История журналистской профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:20, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и обзор истории журналистской профессии в России.
Задачи:
- представить историографию журналистской профессии в России;
- рассмотреть журналистскую профессию в 19-20 вв.

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

За последнее  десятилетие XX в. типологическая картина  средств массовой информации России изменилась весьма основательно. Это  объясняется влиянием двух основных факторов: переменами в социальной структуре российского общества (политическое сознание стало меняться значительно раньше) и новыми технологическими моментами, которые требуют изменений в типологии не только отечественных, но и мировых СМИ. Советский союз, отгородившись от мира «железным занавесом», почти полностью находился вне общего потока развития СМИ. В настоящее время Россия активно влилась в этот поток, став полноправным членом мирового сообщества, в том числе и в области журналистики.

В советский  период структура СМИ была вертикальной и партийной. С исчезновением КПСС исчезло подавляющее большинство партийных изданий. На их базе возникали независимые журналистские коллективы. Распалась административно-командная система управления, которая определяла многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания, телевидения. Вместо вертикальной - от «Правды» до районной газеты - получила развитие горизонтальная структура СМИ (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). [1]

Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру центральной прессы, например, «Труд», «Известия», «Комсомольская правда», распространяются по всей территории России, но гораздо меньшими тиражами, чем в советское время и даже в начале 90-х гг. Кроме того, имеет место негативный факт: доступ к изданиям, выходящим в Москве (и тем более в Санкт-Петербурге, другом крупнейшем культурно-историческом центре России), крайне ограничен, что отрицательно сказывается на цельности российского информационного пространства. Освободившуюся таким образом нишу пытаются заполнить региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и мировым проблемам.

А получившим независимость  газетам и журналам недолго довелось оставаться в руках журналистских  коллективов. Они в большинстве своем стали собственностью банков и корпораций. На смену партийной прессе пришла пресса коммерческая, что в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий.

Целью данной работы является изучение и обзор истории журналистской профессии в России.

Задачи:

- представить историографию журналистской профессии в России;

- рассмотреть журналистскую  профессию в 19-20 вв.

 

1. Историография  журналистской профессии в России.

 

Первые регулярные периодические  издания в России и на Западе в XVII веке не имели строгого подразделения на журналы и газеты. Один из номеров первопечатной газеты в России, выпущенной по указу Петра I 27 декабря 1702 года, именовался «Юрнал, или подённая роспись...» С января 1703 года начали регулярно выходить «Ведомости» Петра I — первая печатная газета. Первый русский журнал — «Ежемесячные сочинения, пользе и увеселению служащие» — выпускался Академией наук с 1755 года.

В России профессия журналиста приобрела большое значение в  первой половине XIX века в связи с развитием периодической печати, особенно журналов. [2]

Типологические изменения  в современной отечественной  журналистике накладываются на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. Играет особую роль и политический фактор. Россия расколота на политические кланы, что в значительной степени сказывается на содержании российской прессы и ее информационной политике. Нигде в мире, пожалуй, нет такой политизированной, конфронтационной прессы, как в Москве. В провинции, регионах ситуация существенно меняется. Наша пресса находится под воздействием непримиримого противоборства экономических группировок, проявляющих себя куда больше в сфере политики, чем экономики. Это так называемые олигархи, которым принадлежат российские, московские газеты, журналы, телеканалы.

Распоряжения по части  цензуры в императорской России открываются указами 20-х гг. 17 в., которые подчинили существовавшие вольные типографии цензуре духовной коллегии. Вначале цензура установила контроль только над сочинениями «богословского письма». В следующее десятилетие распоряжения уже предписывали цензурование светских сочинений, в частности журналов. Постепенно цензурное дело сосредоточилось в Академии наук. Однако общего и единого устройства и законодательства цензура по-прежнему не имела и ею занимались различные учреждения.

Статья в русской журналистике представлена была тремя разновидностями - публицистическая, критическая, научная. Образцами публицистической и критической  статей демократического направления  служат многие произведения Белинского, Добролюбова, Писарева, Пешехонова в «Русском богатстве», Арсеньева в «Вестнике Европы» и др. Классические примеры научных статей вышли из-под пера Тимирязева, Ушинского, Ключевского и др. [2]

Передовая статья была жанром почти исключительно газетным. Этот жанр получил развитие со второй половины 60-х гг. XIX в. В больших влиятельных газетах передовые статьи писались в течение многих лет определенными авторами, специалистами этого жанра. Передовые статьи прямо выявляли принадлежность издания к тому или иному направлению. Таковы были передовые М. Каткова в «Московских ведомостях», Градовского в «Голосе», Полонского в «Стране». Передовые за редчайшими исключениями шли без подписи.

