Место и роль молодёжного журнала «Поколение Y» в системе самарских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель экзаменационной работы – определить функции и особенности заметки в молодежном журнале «Поколение Y». Заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.

Файлы: 1 файл

Курсовая Кочемаровой.doc

— 36.86 Кб (Скачать файл)

Введение

Цель экзаменационной работы – определить функции и особенности заметки в молодежном журнале «Поколение Y». Заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость. Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, надо поставить основные задачи. Чтобы ознакомиться с материалами в журнале, необходимо оценить роль самого журнала «Поколение Y» в самарской прессе. Также надо определить своеобразие заметки как жанра. И этим путем придти к изучению особенностей заметки в журнале «Поколение Y».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Место и роль молодёжного журнала «Поколение Y»

в системе самарских СМИ

 

Молодежная пресса не отвечает запросам читателей. Недостаточная осведомленность молодежных СМИ о потребностях своей аудитории - одна из важнейших проблем современных изданий подобного рода. [1]

Обращаясь к массовой аудитории, журналистика «выходит» на различные социальные институты, на должностных лиц, когда затрагивает вопросы из сферы компетенции этих лиц и учреждений. В своем стремлении ориентировать аудиторию в происходящих событиях журналисты часто анализируют деятельность социальных институтов самого разного уровня, делая свои выводы, оценки и предложения. Это необходимо для формирования массового сознания и общественного мнения. [1]

Издатели отмечают, что рынок молодежной прессы сейчас находится в активной фазе развития. По их мнению, пик популярности этого сегмента еще впереди. [1]

Подростковые и молодежные журналы чаще всего выстраивают доверительные отношения с читателем (журнал - близкий друг). Илья Бурец, менеджер по маркетингу и PR «Yes!» и «Yes! Звезды»: «Независимо от того, что происходит в стране и мире, молодежный журнал всегда пишет больше о культурных событиях, знакомит читателя с новостями мира музыки, кино, тенденциями моды».

«Молодежь интересуется прежде всего музыкантами и актерами, - говорит Екатерина Миль, главный редактор журнала "Молоток", -- "Второй эшелон" -- спортсмены, модели, другие герои светских хроник. Таким образом, все молодежные журналы, представленные на российском рынке, однозначно можно назвать музыкальными или околомузыкальными, а остальной контент редакция определяет исходя из особенностей своей аудитории». [2]

Отнести к молодёжно – музыкальным журналам в России можно «Rolling Stone Russia» и  «Fuzz», причем второй уже изменил свой формат с печатного издания, на интернет – издание.

Огромное количество молодежных журналов перестало выпускаться в печатном виде и перешло в интернет пространство. Но несмотря на это в России осталось много журналов, ориентированных на молодежь и в печатном виде: тут вам и «Bravo», и «Ты – лидер», и «Yes», «Молоток», и «Dj Культура». И практически все они выпускаются в Москве.

Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные.  [3]

В Самаре выпускается более 50 журналов, но в большинстве своем они не отвечают запросам молодых читателей. Основная масса самарских глянцевых изданий – рекламно-информационные. Для студентов выходят «Аспирантский вестник Поволжья», «Вестник Абитуриента», «Самара университетская» и  «Технополис Поволжья». Таким образом, можно заключить,  что  в Самаре есть журналы для студентов, но большинство из них ориентировано не на досугово-развлекательную тематику, а на на учебно-образовательную деятельность.

Молодежных изданий о музыке и культуре в целом в печатном виде в Самаре нет. Есть радио «Самара Максимум» (104.3 fm). (примечательны такие передачи как: «Рок-новости с Мариной Магвай», «Вот вам джаз»  Игоря Ващинина , «ROCK – CITY» Алексея Психического.) Также есть проект этого радио, под названием  «Время звучать». Проект нацелен на активную, занимающуюся творчеством и интересующуюся современным искусством молодежь Самары. «Время звучать»  выходит в эфир радио «Самара – Максимум» по понедельникам в 22.00, также круглосуточно функционирует в режиме бесплатного онлайн – радио, на котором транслируются музыкальные композиции в основном самарских, но и российских рок-групп. Также проект занимается продвижением молодых коллективов, организацией  открытых летних фестивалей и др.

