Метод интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Интервью.docx

— 42.69 Кб (Скачать файл)

6. Интервью ситуация

Интервью ситуация - совокупность внешних и внутренних факторов, способных  оказывать воздействие на ход  и результаты интервью.

Интервью ситуация представляет собой  искусственно созданное исследователем состояние, в которое вовлекается  опрашиваемый с целью изучения его  вербального и реального поведения  в процессе интервью. Интервью ситуация складывается из элементов непосредственного  окружения и обстановки, в которой  осуществляется межличностное общение, а также более широких социальных условий. От того, какая сложилась  в данном случае интервью ситуация, во многом зависит полнота и качество полученной социологической информации. Социологи придают большое значение умению правильно определить необходимую  интервью ситуацию. Задача выбора и  создания необходимой ситуации является функцией социолога организующего  исследование, и интервьюера, непосредственно  проводящего опрос и руководящего его ходом в соответствии с  конкретными условиями.

Взаимоотношения между интервьюером и опрашиваемым лицом являются важнейшей  стороной интервью ситуации. Характер этих взаимоотношений, теснота контакта, психологическая атмосфера общения составляют совокупность внутренних факторов интервью ситуации. Огромная роль в создании благоприятной интервью ситуации принадлежит интервьюеру.

К внешним факторам интервью ситуации относятся условия непосредственной обстановки, окружения, места и времени  проведения интервью, а также социальная обстановка в целом.

В зависимости от целей и задач  исследования социологи выбирают наиболее благоприятную интервью ситуацию. Так, для изучения отношения к труду, например, целесообразно проводить  интервью на предприятии или в  учреждении, на месте работы. При  этом ставится задача обеспечения комфортных условий для ведения беседы: отсутствие шума, вибрации, нормальный температурный  режим, достаточное освещение и  т.п. В случае опроса по проблемам  семьи целесообразно проводить  интервью в иной ситуации, например, в домашней обстановке.

Характерной особенностью интервью ситуации является также возможность влияния  интервьюера на мнение и поведение  опрашиваемых. В ходе непосредственного  общения, независимо от вида интервьюера, целевые установки интервьюера, его взгляды и мнения незаметно  могут повлиять на опрашиваемого.

Традиционно в числе внешних  факторов интервью ситуации рассматриваются  элементы непосредственного физического  и социального окружения. Однако социологическая практика показывает, что зачастую не мене ощутимое воздействие  на результаты опроса оказывают условия  боле широкой социальной обстановки. Так, например, в одном из исследований календарное время проведения опроса среди промышленных рабочих явилось  причиной некоторого смещения в полученных результатах, обусловленного изменениям ритма рабочей недели в конце  и в начале месяца.

Основной задачей социолога  является обеспечение релевантности  интервью ситуации для всей совокупности опрашиваемых. Это означает, что  необходимо добиться того, чтобы внешние и внутренние факторы интервью ситуации не оказались различными для различных групп опрашиваемых, точнее, чтобы меняющееся различие не оказало существенного воздействия на результаты интервью. В идеальном случае интервью ситуация должна быть одинаковой для всех интервью, проводимых в рамках одного исследования. Достижение этого невозможно без глубокого и всестороннего анализа интервью ситуации в целом и каждого конкретного интервью в частности. Этот анализ, в свою очередь, предполагает тесное содружество социологов и интервьюеров, объединение их усилий для обеспечения необходимой интервью ситуации.

Обеспечение одинаковой интервью ситуации для всех проводимых интервью способствует повышению неадекватности и сопоставимости полученных данных, широкому  использованию  методов математической обработки результатов.

У  интервью  есть свои наиболее успешные области применения: качественные исследования; опросы экспертов; телефонные опросы (опосредованная форма общения с респондентом, применяется в оперативных социологических исследованиях, отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на  работу  в совершенного определенном режиме); пилотажные исследования;  контрольные  и выборочные бесед в анкетировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью (англ. interview), которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. В начале интервью применялось в  основном в медицине в качестве клинической  беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. В последствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации б изучаемом объекте.

Интервью - целенаправленная, заранее  запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого  во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или  иной социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного  опроса (анкетирования).

