Место газеты в системе СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

Четкость и определенность направления, которое остается важной характеристикой  общественно-политического издания, в XX в. начинает размываться: в одном  органе периодики может не совпадать  направленность разных частей, например беллетристики и публицистики, и  даже разных отделов. Такие факты  отмечены исследователями печати этого  периода. Кроме того, в изданиях, выходящих по 30 и более лет, направление  зачастую менялось в связи с политическими  событиями или с приходом в редакцию новыхсотрудников.                                                                                                   В повседневной жизни мнения и действия людей обычно индивидуальны. Однако в большинстве случаев можно оказать влияние на человека, дав ему искажённую либо просто другую информацию.

В наше время информация решает, если не всё, то многое. Основным помощником для ПР-агента являются средства массовой информации(СМИ). При правильном подходе, СМИ могут помочь или наоборот навредить.

Именно СМИ, создавая и организуя  информационное пространство, играют особую роль в формировании общественного  мнения. 

 

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что  информация в прессе фиксируется  на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность  быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны  благодаря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает  другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио  способны передавать информацию практически  непрерывно и в высшей степени  оперативно, то печать самой технологией  обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает  в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

 

Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу  оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее, в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого  коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовками расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой и достаточной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы  этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио  и телевидением они должны максимально  учитываться журналистами, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизировать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре  системы массовой информации — самая  развитая в журналистике и состоит  из огромного разнообразия видов  газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям различных жизненных циклов — дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. Это разнообразие возможностей должно быть максимально востребовано в творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4.Информационная политика независимых газет

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших  институтов современного общества. Они  выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и  интерпретация важнейших явлений  и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Эти обстоятельства приобретают  особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения. СМИ в политическую сферу, их превращения  в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной  политологии СМИ характеризуют  такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти»  наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

Именно та огромная роль, которую СМИ играют в общественной и политической жизни  страны, делает их предметом постоянного обсуждeния и исследования ученых, экспертов и самих журналистов.

Даже если средство массовой информации на сегодняшний день мирно  живет с местными властями, находит  компромиссы, совместно реализует  эффективную муниципальную политику, никто не даст гарантии, что ситуация не изменится в будущем (сменится глава администрации, возникнет  непредсказуемый конфликт). Поэтому  следует изначально готовиться к  худшему, реализуя принцип максимальной независимости от каких бы то ни было органов местного самоуправления.                                           Финансирование средства массовой информации это самый больной вопрос в деятельности СМИ. К сожалению, в большинстве районных редакций по привычке уповают лишь  на дотации со стороны властей. Власти этим, безусловно, пользуются, ставя редакционные коллективы в полную зависимость от себя. Хотя в то же время многих редакторов это устраивает. И действительно, зачем «напрягаться», думать о повышении доходов, вводить какие-то новые технологии, искать интересные материалы, если зарплата, утвержденная главой администрации, все равно не изменится. В достаточно большой степени именно здесь – в принципиальном различии между отношением к делу в частных и муниципальных газетах – заложены причины того, что частный сектор СМИ пользуется все большим спросом и доверием населения, в то время, как муниципальные СМИ катастрофически теряют тиражи, люди перестают их читать и им доверять. У частника - владельца газеты развязаны руки для внедрения новых форм оплаты труда, распространения газеты, развития дополнительных видов деятельности, приносящих доход. К тому же, он кровно заинтересован в развитии своего газетного бизнеса. От того и газеты становятся интереснее, тиражнее, привлекают все больше рекламодателей. Владелец муниципальной газеты – администрация района, у которой и без газеты забот хватает. Администрация выделяет деньги на зарплату редакционному коллективу да иногда вызывает «на ковер» редактора для профилактической взбучки, и на этом, как правило, ее участие в деятельности газеты заканчивается.

 

 

 

Без свободы прессы нет современной  демократии. Свободные, независимые  СМИ являются одним из главных  инструментов общественного контроля над властью, очищения ее от коррупции. И хотя в минувшее десятилетие  в сфере массовой информации произошли  кардинальные демократические перемены, в последние годы обострились  угрозы свободе СМИ, которые в  значительной степени превратились в инструмент обслуживания властных и связанных с властью коммерческих структур.

Необходимо принятие следующих  мер по обеспечению свободы массовой информации

1. Обеспечить равенство условий  доступа к информации для всех  СМИ, исключить факты дискриминации  неугодных власти СМИ и журналистов.

2. Принять меры по недопущению  монополизма в сфере распространения  информации (услуги почтовой связи  по подписке).

