Экономика телевещания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей работы - раскрыть роль, особенности и сформировать основные концептуальные положения рационализации управления экономической деятельностью телевидения.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики за последние два-три года;
- проанализировать основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Реформирование экономики телевещания в Узбекистане
§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики
§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане
Глава 2. Управление телепроизводством
§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства
§ 2 Основные аспекты управления телепроизводством
Глава 3. Экономическая практика телевещания
§ 1. Рекламный менеджмент
§ 2. Экономические способы оптимизации вещательного процесса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВЕЩАНИЯ.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

- средства достижения целей вещания -  кадры, материально-техническое оснащение, финансирование, коммерческая деятельность, наличие оптимальных нормативов на всех стадиях телепроизводства, выработка приоритетов, определение и исправление «узких мест» и т.д.

Телевещание, как и всякое другое производство, являет собой своеобразный процесс, который можно свести к следующим этапам: инициатива, т.е. замысел (программа, рубрика, циклы и т.п.), план подготовки; его реализацию.  При этом нельзя забывать, что важное место в этом процессе должны занимать критерии эффективности, по которым должна оцениваться телепродукция. К сожалению, на практике, это важное положение, как правило,  не реализуется. И это при том, что опыт ведущих телеструктур мира, показывает, что эффективный менеджмент телепроизводством предусматривает оценку телепрограммы, например, и на стадии замысла (сценарная заявка, сценарий), и на стадии завершенного телепродукта. Более того, программа оценивается не только в целом, но и в отдельности (каждый эпизод, сюжет). Такой подход, по нашему мнению, обусловливает и квалифицированное программирование, и оптимальную верстку дня или недели; и рациональное  использование программных форм (циклов, серий), и необходимое соотношение жанров в той или иной программе, и систему повторов и т.д.

На телевидении сегодня  важно не только подготовить актуальную передачу высокого качества в оптимальные сроки, но и выдать ее в эфир в подходящее время дня, недели, сезона. Такое, к сожалению, как показало наше исследование, происходит не всегда. Вот что показал, например, анализ передачи «Халк уйинлари»( «Народные игры») телеканала «Спорт» с точки зрения ее места в программе. Общее количество критических замечаний взято за 100%. По отдельным показателям эти замечания распределились следующим образом:

- изменения в программе,  названии рубрик – 31,3%;

- концепция программирования                      -  16, 2%;

- верстка                                                           -  12, 6%;

- неудобное время программы                       -  11,2%;

- межпрограммная верстка                             -  3,7%;

- оформление программы                              -  2,5%;

- использование программных  форм             -  3,8%;

- соотношение видов  вещания в программе  -  10,0%;

- система повторов  в программе                    -  7,5%;

- анонсирование передачи                               -  1,2%.13

Как видим, наибольшее количество замечаний приходится на изменения в передаче и на концепцию программирования.

Из приведенного выше примера следует вывод о необходимости  оптимизации планирования деятельности телевидения, начиная с самого низшего ее звена – передачи -, внедрения в практику вещания критериев оценки эффективности выпускаемой студией телепродукции, причем все это должно быть увязано с такими аспектами производственно - финансовой деятельности, как:

- планирование занятости специалистов по срокам;

- определение их компетентности и конкретной ответственности;

         - определение издержек и конечных результатов в стоимостном выражении.

Современное телевидение с его сложным, многофункциональным механизмом, дорогостоящим оборудованием требует сегодня не только четко продуманной структурной организации, но и отлаженной системы хозяйственных, экономических, финансовых взаимоотношений между подразделениями - студиями, творческо-производственными объединениями, техническими центрами. Это не только способствует повышению эффективности творческой результативности вещания, но и активизирует коммерческое начало в системе телевидения: ведь сегодня не только осуществляется продажа телефильмов и телепрограмм, телевизионное время и творческие услуги, но и сдается в аренду телеоборудование, на платной основе реализуется техобслуживание.

Говоря об особенностях телевидения как  экономического института, необходимо особо сказать и об экономических нормативах телевещания.

Следует сразу подчеркнуть, что  даже телецентры с одинаковыми объемами вещания существенно отличаются друг от друга структурой программ, количеством и качеством имеющийся техники. В связи с этим разработка единых норм загрузки оборудования и норм расхода материалов и электроэнергии, казалось бы, не представляется возможной из-за отсутствия единой технологии создания передач.

