Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:41, контрольная работа
Интервью, как вид исследования, позволяет осуществить сочетание метода опроса и наблюдения. В зависимости от степени формализации различают: стандартизированные интервью, когда всем респондентам задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; свободные интервью, протекающие в форме беседы на заданную тему. В отличие от анкетирования, интервью проводится специально подготовленным интервьюером. В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.
Введение
1. Понятие и специфика метода интервью
2. Формы интервью
3. Процедура использования интервью
4. Интервьюер
5. Проблемы метода интервью
6. Интервью ситуация
Заключение
Список использованной литературы
6. Интервью ситуация
Интервью ситуация - совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказывать воздействие на ход и результаты интервью.
Интервью ситуация представляет собой
искусственно созданное исследователем
состояние, в которое вовлекается
опрашиваемый с целью изучения его
вербального и реального
Взаимоотношения между интервьюером и опрашиваемым лицом являются важнейшей стороной интервью ситуации. Характер этих взаимоотношений, теснота контакта, психологическая атмосфера общения составляют совокупность внутренних факторов интервью ситуации. Огромная роль в создании благоприятной интервью ситуации принадлежит интервьюеру.
К внешним факторам интервью ситуации
относятся условия
В зависимости от целей и задач исследования социологи выбирают наиболее благоприятную интервью ситуацию. Так, для изучения отношения к труду, например, целесообразно проводить интервью на предприятии или в учреждении, на месте работы. При этом ставится задача обеспечения комфортных условий для ведения беседы: отсутствие шума, вибрации, нормальный температурный режим, достаточное освещение и т.п. В случае опроса по проблемам семьи целесообразно проводить интервью в иной ситуации, например, в домашней обстановке.
Характерной особенностью интервью ситуации является также возможность влияния интервьюера на мнение и поведение опрашиваемых. В ходе непосредственного общения, независимо от вида интервьюера, целевые установки интервьюера, его взгляды и мнения незаметно могут повлиять на опрашиваемого.
Традиционно в числе внешних факторов интервью ситуации рассматриваются элементы непосредственного физического и социального окружения. Однако социологическая практика показывает, что зачастую не мене ощутимое воздействие на результаты опроса оказывают условия боле широкой социальной обстановки. Так, например, в одном из исследований календарное время проведения опроса среди промышленных рабочих явилось причиной некоторого смещения в полученных результатах, обусловленного изменениям ритма рабочей недели в конце и в начале месяца.
Основной задачей социолога является обеспечение релевантности интервью ситуации для всей совокупности опрашиваемых. Это означает, что необходимо добиться того, чтобы внешние и внутренние факторы интервью ситуации не оказались различными для различных групп опрашиваемых, точнее, чтобы меняющееся различие не оказало существенного воздействия на результаты интервью. В идеальном случае интервью ситуация должна быть одинаковой для всех интервью, проводимых в рамках одного исследования. Достижение этого невозможно без глубокого и всестороннего анализа интервью ситуации в целом и каждого конкретного интервью в частности. Этот анализ, в свою очередь, предполагает тесное содружество социологов и интервьюеров, объединение их усилий для обеспечения необходимой интервью ситуации.
Обеспечение одинаковой интервью ситуации
для всех проводимых интервью способствует
повышению неадекватности и сопоставимости
полученных данных, широкому использованию метод
У интервью есть свои наиболее успешные области применения: качественные исследования; опросы экспертов; телефонные опросы (опосредованная форма общения с респондентом, применяется в оперативных социологических исследованиях, отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенного определенном режиме); пилотажные исследования; контрольные и выборочные бесед в анкетировании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достаточно распространенной формой
социологических опросов
Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или иной социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).
Различают множество видов интервью : «от полной свободной беседы с опрашиваемым
до полностью формализованной процедуры
опроса». Виды интервью выде
Существует два направления
в процедуре использования ин
В отличие от анкетирования, интервью
проводится специально подготовленным
интервьюером (лицо, поводящее интервью).
Функции интервьюера зависят
от характера исследования, вида
В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.
Недостатки интервью: затрачивание
большого количества времени на опрос,
требуются дополнительные финансовые
и временные затраты на обучение
интервьюеров, проблематично обеспечение
анонимности беседы и другие недостатки.
Отмечены нюансы, связанные со сложностями
проведения и организации интервью,
являются не столько непреодолимыми
недостатками метода, сколько ориентируют
на оптимизацию и
Интервью применяется в
Список использованной литературы
1. Большой толковый
2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2007. - 352 с.
3. Девятко И.Ф. Методы
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби». 2003. - 536 с.
5. Российская социологическая
6. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 349 с.
7. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евельский, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
8. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. - .: ООО «Фирма Издательство АСТ». Львов: «Инициатива», 2008. - 496 с.
9. Учебный социологический
10. Харчева В. Основы социологии.
Учебник ля средних
11. Ядов В.А. Стратегия
12. Бутенко И.А.
13. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. - 2004. - №2. - С.120-123.
14. Э. Гидденс «Социология» Науч.
15. Данило Ж. Маркович. «Общая социология». М., 2008.
16. Маршак А.П. «Социология». М.: «Высшая школа», 2002.
17. «Социология» Общий курс. Ред. Страданченков, Филиппов. Учебник. М., 2009.
18. Социология. Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону, 1998.
Размещено на Allbest.ru