3. Необходимо изменить юридический  статус районных (городских) газет  таким образом, чтобы исключить  возможность их использования  в качестве органов агитации  и пропаганды районных (городских)  администраций.

4. Принять  меры по содействию формированию независимой от государства и муниципальных властей материальной базы СМИ вплоть до передачи редакциям в собственность занимаемых ими помещений в зданиях, относящихся к государственной или муниципальной собственности.

5. Принять федеральную целевую  комплексную программу модернизации  районных (городских) газет, в  которой предусмотреть:

-            Создание системы обучения и переподготовки сотрудников районных (городских) газет.

-            Увеличение рекламных бюджетов районных (городских) газет за счет объединения рекламных площадей и направления рекламных потоков из центра в регионы.

-            Модернизация и техническое переоснащение редакций.

-            Создание в регионах современной полиграфической базы для печати районных (городских) газет.

 

 

 

 

 

Тема  5.Сформированное убеждение журналиста и редакции газеты

Индивидуальное сознание, в отличие от общественного, формируется  на более широкой основе, так как  отражает как общественные, так и  личные условия жизни человека, специфику  среды, с которой он взаимодействует. Индивидуальное нравственное сознание существует в разных состояниях: в  виде взглядов, убеждений, моральных  чувств и потребностей. Взгляды - это  знания о требованиях, которые общество предъявляет специалисту. Но чаще всего  человек твердо следует только тем  своим взглядам, которые стали  его личными убеждениями. Профессионально-нравственные убеждения, как и взгляды, основываются на знании ценностей и норм профессиональной морали. Но, в отличие от взглядов это знание окрашено чувством, опосредовано интересом личности и потому заключает  в себе уверенность в справедливости этих норм и ценностей, в том, что  следование им на практике отвечает требованиями справедливости и долга. В данном контексте нравственные взгляды  выступают как упорядоченная  информация, полученная индивидом от общества, а нравственные убеждения - еще и прогнозирующая установочная модель, обеспечивающая заданный тип  поведения, которая формируется  в процессе обретения личностью  нравственного опыта. 
 
Предметом нравственного чувства журналиста становятся его обязанности, которые предъявляет к нему профессия (долг), а также отношение к самому себе как к члену профессиональной общности. Это отношение может выражаться в самолюбии и тщеславии, профессиональной гордости или уничижении, скромности или гордыни, достоинстве или себялюбии. Чувство профессиональной чести выступает как эмоциональное восприятие личностью оценки ее творческих заслуг со стороны коллег, читателей, общества. Благодаря индивидуальному нравственному сознанию требования, предъявляемые обществом к специалисту, могут реализоваться в личном поведении. Только обретая личностный смысл, абстрактное предписания "все должны" преобразуется, а императив "я должен". 
 
Журналистская деятельность требует от человека постоянных внутренних усилий, так как постоянно ставит его перед неумолимым выбором. Какими соображениями руководствуется при этом журналист? В этой связи принято разграничивать понятия жизненной и авторской позиции. Жизненной позицией называют начальные посылки, из которых человек исходит и которыми руководствуется в мыслях и поступках. Это целостное социально-психологическое образование, складывающееся из обобщенных знаний и представлений человека о своем положении в мире, из ценностных ориентаций, на основе которых он способен осуществлять выбор "конечных целей" и жизненных принципов, определять линию своего поведения. Это базовая социальная установка. В жизненной позиции индивида отражаются эпоха, в которую он формируется, наличный уровень культуры, особенности жизнедеятельности той социальной группы, к которой он принадлежит. Авторская позиция зависит от общих принципов, которыми руководствуется журналист, но также включает и те особые цели, которые он, как автор, преследует при подготовке именно этого материала. Позицию журналиста иногда называют профессиональной конкретизацией его позиции как автономной личности. Эта конкретизация происходит благодаря освоению основных принципов журналистской деятельности и требований профессиональной морали. 
 
В современной журналистской деятельности важными факторами выступают самоконтроль, самоорганизация и самоуправление. Поэтому необходимым условием жизнедеятельности профессионала служит самосознание - "осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни". Такая самооценка становится в свою очередь гранью мировоззрения и важной составляющей жизненной позиции личности. В деятельности журналиста сознательное самоуправление собственными психическими процессами и поведением становится наиболее эффективным способом организации, регуляции и контроля. В структуре самоуправления закономерно выделять три процесса: самоорганизацию, самоконтроль и саморегуляцию. Самосознание, таким образом, представляет собой конституирующий признак личности, формирующийся вместе с ее становлением. Поэтому состояться, как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга. 
  

Информация о работе Место газеты в системе СМИ