Также для жителей Самары функционирует множество интернет – сайтов и порталов, на которых можно узнать новости о культурных событиях города и области. Самые яркие примеры: музыкально – информационный портал «ROCK – 63.ru»,  «MOLOKO – ТV.ru», «Fungid.com» и другие.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно с точностью заявить, что в Самаре почва молодежной прессы разработана плохо. Поэтому, появление такого журнала как «Поколение Y» (именно в печатном виде, в котором вы можете видеть его на данный момент) должно стать знаковым событием для самарских СМИ. Потому что, как задумано редакцией, журнал дожжен развиваться параллельно  цифровым технологиям, выпускаясь в печати. Его цель – сориентировать молодое поколение в выборе увлечений. Рассказать простым языком о том, чем можно заняться в Самаре, и что всегда и везде есть способы культурно развиваться. При простой подаче с интересным для молодежи содержанием. Хочется отметить, что название «Поколение Y» выбрано не случайно, ведь в социологии поколение Y – на данный момент последнее (поколение тех, кто родился в 90-е). Это отмечает новизну и актуальность, плюс становится возможностью менять формат со временем (растут создатели – растут читатели – меняются темы). Пока, форма и содержание журнала оставляют желать лучшего – но это только первая ступень в развитии. Рубрики журнала разделены по тематикам. Так легче ориентироваться читателям в журнале – найти то, что интереснее: музыка, кино, театр. Мы, как авторы этого только что зародившегося издания стараемся использовать  именно те словоформы, которые постоянно употребляются нашей потенциальной аудиторией. Это  нам пока дается легко, так как мы сами живем, учимся и работаем в окружении тех, для кого предназначен наш журнал.

 Изменение образа жизни, все большее место досуга в жизни современного человека в значительной степени поколебали позиции журналов общего интереса, тогда как специализированные издания, посвященные отдельным сторонам жизни и разнообразным интересам читателя, оказалась в выигрыше. Как раз среди них журналы для молодежи. Несмотря на то, журнал «Поколение Y» можно отнести к  досугово-развлекательной тематике, в нем будет рассказываться (как уже можно заметить по первому выпуску) и о возможностях получения образования в сфере языка и культуры.

Таким образом, можно отметить, что тема молодежной прессы актуальна по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Жанрово – тематическое своеобразие

«Заметка»

Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни.  В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение. [4]

Чтобы можно было верно судить о событии, журналист в заметке отвечает на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой. [5]

Задача журналиста - представить новость "ударной" и понятной. Для этого он отсекает все лишнее, скрывающее суть происшедшего. Объектом его отображения становится голый факт. Однако конкретное назначение материала позволяет ему выбирать между жестким и мягким вариантами подачи. [5]

В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие или сенсация. Эта литературная форма, спрессовывая новость: делает ее предельно устремленной. По преимуществу это сообщения по горячим следам или хроника сигнального типа, за которой последуют репортажи или развернутые аналитические материалы. [5]

Журналист как бы анонсирует свои будущие журналистские расследования приоткрывает секреты своей творческой лаборатории, показывая, чем он увлечен сейчас, какие события привлекли его внимание. [5] 
 
В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. [5]

Здесь важно переключение с итога на деталь события. 
 
Такие сообщения не претендуют на дальнейшее журналистское исследование, они самодостаточны и могут полностью удовлетворить интерес читателя. Журналист словно мимоходом отмечает любопытное на его взгляд в жизни общества, делясь своими попутными открытиями и удивлениями. 
 
Среди таких материалов нередки и свернутые до краткого сообщения журналистские исследования. Поэтому краткое сообщение может быть четко монотемным, направленным на раскрытие одной темы, но может и заострять внимание читателя на нескольких моментах происшествия, одинаково важных для интерпретации. 
 
Простейшим видом заметок является хроникальное сообщение - предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события. Затем следуют собственно заметка и расширенная заметка. Своеобразной разновидностью жанра стала текстовка, сопровождающая иллюстрацию (фотоснимок, рисунок, инфографику). [5]

Предмет отображения и в краткой новостной заметке, и в расширенной — изменение ситуации, проявляющееся как факт или как цепочка фактов. Поэтому и в структуре элементарных выразительных средств, которые (это нам уже известно) при создании текста являются для журналиста своего рода «строительным материалом», главную роль играет фактологический ряд ЭВС — смысловые единицы, используемые для передачи описательной информации. Благодаря им в тексте с той или иной мерой адекватности воспроизводятся реалии объективного мира. Степень адекватности — то основание, по которому мы различаем в фактологическом ряду собственно факты, фактоиды и эмпирические обобщения — «эмпиризмы». Существенно: и в краткой, и в расширенной новостной заметке в структуре ЭВС (элементарные выразительные средства) преобладают факты. Но в первом случае факт как смысловая единица отображает онтологический факт особого рода: он представляет собой создание общественно важного документа, который программирует дальнейшее развитие масштабной ситуации. Представление этого факта в тексте идет через детализацию соответствующей ему смысловой единицы за счет указания на основные положения документа. [6]

Во втором же случае дело обстоит по-иному. Здесь ситуация представлена в тексте группой фактов, отображающих изменения реальности, разбросанные во времени и пространстве, но объединенные между собой причинно-следственными связями. Автор акцентирует эти связи, соответствующим образом выстраивая фактологический ряд. Восприятие читателя движется по цепочке: факт-повод, факт-причина, факты-следствия и снова факт-повод, осознающийся как итог развития ситуации. При этом все они включены в культурологический контекст, дающий возможность увидеть связь ситуации с масштабной проблемой общества и понять значение перемен. [6]

 
Удивительно лаконичен характер литературно-стилистических средств, используемых в таких материалах: здесь нет никаких авторских изощрений, - материал кажется точным слепком с действительности. В зависимости от акцента на важность факта, журналист располагает имеющиеся сведения. Это может быть ударное сообщение и его дальнейшая детализация. Так строятся жесткие новости. [5] А может - интригующая деталь, подробность события, а затем уже указание на сам факт, - таков принцип изложения новости в мягком варианте. 
 
