Какова роль профессионалного русского языка в становлении конкурентоспособного специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Файлы: 1 файл

Esse.docx

— 19.69 Кб (Скачать файл)

 

Казахский экономический  университет имени Т.Рыскулова

 

 

 

Дистанционное обучение, 2 года, казахское отделение.

Факультет: «Учет и статистика»

Специальность: «Учет и  аудит»

Студентка 1 курса Төребай Арай Ерғалымқызы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС №1

ЭССЕ НА ТЕМУ: «КАКОВА  РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013 г.

 

 

Какова роль профессионального  русского языка в становлении  конкурентоспособного специалиста?

 

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для  человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям  как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания  межличностных отношений, отдыха, эмоциональной  разгрузки, интеллектуального и  художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого  человека, данное от природы, и непростое  искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой  процесс взаимодействия личностей  и социальных групп, в котором  происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов  друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует  способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и  заимствования, сопереживания и  идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается  необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное  и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание  и согласованность действий, характеризующие  коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи  и лингвисты.

Русский язык занимает солидное место в кругу языков современной  науки и техники. На русском языке  издаются научные и технические  журналы, выходит новая научная  литература. Научные публикации на русском языке по физике и математике, лингвистике и литературоведению  пользуются международным признанием. Большой интерес во многих зарубежных странах вызывают работы на русском  языке в таких технических  областях, как разработка космических  аппаратов и приборов, электротехника.

Потребности науки и технического описания изобретений инженерной мысли  привели к формированию в русском  литературном языке функционального  развитого научного стиля, позволяющего четко и определенно описать  по-русски любые научные открытия и технические достижения.

Одной из актуальных задач  сегодняшнего дня в этой области  является совершенствование, отбор  и закрепление терминологии в  области компьютерной техники и  информационных технологий. На данный момент в этой динамично развивающейся  области на русском языке ещё  не сформировалась устойчивая система  терминов, велика роль заимствованных и профессионально-жаргонных слов, не всегда их русские эквиваленты  удобны в использовании по стилистическим и семантическим причинам. Составление  словарей и справочников компьютерных терминов позволило бы разработать  более четкие и общепризнанные нормы  технической речи в данной области.

Общение на профессиональные темы в любой области предполагает не только точное употребление терминов и знание стоящих за ними понятий, но и соблюдение общих норм культуры речи. Адресованность речи специалистам не отменяет необходимости следить  за её соответствием нормам литературного  языка.

Профессиональное общение  представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами  и клиентами организации в  ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию  организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку  для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную  культуру, общую культуру речи и  культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются  в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется  личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная  культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать  волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает  нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения  характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой  культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой  роль социально-психологических характеристик  речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством  приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и  термины в практическом анализе  производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в  профессиональном общении.

Оценочное отношение к  высказыванию, осознание целевой  установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную  для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию  специалиста. В коммуникативную  компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так  и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного  процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с  потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую  компетенцию. Коммуникативное поведение  подразумевает такую организацию  речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической  атмосферы общения с коллегами  и клиентами, на характер взаимоотношений  участников производственного процесса, на стиль их работы.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту  необходимо в совершенстве владеть  навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой  компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие  качества:

- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между - терминами и понятиями;

- владение стилем профессиональной речи;

- умение определять цель и понимать ситуацию общения;

- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

- знание этикета и четкость выполнения его правил.

Культура делового общения  содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства  между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношения) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными,  если партнеры не найдут взаимопонимания.

Теперь делаем выводы, идеалом сегодня для большинства учащейся молодежи становится свободный творческий конкурентоспособный специалист, обладающий профессиональной и социально-психологической компетентностью, активной жизненной позицией, моральной и гражданской зрелостью.

 


Информация о работе Какова роль профессионалного русского языка в становлении конкурентоспособного специалиста