Мастера фоторепортажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

Целью работы является углубление в историю формирования фотожурналистики вообще и подробное ее описание как жанра. Также можно сказать, что цель – ознакомление с наиболее известными фотографиями ХХ века и частично их анализ.
Задачи: раскрыть смысл термина «фотожурналистика», рассмотреть на примере некоторых фотографий творчество репортеров. Самая главная задача – понять, почему данных фотожурналистов называют «мастерами», в чем заключается их талант и можно ли сказать, что и в наше время существуют «мастера фоторепортажа».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………с.4
Часть 1. «Давайте познакомимся»……………………………………………..с.6
Часть 2. «Мастерами не рождаются»…………………………………………с.18
Заключение….………………………………………………………………….с.21
Список литературы……...……………………………………………………..с.23

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.4

Часть 1. «Давайте познакомимся»……………………………………………..с.6

Часть 2. «Мастерами не рождаются»…………………………………………с.18

Заключение….………………………………………………………………….с.21

Список  литературы……...……………………………………………………..с.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мир сегодня. Какой он? Что в нем происходит? Есть ли что-нибудь, чего человек до сих пор не видел или просто не замечал? Как понять, в каких условиях мы живем?

На все  эти вопросы можно найти ответы, чем и занимаются СМИ, ежедневно погружая нас в потоки информации, буквально топя в этом «водовороте» из новостей со всего мира. И как быть нам? Спасаться от всего этого, отрекаясь от радио, телевидения, чтения газетных изданий? Или воспринимать все, вникая в суть произошедшего события, сопереживать и пропускать через себя? Но зачем же возводить все в абсолют. Ведь в этом и есть суть СМИ – оповещать, показывать и... воздействовать. Да, давно уже говорится, что журналистика – четвертая власть. А как иначе, если, посмотрев буквально один снимок, сделанный во время Великой Отечественной, что-то сжимается внутри. И непонятно, что это, минутная человеческая слабость или мастерство журналиста, создавшего «материал».

Тема  данной работы – мастера фоторепортажа. Это те самые люди, чьими глазами  мы вот уже почти столетие смотрим  на события, происходившие так давно, будь то Вторая Мировая война или  снимок умирающего от голода в Африке ребенка. Актуальность выбранной темы состоит в том, что необходимо напомнить о настоящих мастерах фоторепортажа, чьи имена постепенно стираются из памяти. К тому же, есть возможность научиться у мастеров своего дела создавать такие фотографии, чтобы и через сорок и через семьдесят лет люди ставили имена наших современных фоторепортеров наравне с уже признанными мэтрами.

Целью работы является углубление в историю формирования фотожурналистики вообще и подробное ее описание как жанра. Также можно сказать, что цель – ознакомление с наиболее известными фотографиями ХХ века и частично их анализ.

Задачи: раскрыть смысл термина «фотожурналистика», рассмотреть на примере некоторых  фотографий творчество репортеров. Самая  главная задача – понять, почему данных фотожурналистов называют «мастерами», в чем заключается их талант и  можно ли сказать, что и в наше время существуют «мастера фоторепортажа».

В работе, в основном, использованы материалы  с профессионального интернет портала  о мировой фотографии «Photographer.Ru». Также взяты материалы из книг М.И.Шосток «Журналист и его произведение», Л.П.Дыко «Беседы о фотомастерстве».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1. «Давайте познакомимся»

Документальная  фотография во все времена считалась  не просто «изюминкой», дополнением  к журналистскому материалу, но и  его необходимой частью. Именно поэтому  образованные редакторы печатных изданий  осознавали необходимость не только в хороших журналистах, но и в  талантливых фотографах. И правда – порой удачно пойманный момент может гораздо больше рассказать о событии, чем самый посредственный репортаж или заметка.

В практике современной фотографии фоторепортаж занимает особое место. Это сравнительно необычный вид журналистики, так как зачастую всего одного снимка достаточно, чтобы рассказать публике о случившемся в Японии землетрясении, гибели государственных деятелей в Польше или повстанческих восстаниях на Ближнем Востоке. Чем же фоторепортаж так необычен?

Вообще, фоторепортаж – основной метод работы современных фоторепортёров. Этот термин пришёл в фотографию из журналистики и первоначально обозначал сообщение сведений об определённом событии, которое автор – фоторепортёр видел собственными словами.

Принцип фоторепортажа состоит в том, что фотограф фиксирует подлинную  жизнь, не вмешиваясь в её течение, стремясь передать на снимке её подлинную суть. Основополагающая черта фоторепортажа  – строгая документальность.

Но, фотографируя действительность, репортёр не может  гарантировать, что снятый им материал будет полностью соответствовать  реальной жизни, реальному факту, который  решено было запечатлеть.