Очерк занимал видное место  в журналах и газетах. Прекрасные образцы этого жанра оставили Слепцов («Владимирка», «Клязьма»), Шелгунов («Очерки русской жизни»), Чехов («Остров Сахалин»), Короленко («Павловские очерки», «В голодный год»), Вересаев («На японской войне»), Пришвин («В краю непуганных птиц») и др.

Обозрение разных видов - весьма обильный жанр в русской журналистике второй половины XIX начала XX вв. Основные виды этого жанра - внутреннее, иностранное, литературное обозрение, обозрение печати.

Замечательными мастерами  внутренних обозрений были Г. Елисеев, Н. Шелгунов, С. Кривенко, Л. Полонский, Н. Анненский, А. Пешехонов. Из иностранных обозрений внимание общественности привлекали политические обзоры П. Кудрявцеа, К. Скальковского, Дионео, богатейшие по содержанию литературные обозрения делал в течение 40 лет подряд А. Н. Пыпин в «Вестнике Европы». Обозрения печатались обычно (но не всегда!) без подписи автора или под псевдонимами.[4]

Фельетон был преимущественно  газетным жанром. Нередко фельетон был обязательным элементом газет  в определенные дни, например, "воскресный фельетон". В пределах этого жанра сложилось несколько разновидностей: сатирический, стихотворный фельетон, публицистический, фельетон-памфлет.

Корреспонденция была характерна для газет, но с конца XIX начала XX вв. она стала встречаться в  последних отделах отечественных журналов. Постоянными собственными (иногородними, иностранными) корреспондентами газет часто выступали известные писатели, ученые, общественные деятели (И. С. Тургенев, П. Д. Боборыкин Н. И. Кареев, Н. М. Гарин-Михайловский).

Корреспонденции представляли собой небольшие, насыщенные датами, именами, фактами статьи, сообщавшие о текущих событиях и имевшие главным образом информационное значение. Особой разновидностью этого жанра были военные корреспонденции - сообщения из центра военных действий, например, В. И. Немировича-Данченко о русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и др.)

Судебные отчеты (судебные хроники, рубрики «из зала суда») специально посвящались судебным процессам или сообщениям о судебных делах. В рубрике выступали многие выдающиеся юристы (А. Ф. Кони, П. Н. Обнинский и др.).

Некролог представлен  в печати многими разновидностями - от объявления о дне, часе и месте  выноса тела покойного и его погребении до больших некрологических статей, посвященных «Памяти» такого-то лица. Произведения этого жанра служат главнейшими, зачастую единственными источниками историко-биографических данных об отдельных деятелях. Характерной чертой этого жанра было правило «о мертвых или хорошо, или ничего», поэтому особо подчеркивались достоинства покойного, его заслуги и деяния, о теневых сторонах и недостатках принято было умалчивать. Правда, случались и исключения, что бывало в резко оппозиционных, радикальных изданиях, когда речь шла о смерти (гибели) государственного деятеля, политического противника и т.п. Авторы чуть ли не лучились радостью по поводу трагических, в общем-то, событий. Подобные публикации и ныне оставляют тягостное впечатление: не столько даже содержание, сколько их тон свидетельствуют об отступлении от общечеловеческих моральных норм.

Отраслевая  журналистика. К ней принадлежали многочисленные официально-ведомственные журналы. Органы отраслевой журналистики посвящены определенным отраслям экономической, культурной, административно-политической жизни, тем или иным областям знания и деятельности, отдельным наукам. Они, как правило, ориентировались на определенные читательские круги (журналы для женщин, детей, «народа», солдат, сельских хозяев, торговцев, промышленников, охотников, естествоиспытателей и пр.)[4]

Сатирические  и юмористические журналы. Получили большое распространение с конца 50-х гг. XIX в. Особым влиянием пользовались сатирические журналы: «Искра» (1859 - 1873), «Развлечение» (1859 - 1918), «Будильник» (1865 - 1917). Политическая сатира эпохи первой русской революции представлена изданиями «Зритель», «Пулемет»; в межреволюционную эпоху - журналами «Сатирикон» (1908 - 1914), «Новый сатирикон» (1913 - 1918).

 

2. Журналистская профессия 19-20 вв.