Между тем рассмотрение технологических особенностей и  создания программ, а также формирования стоимости одного часа вещания дает возможность определить нормативообразующие  параметры и прогнозировать варианты классификации объемов конечной продукции телепроизводства. Методические вопросы построения системы параметров затрат тесно связаны с практикой экономической деятельности ТВ. Кроме того, алгоритм расчета затрат на планируемые объемы вещания позволяет разработать оптимальные варианты структур вещания по различным видам передач с нормативными значениями стоимости одного эфирного часа по каждой организационной структуре. Крайне важно классифицировать статистический материал, что поможет обосновывать и прогнозировать тематику телепередач, ее актуальность и возможность практического использования в различных регионах.   

В расчетах полезной загрузки технических средств важно определить вид передач, их объем в часах, затраты полезного времени на световые, микрофонные и трактовые репетиции, видеозаписи с монтажом, видеозаписи без монтажа, на подготовку и уборку оформления.

При анализе телепередач  крайне важно классифицировать название, время, рейтинг, размер аудитории в %, оценки независимых экспертов, прессы т.п.

Нормативы времени полезной нагрузки технических средств определяют исходя из объемов среднесуточных, а также теленедели, телемесяца. Здесь важно внедрять современные  методы планирования и исчисления цен  телепроизводства. Расчет нормативов бюджетного финансирования необходимо напрямую сопоставлять с показателями экономической и финансовой деятельности (доходы, расходы, прибыль).

Так, цена телевизионной  программы с возмещением издержек производства может быть определена по следующей формуле:

 

Ц=С+А+Р,

 где  С – фактические издержки по подготовке и выдаче в эфир программы;

         А – административные расходы и расходы по реализации;

         Р – средняя норма прибыли на рынке телепрограмм.

Производительность студии может  быть определена отношением реального объема телепроизводства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность – это показатель среднего объема выпуска передач или реального объема телепроизводства на единицу затрат.

                                                          Реальный объем телепроизводства

Производительность  телестудии  =             Затраты

                                                          Общая стоимость ресурсов

Стоимость одной  телепрограммы  =      Единица телепродукции14

 

Исходными данными для  конкретных расчетов являются стоимость 1 часа вещания и нормативы загрузки техники.

При определении нормативов времени, необходимого для реализации заданных объемов вещания, принимаются во внимание тенденции изменения программной структуры вещания – рост удельного веса передач крупного плана, а также литературно-музыкальных и информационных. В расчетах также учитываются приобретение телевизионной техники, пополнение и обновление базы киносъемочной и осветительной аппаратуры и т.д.

Как показывает изучение  практики современного отечественного телевещания, экономические нормативы ТВ- как производства, в нашей стране несколько отстают от норм расчетов, принятых в ведущих телеструктурах мира. В частности, не оптимизированы расчеты полезной загрузки студийного блока при двухсменной работе, низок баланс полезного времени с учетом профилактики оборудования, не всегда в балансах отводится время на непредвиденные нужды и ремонтные работы студий. Поэтому, как нам кажется, всестороннее внедрение структурных схем, порядка расчетов нормативов бюджетного финансирования пора проводить  с учетом мирового опыта телепроизводства. Необходимо более тщательно подходить к разработке нормативов и моделей распределения телевизионных технических средств, оптимизировать работу передвижных телевизионных студий, применять вариантные задачи для наилучшего использования имеющихся ресурсов, прогнозировать возможную ситуацию, при которой сформулированное задание (тема, средства, жанр) должно быть нацелено на достижение в определенные  сроки оптимального эффекта. При этом учитывать, что важность, сложность и новизна той или иной программы требует особых подходов.

Применение экономических  нормативов дает возможность изменить систему бюджетного финансирования посредством перехода от выделения средств по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, которые комплексно отражают целевую направленность деятельности телекомпании.

Таким образом, телепроизводство, являясь  сложным и моногогранным информационно-техническим комплексом, в условиях рыночной экономики  стоит  перед необходимостью радикальных нововведений, направленных на создание более гибких организационно-распорядительных форм управления вещанием.

