если в нем не признается и не защищается высшая ценность каждого человека и гражданина.

Человек, который не желает признавать достоинство, права и  свободы других людей, также не может  требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. Терпимость, толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требуют понимания того, что истина не может быть простой, однозначной, что она многолика и что существуют другие взгляды, помимо нашего собственного, способные пролить свет на ту или иную ее сторону, существуют различные ситуации, через призму восприятия и понимания которых то, что нам казалось истинным, может оказаться ложным.

При этом необходимо сохранять  минимальные моральные стандарты, принципы, переступать через которые  человек, если он разумен и если он – ЧЕЛОВЕК, не должен и не может ни при каких обстоятельствах, когда сама неприкосновенность таких принципов является данью уважения и признания прав и свобод оппонента и/или союзника, гарантией минимального уровня безопасности его личности.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности... это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...» (3., с. 17-18). Именно от степени развития культуры каждого человека в обществе зависит благосостояние общества в целом, степень его толерантности.

Культура каждого человека начинается с его способности  выразить мысль – культуры речи. Люди стали слишком легкомысленно  относиться к значениям слов. Они  слишком много говорят, обесценивая  этим словообилием смысл сказанного. А между тем каждое слово – это возможность воздействия на подсознание собеседника. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Новый Завет, Евангелие от Иоанна)… Неслучайно во многих древних языках наблюдается идентификация значений «говорить» и «творить, исцелять», а согласно мифам, имена (названия) в начале сотворения мира давали боги. В ряде индоевропейских традиций (например, древнегерманской) существовал институт «установителей имен», обязанностью которых было отвечать за правильность именования вещей и явлений. Считалось, что имя уже содержит в себе правила обращения с именуемой вещью, объясняет поведение именуемого объекта.

Правовая культура должна хранить  эти традиции уважения к слову, его  значению, к символам, складывающимся в законы, от которых зависят судьбы людей и благосостояние государств.

 

Три добродетели

Определяя сущность понятия  толерантности в словах, на мой  взгляд, можно остановиться на сострадании, правосудии и милосердии — трех добродетелях, геральдические изображения которых в виде скрещенных лилий можно увидеть до сих пор на знаменах и гербах королей… Жаль, что экономика, подчиняющая себе право, – слишком далекая от идеалистических категорий наука – позволяет забывать традиции, живущие в нас с момента рождения, а значит, свойственные нашей природе.

Осознанная толерантность всегда основана на принятии человеком окружающих и самого себя во взаимодействии с  ними, принимающем форму диалога  как мирного, так и в виде личностного  насилия и манипулирования, –  все зависит от степени развития личности, ее волевых качеств. Осознанная толерантность, проявляющаяся как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, одновременно с осознанием и принятием собственного внутреннего мира, собственных целей и желаний, переживаний и чувств, не исключает при этом межличностных конфликтов. Просто это принимается человеком как данность, характеристика объективной реальности, в которой он на данный момент развивается как личность. Процесс такого осознания достаточно труден, поскольку борьба идет с защитной функцией организма, ведь все «чужое» в человеческом сознании, как правило, связывается с угрозой, а значит, со страхом и способами его преодоления, опять-таки не всегда мирными.

Другими словами, толерантность –  это уважение прав и свобод человека в целом, принятие на личностном, общественном или государственном уровнях и правильное понимание, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». А способствуют этому знания, свобода мысли, совести и убеждений, отказ от монополии на истину, готовность к диалогу и компромиссам, позволяющие видеть не только различия многогранного мира, но и единство в многообразии.

 

Русский «патриотизм»

В последнее время  в России происходят беспорядки на националистической почве, несмотря на то, что Россия – исторически многонациональная страна. В обществе отсутствуют элементарные нормы уважения к представителям других национальностей, знания о культуре других наций. Работа по формированию мышления, в котором преобладала бы политика многокультурности, исходя из характера освещения СМИ случаев столкновения идеологических противников, ведется незначительно. Более того, поток насилия в СМИ задает определенный тон поведения в обществе, когда насилие становится нормальным, обыденным явлением. С этим связана своеобразная идея национального превосходства русских, грамотно подкрепленная историей, – покорение Кавказа, распространение цивилизации в Центральной Азии, достижение военного равновесия с Западом в годы холодной войны. В результате «патриотизм» в России легко перерос в открытую враждебность по отношению к иностранцам.

