Газетная летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать изменения в газетной периодике, произошедшие в период Великой Отечественной войны;
Задачи курсовой работы:
- изучить перестройку печатных СМИ в условиях Великой Отечественной Войны;
- выявить культурные ценности блокадного Ленинграда;
- проанализировать особенности журналистского творчества в условиях Великой Отечественной войны;
- изучить способы получения и распространения информации в военное время;
- проанализировать газетную периодику блокадного Ленинграда;
- определить роль газетной журналистики в блокадном Ленинграде.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….......3
§1. Система печати периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) …5
§2. Антифашистская тема в военной печати ……………………………………..11
§3. Газетная периодика блокадного Ленинграда на примере газет «Ленинградская правда» и «Смена» ……………….17
Заключение ………………………………………………………………………..26
Список используемых источников и литертуры ……………………………….28

Файлы: 1 файл

Курсовая журналистика.docx

— 69.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         §2.Антифашистская тема в военной печати.         

       

         На протяжении всего военного времени, сеть военных газет расширялась. Если в 1941 году в июле их выходило 465 наименований, то уже 1944 году - 757 3. Причем газеты издавались не только на русском языке, но и на языках народов соседних советских республик. Печатались и фронтовые газеты, также на различных языках. Содержание армейских газет определялось на основании Постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 года. Главной целью в них определялось агитационно-пропагандистское воздействие на солдат. Существенно увеличился кадровый состав «Красной звезды». В него вошли писатели П.Павленко, В.Гроссман, А.Сурков, К.Симанов, И.Эренбург. В газетах «Сталинский сокол» и «Красный флот», работали выдающиеся личности: А.Жаров, Б.Лавренев, Л.Соболев, В.Вишневский.

         Вместе с газетами Главное политическое управление Красной Армии печатало журналы «Агитатор и пропагандист», «Блокнот агитатора», а также специальные военные журналы. За время войны были созданы и юмористические журналы «Фронтовой юмор» и «Сквозняк». Содержание журналов помогало пропагандистам и агитаторам в организации и проведении агитационной и пропагандистской деятельности. В это время прекратился выпуск «Молодой гвардии», «Сибирских огней», «На рубеже», «30 дней», «Красная новь» и других изданий. Заметно уменьшился тираж «Нового мира», «Знамени», «Октября».Часто, журналы имели меньше листов, и бывало выходили со сдвоенными номерами. Было изменено содержание. Теоретические и общественно-политические журналы «Большевик», «Пропагандист», «Партийное строительство», «Пропагандист и агитатор Красной Армии» и другие обратили свое внимание на демонстрацию захватнических целей фашизма, его  идеологии ненависти к человеку, описании зверств, творимых вражескими войсками на оккупированной территории; печатали материалы об укреплении антигитлеровской коалиции, публиковали  военно-исторические статьи , в которых описывали героизм и мужество русского народа в борьбе за свою независимость, печатались статьи о военном искусстве, о творчестве воинов русской армии и ее полководцев в битвах с врагами. Авторами многих статей были известные советские историки, экономисты, писатели, философы, публицисты. Увеличение сети военной печати требовало расширения кадрового состава военных журналистов, и поэтому многие из них были отправлены на фронт. Для подготовки журналистов в 1943 году начальник Главного политического управления издал приказ № 144 о необходимости изучать военное дело в редакциях. До этого, в 1942 году, Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главное управление Красной Армии приняли Положение «О работе военных корреспондентов». Если в самом начале войны средства массовой информации очень активно освещали весь ход войны, способствовали формированию и утверждению патриотических чувств как на фронте, так и в тылу, то с началом наступательных операций менее реагировали на изменения в боевой обстановке и не так активно пропагандировали значение побед Красной Армии. Эти недостатки были оглашены в приказах начальника Главного политического управления Красной Армии № 055 и № 1014, где были созданы новые приоритеты в работе военной периодики 4.

          В течение всей войны деятельной военной печати часто корректировалось Главным политическим управлении Красной Армии.

В 1941 году 24 июня было создано Совинформбюро. Одной из его главных задач  было краткое изложение военно-оперативных сводок. За все  военное время здесь было подготовлено 2373 различных материала. Главой Совинформбюро был секретарь ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков. Кроме событий фронта, Совинформбюро сообщало о работе тыла, руководило информированием международных событий и  жизни внутри страны. Материалы Совинформбюро публиковались и в прессе зарубежья.

          Были образованы два новых пропагандистских отделения - по Германии и ее союзникам и по работе с населением оккупированных немцами государств. Газеты, особенно в начале войны, стали единственным средством связи партизан и подпольщиков с народом. При их помощи проводилась разъяснительная работа, раскрывалась бесчеловечная политика фашистских захватчиков, советские люди призывались оказывать сопротивление врагу, помогать партизанам. Печатное слово поддерживало у народа веру в нерушимость советского государства, непобедимость Красной Армии.

          В 1941 году 25 июня было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) и правительства о систематическом проведении пропаганды среди войск и населения противника и было организовано Советское бюро военно-политической пропаганды, в обязанности которого входило определение содержания, формы и методов пропаганды среди войск и населения противника.