 

К последней  четверти XIX в. спрос на газеты сильно возрос. Во- первых, периодическая печать окончательно дифференцировалась; во-вторых, бурные события российской жизни требовали быстрого, подробного и, главное, оперативного их освещения; наконец, медленно, но верно рос уровень грамотности и культуры масс населения Российской империи. Армия читателей пополнилась представителями тех групп населения, которые ранее не были охочи до печатного слова: мастеровыми, мещанами, даже крестьянами. Им не нужны были стилистические и литературные изыски, возвышенная и тонкая тематика. Все, что они требовали - злободневность, доступный язык и (иногда) сенсационность. Они не согласились бы ожидать месяц или два, чтобы прочитать статью своего кумира - критика или обозревателя. Они не интересовались, кто пишет для них в газетах (как часто и не знали фамилии министров и прочих государственных деятелей). [5]

Но даже бульварная пресса на определенном этапе играла положительную роль - ведь она приобщала  народ к грамоте, чтению и, значит, в какой-то степени к культуре. Особенную популярность газеты в России приобрели с начала XX в., когда последовал целый калейдоскоп событий, которых с лихвой хватило бы на несколько исторических эпох. Русско-японская война (она очень широко освещалась в газетах), зарождение политических партий, первая русская революция, Манифест 17 октября и рождение парламентаризма, мировая война, Февральская революция, многочисленные события культурной жизни «серебряного века» и многое другое - все это никак не могло оставить равнодушной русскую публику. Газеты выходили чаще, регулярнее, были намного дешевле - и они в конечном счете «победили» журналы по популярности у российского читателя.

С конца XIX в. быстро увеличивалось количество многокрасочных иллюстраций в журналах. Они заметно  потеснили цветную литографию. Подавляющая масса изображений находилась главным образом в тонких еженедельных журналах, которые выходили обычно по воскресеньям. Иллюстраций в газетах до 1905 г. было очень немного, и качество их сильно уступало журнальным изображениям.

Первым пореформенным богато иллюстрированным журналом, приобретшим популярность, была «Всемирная иллюстрация» (1869 - 1898). К нему был даже издан указатель рисунков.

В истории русских  иллюстрированных журналов заслуженно большое место заняла «Нива» (1870 - 1917) - еженедельный журнал для семейного чтения, выпускавшийся книгоиздательским товариществом А. Ф. Маркса. Это был самый распространенный в дореволюционной России журнал (в 1870 г. - 9 тыс. экз., в 1880 - 55 тыс., в 1991 - 115 тыс., в 1900 - 235 тыс., в 1917 г. - 275 тыс. экземпляров. В «Ниве» воспроизводились картины отечественных и иностранных художников, публиковалось множество тематических рисунков, сделанных видными мастерами по заказам редакции, помещено несколько тысяч портретов разных лиц, фотографий и рисунков, относящихся к истории войн, в которых участвовала Россия, а также к политическим и общественным событиям последних предреволюционных десятилетий.

В известной  мере равнялись на «Ниву» и другие хорошо иллюстрированные журналы- еженедельники: «Родина» (1879 - 1917), «Север» (1888 - 1918), «Огонек» (1879 - 1883, 1899 - 1918), «Нева» (1879 - 1887), «Иллюстрированный мир» (1879 - 1896), «Вокруг света» (1860 - 1868 и 1885 - 1917).

Из журналов начала XX в., богатых документальными иллюстрациями, можно назвать «Лукоморье», «Солнце России», «Аргус», «Синий журнал», «Всемирная панорама», «Летописи» русско-японской и первой мировой войн.

Много рисунков, снимков наружного вида и интерьеров памятников истории и искусства, усадебного быта, монастырей и церквей опубликовано в «Историческом вестнике» (1880 - 1917), «Русском паломнике» (1885 - 1918), журнале «Природа и люди» (1889 - 1918), в «Столице и усадьбе» (1914 - 1917).[5]

Журналы для  женщин и «семейного чтения» содержали богатые сведения из области домашнего быта, убранства, мебели, экипажей, мод, причесок, головных уборов и т.п.

Особая группа графических изображений в периодике - графика сатирических и юмористических журналов разных направлений (от консервативно-охранительных  до революционных), ориентировавшихся на разные вкусы. В общей газетной печати, особенно в начале 20 столетия, печаталось немало карикатур и шаржей. Многие выдающиеся художники дали великолепные памятники политической сатиры в годы первой русской революции и мировой войны (М. Добужинский, И. Билибин, Б. Кустодиев, А. Ремизов и др.)

Информация о работе История журналистской профессии