В России признание за каждым человеком права мировоззренческого выбора традиционно было не в чести как в далеком прошлом, так и в современную эпоху, – инфантильность в выражении взглядов, подкрепленная страхом репрессий, во многом сохранялась при смене общественных систем, политической власти, официальных идеологий. С изменением исторических условий менялись способы порицания инакомыслящих, но нетерпимость к иной точке зрения традиционно сохранялась. Несогласные со сталинским курсом были обречены на расстрелы, каторгу, переселения. Несогласным с непродуманными реформами нового времени, начиная с «ускорения» перехода на «рельсы» рыночной экономики и заканчивая «модернизацией» и «внедрением инновационных технологий», грозят обвинения в одиозности, непонимании сути «нового мышления», отстранение от политической деятельности. При этом борьба с инакомыслием ведется под прикрытием идеи отстаивания общечеловеческих ценностей во имя защиты демократии, без учета того, как сказывается реализация такого «отстаивания» на уровне и качестве жизни. В условиях практической отстраненности большинства населения от политических процессов в стране насилие и погромы остаются единственным способом выражения социального протеста.

 

Неотвратимость  наказания

Показателем отсутствия устойчивых традиций ненасилия и  терпимости в политической культуре является и то, что в целом российское общество не отвергает использование насилия, принуждения как возможного аргумента политических и идеологических оппонентов. И дело не столько в явлениях «скрытых» политических репрессий, сколько в том, что это не вызывает их открытого массового осуждения, питая при этом экстремизм в самых жестоких его проявлениях. Тяготы экономического кризиса, расширяющаяся и углубляющаяся социальная дифференциация в условиях массовой безработицы и инфляции, когда большинство населения отвлечено борьбой за выживание, а не за качество жизни, также не способствуют развитию толерантности.

Для тех людей, которые  не смогли адаптироваться к таким  социально-экономическим условиям, не в состоянии реализовать свои возможности, внутрисемейные распри на «бытовой почве» легко становятся детонатором  и межнациональной розни, в том числе из-за неконтролируемой миграции, при которой тяжелое бремя испытывает неконкурентоспособная отечественная инфраструктура, ощущаются трудности на рынке труда (поскольку потребности трудовых мигрантов часто ниже потребностей наших соотечественников из-за объективного различия в условиях проживания на территориях разных государств), в результате чего возникает нездоровая конкуренция, вина за которую перекладывается на «приезжих».

В этой ситуации очевидно, что миграционный поток должен контролироваться и регулироваться с учетом объективной потребности в иностранных трудовых ресурсах. Кроме того, необходимо добиваться сильной правовой базы в сфере пресечения проявлений экстремизма. Неотвратимость наказания, эффективность работы правоохранительных органов, включая судебную систему, необходимы не только для справедливого наказания виновных, но и в качестве сдерживающего фактора для потенциальных правонарушителей-экстремистов.

 

Как достичь  общественного согласия

В свое время лозунгами в борьбе за демократические принципы были «свобода, равенство и братство». И в наши дни без продуманной политики социального компромисса, обеспечивающей населению достойные условия существования, не может быть достигнуто общественного согласия. Не обязательно при этом «отбирать и делить» – защита частной собственности, может быть, и является тем единственным принципом, на основе которого возможно объединение различных слоев населения в защиту демократии, основой толерантных взаимоотношений. Но минимум качества жизни должен быть гарантирован государством – возможности образовательных учреждений следует соотнести с потребностями рынка труда, обязательные сборы с граждан, цены на услуги, связанные непосредственно с жизнеобеспечением, не должны превышать платежеспособность наиболее широких слоев населения со средним уровнем дохода в каждом отдельно взятом муниципальном образовании, количество мест в дошкольных учреждениях должно соответствовать количеству рождающихся детей и т. д.

Одним из факторов, призванных обеспечить становление гражданского общества, является экономическая свобода, гарантированная Конституцией РФ. Декларативно она существует. Фактически же, особенно в условиях экономического кризиса, государственная поддержка малого и среднего бизнеса сведена к минимуму, из-за чего конкуренция его с крупным бизнесом в принципе невозможна. В борьбе за защиту нарушенных прав представителей малого бизнеса возникают трудности во всех инстанциях, что способствует монополизации рынка и повышению уровня инфляции при уменьшении качества товаров и услуг.

«Наряду с внутриэтническими факторами важно цивилизованное разрешение противоречий, возникающих между интересами различных этносов, живущих в России, основанное на идее взаимозависимости, единстве интересов этносов, входящих в российский народ, развивающихся в едином геополитическом пространстве. Государственная мудрость состоит в разработке такого механизма включения этноконфессиональных групп в российское общество, чтобы каждый народ, сохраняя и развивая свои этические особенности, мог проявить свои лучшие качества в достижении единой цели сохранения и развития государства в целом, мог по завещанному потомкам настоянию великого русского царя и реформатора Петра Великого «славу и богатство Отечества нашего беречь и множить»(4. с.23).

Информация о работе Многообразие культур: реальность и ценность