Различают множество  видов   интервью : «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса».  Виды  интервью  выделяют по различных критериям: по форме и технике опроса (стандартизированное, полустандартизированное и нестандартизированное интервью), по целевому назначению (ретроспективное, интроспективное, прожективное интервью), по типу опрашиваемых лиц (интервью экспертов, интервью простых респондентов, интервью ответственных, должностных лиц), по количеству опрашиваемых респондентов (индивидуальное и групповое интервью), по процедуре (однократное, многократное, фокусированное, глубинное и ненаправленное интервью), по способу общения социолога и респондента (личное и телефонное интервью), по месту проведения  интервью  ( интервью  по месту жительства,  интервью  по месту  работу ,  интервью  на улице), по цели исследования (разведывательное,  контрольное  и основное  интервью ), по способу регистрации ответов (интервью с записью в опросом листе, интервью с записью на магнитофоне и интервью с ассистентом).

Существует два направления  в процедуре  использования  интервью: 1) создание опросного листа на базе программы социологического исследования; 2) организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.

В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером (лицо, поводящее интервью). Функции интервьюера зависят  от характера исследования,  вида   интервью  и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи  их  социологу; е) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний. К традиционным функциям интервьюера в последнее время все чаще стала добавляться еще одна - экспертное наблюдение в процессе интервью за поведением опрашиваемого. Результаты наблюдения интервьюера, его оценки, замечания относительно поведения опрашиваемого, различных характеристик его ответов, всей ситуации интервью  в целом представляют собой ценную информацию методического характера Разработаны и применяются на практике различные способы контроля за качеством  работы  интервьюера: периодические прослушивания социологом  интервью , выборочные проверки качества заполненных опросных листов, повторные проверочные интервью, проводимые социологом.

В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские  понятия и категории на уровень  понятий меньшей общности, уровень  индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно  в вопросах беседы.

Недостатки интервью: затрачивание большого количества времени на опрос, требуются дополнительные финансовые и временные затраты на обучение интервьюеров, проблематично обеспечение  анонимности беседы и другие недостатки. Отмечены нюансы, связанные со сложностями  проведения и организации интервью, являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют  на оптимизацию и совершенствование  самой процедуры интервью, более  серьезное отношение к его  организации с целью  использования  всех его преимуществ в социологической практике.

Интервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии.

Список использованной литературы

1. Большой толковый социологический  словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пр. с  англ. - М.: Вече, АСТ, 2008. - 544 с.

2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное  пособие. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2007. - 352 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического  исследования. - 3-е изд. - М.: КДУ, 2003. - 296 с.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби». 2003. - 536 с.

5. Российская социологическая энциклопедия. од общ.ред. академика РАН Г.В.  Осипова. - М.: Издательская группа  НОРМА-ИНФРА. ., 2008. - 672 с.

6. Социология: Учебник для вузов  / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.  Лавриненко. - М.: Культура и спорт,  ЮНИТИ, 1998. - 349 с.

7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.  Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евельский,  Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

8. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. - .: ООО  «Фирма Издательство АСТ». Львов:  «Инициатива», 2008. - 496 с.

9. Учебный социологический словарь  с английскими и испанскими  эквивалентами. Изд. 4-е, доп. и  перераб. / Под ред. С.А. Кравченко.  М.: «Экзамен», 2001. - 512 с.

10. Харчева В. Основы социологии. Учебник ля средних специальных  учебных заведений. М.: «Логос», 1997. - 304 с.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического  исследования. Описание, объяснение, понимание  социальной реальности. - 7-е изд. - М.: «Добросвет», 2009. - 596 с.

12. Бутенко И.А. Стандартизированное  интервью и новые технологии // Социологические исследования. - 2007. - №11. - С.100-105.

13. Лаба Л.Я. Способы интеграции  качественных и количественных  методов // Социологические исследования. - 2004. - №2. - С.120-123.

14. Э. Гидденс «Социология» Науч.ред-р  Ядов В.А. Эдиториал ХРСС. М., 1999.

15. Данило Ж. Маркович. «Общая  социология». М., 2008.

16. Маршак А.П. «Социология». М.: «Высшая  школа», 2002.

17. «Социология» Общий курс. Ред.  Страданченков, Филиппов. Учебник.  М., 2009.

18. Социология. Под ред. В.И. Курбатова.  Ростов-на-Дону, 1998.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Метод интервью