          Вскоре, в июле 1941 года начало издаваться 18 газет на иностранных языках, из них 10 - на немецком, печатались информационные листовки на темы «Что происходит в Германии», «Как живут военнопленные в Советской России».

          В общем, работа в войсках и среди населения противника разделялась на общеполитическую и оперативную. Советская пропаганда для достижения своих целей часто обращалась к немецким авторитетам. Например, использовались слова Фридриха II Великого: «Всякая вражеская армия, которая отважилась бы проникнуть в Россию и пойти дальше Смоленска, безусловно, нашла бы там, в степях, свою могилу». Иногда на листовках печатались слова О.Бисмарка о недопустимости войны с Россией, о том, что завоевание этой страны невозможно из-за ее огромных просторов, стойкости и выносливости ее народа.

           Одной из главных причин неудач советской пропаганды среди войск противника было не полное знание о Германии. Поэтому было привлечено большое количество специалистов по изучению Германии, разного профиля. Осуществлялась деятельность и среди населения оккупированных немецкими войсками территорий. Уже в директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным и советским организациям околофронтовых областей, произнесенной населению в речи И.Сталина 3 июля 1941 года, говорилось о необходимости «разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение… организовать беспощадною борьбу со всякими… паникерами и распространителями слухов…»5.

            С течением войны, появилась необходимость создания специальных газет для населения, оставшегося на захваченной врагом территории, политическими органами СССР. Для этого издавалось и распространялось в тылу врага множество листовок, плакатов, обращений и других печатных материалов. Например, с 22 июня по 1 августа 1941 года издали 9 листовок общим тиражом 1300 тысяч экземпляров. По проведенным расчетам за годы войны общее число изданий для жителей оккупированных территорий (в том числе и для партизан) составило 3 млрд. экземпляров. Но доставка в тыл врага этих печатных изданий осуществлялась не регулярно. Было много случаев, когда напечатанная литература хранилась на аэродромах и устаревала. Газеты, приходившие за линию фронта, неравномерно распределялись по всей территории оккупации. Тиражи изданий были небольшими, их полиграфическое качество несовершенно. Они не часто откликались на все животрепещущие вопросы, имеющиеся у  населения и партизан в районах, оккупированных врагом. В связи с этим  наиболее эффективным было воздействие газет, издаваемых в подполье. Они создавались на чужой земле, и в нужное время и отвечали на вопросы, волновавшие людей.

           Огромное значение для пропаганды имели фронтовые листовки. Они печатались в связи с важнейшими событиями на фронте, посвящались воинам, героям, совершившим подвиги. Листовки, которые создавались для личного состава армии, печатались в большом количестве. Например, перед началом наступления войск 1-го Украинского фронта в январе 1944 года листовка с обращением командования фронта была напечатана тиражом в 200 тысяч экземпляров6.

              Первые этапы войны показали, что листовки обладали рядом преимуществ по сравнению с другими видами печатных изданий. Во-первых, они были оперативнее, во-вторых их легче было спрятать, передать кому-то, сохранить как пропуск для сдачи в плен. Листовки делились на разные виды: листовки - обращения командования, листовки-приказы, листовка-памфлет, «сентиментальные» листовки, листовки от военнопленных, листовка-диалог, листовка-стихотворение, листовка вопрос- ответ, листовки-воззвания, листовка-письмо, листовка-информация, листовки-цитаты, листовки от имени погибших, как пример, «Мертвые говорят живым», листовка-уведомление, листовка-ответ, например, «Ответ Верховному главнокомандованию немецкой армии», где велась полемика с немецкой пропагандой.

             В деятельности пропаганды немало внимания уделялось печати брошюр, больших по объему публицистических текстов, выпуску радиопередач, в том числе и на немецком языке.

            Таким образом, следует отметить, что партийное руководство большое внимание уделяло военной печати, всячески координируя деятельность в этом направлении.  Средства печати сыграли одну из главных ролей в организации антигитлировской пропаганды. Они также оказали поддержку населению, оставшемуся на оккупированной территории, и помогли утвердить патриотические чувства к Родине у граждан нашей страны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

       3.Газетная периодика блокадного Ленинграда на примере газет     «Ленинградская правда» и «Смена» .

 

        Во время блокады в Ленинграде существовало 3 основных газеты:«Ленинградская правда», «Смена» и «На страже Родины».Они информировали город о новостях с фронта на протяжение всех военных лет. Основной среди них была газета «Ленинградская правда» имевшая тираж более 200 тысяч экземпляров, редактировалась П. В. Золотухиным, Н. Д. Шумиловым – с 1942 г. Из-за нехватки бумаги с 10 декабря 1941 г. она выходила вместо 4 полос на двух. Выпуск газеты был приравнен в условиях блокады к выпуску боеприпасов, выпечке хлеба. Электроэнергией тогда могли пользоваться предприятия, работавшие на фронт, хлебозаводы и типография «Ленинградской правды». В январе-апреле 1942 г. из-за нехватки электроэнергии и специалистов вынуждены были остановиться все полиграфические предприятия, кроме типографии Володарского, где печаталась не только массовая агитационно-пропагандистская литература, но и продовольственные карточки. Типография была особо обстреливаемым объектом, находилась под постоянными бомбежками. Температура в цехах опускалась до минус 14 градусов. Вручную приводились в действие печатные машины. Но не смотря на все, Лениздат работал и воевал.