Сделанные снимки заключают в себе авторское  отношение к материалу, поэтому  результат фоторепортажа в немалой  степени зависит от личности фотографа.

Его позиция  может быть активной или пассивной, правильной или ошибочной, но она  неминуемо отражается в выборе темы, в использовании технических средств, определении съёмочных точек, ракурсов, крупных планов и т.д.

Талант  и правильная позиция автора дают возможность правдиво показать ход  события, глубоко вскрыть суть явления, объективно характеризовать героя. В случае неточного понимания  фотографом своей задачи от него могут  ускользнуть важные детали, а это  сместит смысловые акценты, и  в итоге репортаж может исказить действительность.

Фоторепортёр  ведёт съёмку, включившись в поток  жизни, выхватывая из живого непосредственного течения события отдельные его фазы, которые должны представлять цельную объективную картину.

В обычных  условиях фотограф одновременно должен следить за действием, осмысливать  его, принимать решение, реагируя на неожиданные изменения ситуации. Хороший фоторепортёр не обращается к показу второстепенных, случайных  деталей, как бы интересны или  привлекательны они ни были. Это  позволит ему не упустить главное  в развивающемся событии.

Говорить  об истории возникновения фоторепортажа  как жанра – достаточно длительное, хотя и увлекательное занятие. Пожалуй, больше стоит обратить свое внимание на мастеров такого вида репортажа. Тех  самых мастеров, запечатлевших историю, как оказалось, не только ради выполненного редакционного задания, а для  возможности взглянуть на прошлое  их глазами.

В двадцатые  годы прошлого столетия, когда свобода  еще преобладала в обществе над  социалистическим мещанством и диктатурой власти, молодая страна получила таких  фотографов как Александр Родченко, Борис Игнатович, а в наследство от царской империи - Моисея Наппельбаума, который подобно Рембрандту был  не только придворным фотографом молодой  власти, но и всячески использовал "рембрандтовское  освещение", делая портреты Ленина, Луначарского, Дзержинского и вместе с тем портреты Ахматовой, Блока, Есенина, Шаляпина и Шостаковича. В  отличие от Наппельбаума, придерживавшегося "традиций живописи" в фотографии, ракурсы и авангард Родченко заложили основы "левой" западной фотографии в фотоискусстве советского союза.

Сегодня имя Родченко - едва ли не синоним  советской фотографии 20-30-х годов. Но даже тот, кто ничего не знает  о Родченко, обязан ему своим взглядом на мир. Фактически Родченко был одним  из последних могикан русского авангарда. Он пережил своего друга Маяковского (см. Приложение I). И сделал его посмертную фотографию дома.

Его работы возникают в русле художественных поисков конструктивистов. Он оформляет  советский павильон для выставки 1925 года в Париже. Знаменитая реклама "Нигде, кроме как в Моссельпроме" оформлена Родченко (см. Приложение I). Он преподает в Высшем художественно-техническом институте, но его главной любовью и страстью становится фотография.

Родченко, который взял камеру сначала ради художественного эксперимента, обращается к фоторепортажу. Самому ходовому, массовому  жанру, который "считается в фотографии чем-то низшим". Нужно было обладать поразительной зоркостью, художественным чутьем, высшей пробы демократизмом, чтобы догадаться: "Но это прикладное и низшее в силу конкуренции журналов и газет, в силу живой и нужной работы, когда необходимо снять во что бы то ни стало, при всяком освещении и точке зрения, и проделало революцию в фотографии". Признанный художник и дизайнер, он сознательно становится чернорабочим визуальной революции. По-настоящему прославили Александра Родченко снимки, выполненные в необычных ракурсах, под непривычным углом (см Приложение II). Его фотографии, благодаря своей динамичности и правдивости, имели большой успех. Став классиком при жизни, Александр Родченко печатался во многих советских изданиях.

Следующей вспышкой "фотосознания" был период Второй мировой войны. Боевые действия, разруха и голод больше уже  не могли сдерживать документальную фотографию в рамках сталинской идеологии, и появилась целая плеяда военных  фотографов, таких, как Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Макс Альперт, Борис Кудояров и другие. Однако не многие снимки, сделанные этими замечательными фотографами, мир смог увидеть в то время, а если и видели, то часть из них были заретушированы в соответствии с представлениями власти о документальной фотографии.