Эти два способа изложения кратких новостей преследуют разные цели. Составляя "пирамиду", журналист демонстрирует избирательность, творческую активность и свою позицию. [5] Он выбирает главный элемент новости и показывает, насколько важен ему этот элемент при планировании дальнейшей творческой деятельности. 
 
Но выбор способа изложения зависит и от запросов читательской аудитории, от типа издания, для которого журналист отбирает новости: новостная журналистика требует жесткого варианта, а "желтая" пресса, напротив, заинтересована в мягком варианте, поскольку оперативность для нее не особенно важна. 
 
Иногда возникает необходимость расширить новость, не выходя за рамки заметки. Это происходит в том случае, если новость - обрастающее подробностями уже прозвучавшее сообщение сигнального типа. Атрибуция новости и подробности уточняют, удостоверяют факт. Для этого журналист вводит вспомогательный материал: ссылки на источник информации, цитаты, цифры и статистические данные, наглядные элементы. [5] Ведь, хотя в задачу заметки и не входит детальный анализ события и широкие обобщения, заметка должна четко и недвусмысленно отражать отношение редакции к происходящему и правильно сориентировать читателя. 
 
Здесь важно, насколько эрудирован журналист, насколько глубоко знает он специфику своего издания, насколько точно представляет себе свою аудиторию и способен ли он сформировать определенное общественное мнение. 
 
Уже сложилась определенная традиция подачи заметок, позволяющая провести их определенную типологизацию. Дело в том, что с годами выработалась система публикации информационных сообщений компактными блоками. Это целевой подбор заметок, объединенных общей рубрикой. 
 
Типологические признаки таких блоков могут быть тематическими (например, новости спорта, хроника культурной жизни), региональными (географическими), по категориям авторов (например, сообщения читателей, информационных агентств) и по времени действия (например, "вчера", "когда верстался номер").  
 
Но в любом литературном оформлении, при разных ракурсах подачи факта заметка сохраняет свое "лицо" - отвечает жанрообразующим признакам. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Заметка, как один из основных жанров

 Журнала «Поколение  Y»

Мы открываем газету, включаем радио или садимся у экрана телевизора в первую очередь для того, чтобы удовлетворить свое любопытство: а что же сегодня произошло? И внимательно следим за мыслью журналистов, пытающихся нам об этом рассказать. Один из них нам нравится больше, другой - меньше. И даже не столько из-за внешности или манеры одеваться, сколько из-за умения удовлетворить наше любопытство. 
 
Чего же мы ждем от журналиста? Во-первых, - новость. Далеко не всякое сообщение можно назвать новостью, а только общественно значимое или необычное. Во-вторых, - раскрытия логики факта. То есть, журналист должен приоткрыть связи этой новости с другими событиями нашей жизни. В-третьих, - предельной краткости. Мы стремимся услышать как можно больше новостей за как можно меньшее время. [5] И для этой функции как нельзя лучше подходит информационная заметка! Ведь в ней прекрасно сочетаются все те особенности, которые требуются читателю, чтобы быстро узнать и составить мнение о событии. Поэтому при создании журнала «Поколение Y» мы решили прибегнуть именно к этому жанру, как основному. Ведь заметка может быть простой по своей форме, но совершенно полно при этом передавать картину событий. В любом случае, это уже зависит от автора.

Пилотный выпуск журнала «Поколение Y» разделяется на пять рубрик: «Музыкальный взгляд», «Живая сцена», «Без границ», «Большой экран», «В большом городе».

Рубрика «Музыкальный взгляд» целиком состоит из новостных заметок, освещающих значимые для Самары события, связанные с музыкой. Это четыре материала – новостных расширенных заметки.

Тема рок-музыки в данный момент актуальна, особенно для молодежи. А ведь предметом освещения журналистики являются только те события, которые актуальны сегодня, то есть главная задача - улавливать «умонастроения эпохи», «держать руку на пульсе» сегодняшнего дня. Если при написании автор преследует просветительские или воспитательные цели, то в центре должна оказаться сама читающая аудитория. [7]

Многие представители поколения Y еще не полностью сформировались во вкусах и взглядах. И наша цель – помочь им ориентироваться, читая журнал.

Адресатами это рубрики являются либо  просвещенные любители музыки (имеющие какое-то музыкальное образование, воспитание; меломаны с широким диапазоном интересов, рок-меломаны), либо музыкально несведущая аудитория, то лишь потенциальный слушатель, потребитель культурных ценностей.

Информация о работе Место и роль молодёжного журнала «Поколение Y» в системе самарских СМИ