            Призыв центрального Комитета ВКП(б) отстоять город любой ценой определял направленность публикаций ленинградской печати. Требовалось воспитывать высокий боевой дух у населения и бойцов фронта, уверенность в обязательной победе над фашизмом.

            И газеты и журналы широко популяризировали героические традиции питерского народа, звали трудящихся города умножать эти традиции в ходе борьбы за свободу и независимость Родины.

            Ленинградской печати принадлежит большая заслуга в укреплении морального духа армии и населения, в утверждении в сознании ленинградцев их личной ответственности за судьбы города и всей социалистической Родины.

             С первого дня войны на страницах ленинградской периодики основное место заняли темы вооруженного отпора врагу: газеты писали о пополнении рядов Красной Армии, о формировании армии народного ополчения, укреплении военно-инженерной и противовоздушной обороны города, о создании рабочих отрядов и истребительных батальонов, о повышении революционной бдительности, о пропаганде славных боевых и трудовых традиций ленинградских рабочих, о нерушимой дружбе советских народов.

             Движимые чувством советского патриотизма, сотни тысяч трудящихся города и области изъявили желание добровольно вступить в ряды Красной Армии. В военкоматы в одиночку, семьями, группами приходили добровольцы с требованием немедленно направить их на фронт. «Ленинградская правда», «Смена», имевшие большой тираж( более 200 тыс. экземпляров)7, систематически помещали письма, поступавшие от советских патриотов, изъявлявших желание добровольно вступить в ряды борющейся Красной Армии. «Ленинградская правда» в очерке «Добровольцы» рассказала о Д. К. Лебедеве - участнике гражданской войны, о рабочем Неронском, сражавшемся еще в рядах Первой конной армии, краснофлотце Кудрявцеве, задолго до начала войны демобилизовавшемся из флота, студенте Габидулине и многих других, старых и молодых, которые одними из первых подали заявления о зачислении их в Красную Армию.

              Газеты «Ленинградская правда» и «Смена» оказали существенную помощь Ленинградской партийной организации в формировании народного ополчения. Из номера в номер они рассказывали о массовом патриотизме трудящихся города, о великом народном гневе против врага.

             «Все для фронта! Все для победы! Трудящиеся города Ленинграда всегда были в первых рядах борьбы за Советскую власть. В грозный для Отечества час каждый из нас должен отдать своей Родине все силы, энергию, знания, опыт, а если потребуется - и жизнь!» - обращалась к своим читателям «Ленинградская правда» .8

                Печать Ленинграда помогала партийной организации города в короткий срок создать громадную армию народного ополчения. К 7 июля 1941 г. в городе было сформировано и полностью экипировано 110-тысячное ополченское войско. Среди ополченцев огромную пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу вела ежедневная газета «На защиту Ленинграда», ярко и убедительно повествовавшая о беззаветной доблести патриотов-ленинградцев. Первый номер газеты ополченцев вышел 6 июня 1941 г. Последний номер - 79-й - был выпущен 5 октября 1941 г., когда подразделения народного ополчения влились в кадровые части Красной Армии.

              В условиях фронтового города особое значение приобрело усиление «революционной» бдительности, являвшейся одним из жизненно важных методов борьбы с врагом. Фашистские лазутчики активизировали шпионаж, диверсии, распускали в городе провокационные слухи. «Ленинградская правда» выступила с рядом передовых статей на эту тему. Газета разъясняла жителям города, что близость Ленинграда к фронту позволяет фашистам засылать шпионов и диверсантов, призывала ленинградцев проявлять строжайшую дисциплинированность и осторожность: «Бдительность всегда, бдительность во всем - таков непреложный закон поведения каждого советского человека».9

              Партийные организации развернули огромную политическую работу среди строителей. Особенно широко для этих целей использовалась печать. Газеты выступали поборниками строжайшего воинского порядка в рабочих бригадах , сооружавших оборонительные узлы, пропагандировали ударные образцы труда, поддерживали социалистическое соревнование строителей.

             Особую роль в мобилизации ленинградцев на досрочное окончание строительства оборонительных сооружений сыграли специальные выпуски газеты «Ленинградская правда на оборонной стройке» и боевые листки, издававшиеся в рабочих подразделениях.

           Литературный сотрудник редакции О. Смирнова вспоминает, что идея создания специальных выпусков газеты для строителей оборонительных рубежей родилась в Смольном на встрече руководителей «Ленинградской правды» с К. Е. Ворошиловым и А. А. Ждановым. Редактировать газету «Ленинградская правда на оборонной стройке» было поручено члену редакционной коллегии «Ленинградской правды», заведующему военным отделом. В. Грудинину. На главных направлениях строительства рубежей - Лужском и Кингисеппском - были созданы корреспондентские пункты во главе с Рискиным и Смирновой .

Информация о работе Газетная летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годы