Целую историческую эпоху на фотопленке оставил  потомкам фотограф Дмитрий Бальтерманц. Почти полвека страна смотрела на мир его глазами. Многие годы Бальтерманц считался главным советским фотографом. На кадрах, пойманных объективом его фотоаппарата, – трагедия войны и труд рабочих, бескрайние просторы родины и суровая сибирская тайга, комсомольцы, прокладывающие рельсы БАМа. Он снимал всех великих людей своего времени, среди которых были шесть генсеков – от Сталина до Горбачева. Бальтерманцу удалось создать свой неповторимый визуальный язык, понятный не только в СССР, но и за рубежом.

Началась II Мировая Война. В 1941 году немецкие войска подошли к Москве. Известная  ныне фотография "На дорогах войны" (см. Приложение III) была сделана примерно в двадцати километрах от Москвы. Она, как и многие фотографии Бальтерманца, не была опубликована в военное время. Пресса была призвана поднимать дух народа, утверждать пафос победы, не показывая трагизма потерь. Неудивительно, что большинство фронтовых снимков Бальтерманца, в частности легендарный снимок "Горе" (см. Приложение III), ставших классикой мирового военного фоторепортажа, были напечатаны спустя десятилетие после окончания войны - с началом хрущевской оттепели. Бальтерманц, постоянно работавший со своим архивом, отобрал небольшое количество снимков, ставших общечеловеческой метафорой трагедии войны.

Профессиональное  мастерство, накопленное Максом Альпертом  за годы работы в различных советских  изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная  война. Будучи корреспондентом ТАСС и "Совинформбюро", Альперт нередко  выезжал на фронт, делал фотографии как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих  пор являются документами огромный эмоциональной силы. Так, снимок под  названием "Комбат" стала одним  из самых известных во всей фотолетописи Второй мировой. Примечательно, что  построен он по тем же законам, что  и лучшие из предыдущих работ художника - энергичная фигура командира во весь первостепенный проект, выросшая на фоне бесконечного неба и кромки земли, к  которой прижимаются лежащие  вдалеке солдаты, демонстрирует  подготовленность человека стать на границе между жизнью и смертью, многократно усиливает натуга, намеченное общим направлением атаки. Если учитывать  обстановку, в которой сделана  фотография, то становится ясно, какое  мастерство требовалось от фотографа, чтобы обратить мимолетный момент боя  в символ героизма и силы духа красноармейцев. Как справедливо писали критики, если бы Альперт снял только "Комбата", то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советской  документальной фотографии.

Еще один шедевр Альперта - его знаменитое фото "По дорогам войны" (именуемое ещё как "Возвращение из неволи"). Колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. И снова - чувство человеского горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом "точке зрения", военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.

"Хрущевская  оттепель" и полет Гагарина  в космос стали поводом для  открытия АПН (Агентство печати  новости), ориентированного на Запад  в противовес "капиталистической  пропаганде", прежде всего со  стороны Америки. Это был новый  поворот в советском фотоискусстве. "Законодателями" документальной  фотографии стали Александр Рубашкин, Всеволод Тарасевич, Лев Шерстенников, Геннадий Копосов, Валерий Генде-Роте. Большинство из них начинали  свою работу в АПН. Стиль  фотографии, безусловно, выражал торжество  социалистических идей методом  использования откровенных фотографических  клише. Однако важным было то, что фотографы действительно  искренне выражали свою точку  зрения.

Валерий Генде-Роте — культовая фигура для советской фотожурналистики. Время 1960-х — новый поворот в советском фотоискусстве, когда фоторепортаж обретает второе дыхание в лице молодых мастеров и занимает одно из ведущих мест в искусстве фотографии. Генде-Роте по праву считается одним из самых талантливых и плодотворных фотографов своей эпохи. Горячий приверженец репортажного метода съемки, он не признавал инсценирования человеческих чувств и жанровых сцен. Эмоции, зафиксированные на фотографии, должны быть подлинными — для него всегда было важно передать человеческие эмоции.

За долгие годы работы он запечатлел, кажется, все значимые события и всех выдающихся персонажей своего времени. С точки зрения документальной хроники интересна фотография «Вручение нобелевской премии академику Льву Ландау 20 декабря 1962 года» (см. Приложение V), ведь за всю историю существования Нобелевского комитета это был первый случай вручения премии не в Стокгольме, а в больничной палате. И только Генде-Роте был допущен к съемке столь уникального исторического события. Интересна история одного «многострадального» снимка, на котором изображен Ю. Гагарин, отдающий рапорт Н. С. Хрущеву (см. Приложение V). Мало кто знает о том, что объектив захватил тогда не только первого космонавта, но и первого секретаря ЦК КПСС. Однако  Н. Хрущев был «отрезан»: сначала считалось, что нельзя показывать его со спины, а затем, после опалы,- что вообще нельзя. Только спустя много лет появилась возможность показать фотографию зрителю в первоначальной кадрировке.

Информация о работе Мастера фоторепортажа