 

§ 2  Основные аспекты управления телепроизводством

 

Разница в экономиках Узбекистана и развитых  стран мира на сегодняшний день заключается в том, что у нас «рынок продавца», и покупатель суетится, разыскивая нужный товар или услугу. За рубежом же, главным образом, в экономически развитых государствах, сложился «рынок покупателя», где предприимчивость приходится применять продавцу, «обхаживая» покупателя.

Следует отметить, что  адаптация к рыночной экономике  предполагает учет организационно-экономических  факторов и состояния самого телерынка в стране. Вот почему в управлении телепроизводством сегодня как никогда существенно гибкое экономическое мышление и инновационные подходы.

Управление телерадиопроизводством – это система хозяйственных, экономических   и   финансовых взаимоотношений     между    редакциями

(студиями и телецентром, между творческими и техническими подразделениями в процессе подготовки и трансляции передач и фильмов). Развитие этих отношений происходит по линии хозяйственной и правовой самостоятельности отдельных подразделений компании, развития материально- технической и финансовой базы вещания в интересах повышения его эффективности. Эти подразделения ведут расчеты с различными творческими организациями республики, с зарубежными вещательными службами. Они оказывают техническую и иную помощь в подготовке материалов, участвуют в обмене и совместном производстве.

Таким образом, управление телепроизводством имеют два  аспекта:

1) экономические отношения подразделений технических служб, художественно – производственных цехов с коллективами редакций (студий);

  1. внешние связи телевещания;

Управление деятельностью  телестудии осуществляется специальным  аппаратом, выполняющим многообразные  и сложные функции. А именно:

- определение стратегии или цели деятельности, заключающейся в создании ярких в художественном отношении произведений;

-  планирование творческой, производственной, финансовой и других сторон деятельности студии;

- определение последовательности работ по реализации поставленной цели (алгоритм деятельности);

- принятие оптимальных управленческих решений;

- контроль за ходом выполнения планов;

- учет и контроль результатов деятельности на основе переработки поступающей информации объекта управления со средой (внутренние и внешние факторы);

- принятие новых решений и выдача управленческих корректирующих команд (обратная связь).

Кроме того, на управляющую  систему возлагается осуществление  таких функций,  как:

- разработка и внедрение мероприятий по научной организации труда и производства;

- полноценное использование оборудования, материальных, трудовых ресурсов;

- обеспечивание безопасных методов и условий труда;

- разработка систем материального стимулирования, учитывающих специфику труда;

- повышение квалификации кадров15.

Эффективность функционирования телестудии в значительной степени зависит от рациональной структуры управления производством. По структуре можно судить о взаимосвязях и взаимоподчиненности различных подразделений, о взаимоотношениях руководителей разных уровней. На структуру влияют как общие для всех отраслей факторы (вид выпускаемой продукции, масштабы производства, технический прогресс, уровень специализации, территориальное размещение объектов), так и специфические (телевизионные программы, телефильмы, видеофильмы).

Производство телепрограмм – процесс творческий. В нем  больший уровень неопределенности – как в методах реализации поставленной цели, так и в успешности конечных результатов. Все это требует  от управляющей системы нестандартных решений, а от руководителей – эвристического (творческого) мышления.

Многовариантность и  многообразие методов решения управленческих задач обусловливаются тем, что  крупный объект (компания, студия) раздроблена на множество более мелких – творческих групп, отделов (экономических, плановых и д.р.), бригад, участников, - а также имеет подразделения (цеха: обработки пленки, монтажный, декорационных сооружений, пошивочный, механический и д.р.), представляющие собой предприятия в предприятии и требующие особого подхода.

Продукция телерадиопроизводства  вызывает необходимость создания ряда структурных звеньев, выполняющих  художественно- творческие функции (сценарный отдел, музыкальная редакция, информационные группы, художественные советы, съемочные группы т.д.). Разнообразный характер программ по тематике, видам и жанрам (информационные, исторические, спортивные, сельскохозяйственные, и д.р.) предполагает различного рода научные и методические консультации коллегиальных органов. Технические проблемы – обеспечение производства аппаратурой, отвечающей современным требованиям и позволяющей творческим работникам полнее реализовать драматические  и художественные замыслы, - требуют своих управленческих решений.

Информация о работе Экономика телевещания