Философия любви и одиночества Эриха Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Проблема любви и одиночества – это извечная тема для размышления у человечества. Она в той или иной степени касается каждого, вне зависимости от социального статуса, возраста, дохода, пола. Многих философов волновал этот вопрос, и у каждого были свои ответы. Но для меня ближе объяснения, сделанные Эрихом Фроммом.

Файлы: 1 файл

Философия любви и одиночества Эриха Фромма.docx

— 25.97 Кб (Скачать файл)

Национальный Исследовательский  Институт – Высшая Школа Экономики

 

Эссе

 

 

Философия любви  и одиночества Эриха Фромма

 

по дисциплине: философия

 

 

 

 

 

Выполнила: Петрунина Елена

Группа 09-Э2

Проверил: Батялова Людмила Павловна

 

 

 

 

 

2010 год.

Проблема любви и одиночества  – это извечная тема для размышления  у человечества. Она в той или  иной степени касается каждого, вне  зависимости от социального статуса, возраста, дохода, пола. Многих философов  волновал этот вопрос, и у каждого  были свои ответы. Но для меня ближе объяснения, сделанные Эрихом Фроммом.

Одной из главных проблем, которые волновали умы не только простых людей, но и философов, ученых, писателей была, есть и будет проблема одиночества. Часто бывает трудно разглядеть лики одиночества за масками, за дорогой  одеждой, машинами, квартирами. Но оставаясь наедине с самими собой, человек, как и много лет назад задумывается над тем, что же ему делать со своим одиночеством, как же ему жить дальше. Для него его собственное “я” является тюрьмой, из которой кажется, нет выхода.

Эта проблема широко распространилась в XX веке и нашла отражение в трудах Э. Фромма. “Одиночество – это своего рода болезнь современного общества, она также естественна, как эпидемия гриппа, охватывающая целые континенты”.[1] Окружающий мир требует от человека его навыки, профессиональные умения, трудоспособность, энергию, предприимчивость и множество других. Всё это приводит к тому, что человек впадает в состояние депрессии, что порождает в нём чувство пустоты, неопределённости, агрессивности. И тогда сразу возникают различные вопросы, такие как: насколько глобальна эта проблема, в чем основная причина этого явления, существует ли методика ликвидации последствий одиночества.

Несколько сотен лет человек  жил сначала в гармонии с природой, затем существовал в системе, где государство ограждало его от одиночества, создавало ощущение защищенности, гармонии с миром. Сейчас же с процветанием рыночных отношений все изменилось. Политические и экономические отношения повлияли на мировоззрение людей. Человек поневоле вынужден был стать эгоистом. Он желает себе добра и вследствие всего целью его жизни становится достижение удовольствия и переход от одного к другому. Под добром теперь понимается то, что хорошо для него самого, что приносит личную выгоду. Зло же – это то, что препятствует получению желаемого. Личный интерес порождает конфликт с другими, а также недоверие, алчность, сейчас они составляют основу отношений в обществе. Если кто-то претендует на то же что и “я”, то он автоматически становится угрозой. «Скрытность, замкнутость становятся обязательным условием выстраивания отношений между себе подобными. Тяга к успеху, самореализации не позволяет увидеть в “другом” соратника, а только конкурента. Изоляция – это средство защиты.”[1] Человеку постоянно приходиться задумываться о соответствии миру, а ответы чаще всего неутешительны, что приводит к понижению самооценки. Как результат, человек не может искренне с кем-либо поделиться своими проблемами. И тогда сам собой напрашивается вывод, чем меньше его “я” открыто обществу, тем меньше он может потерять, меньше его уязвимость.

Существуют различные  формы проявления одиночества, например, такое как агрессия – человек выступает против окружающих, правительства, с целью привлечь внимание. Некоторые начинают носить яркую одежду, макияж всё с той же целью: воспринимать себя как значимую личность. Э.Фромм много анализировал данную проблему, рассматривал причины, которые усиливают чувство одиночества, и искал пути обретения общности. Этому вопросу он посвятил целую книгу “Искусство любви”, из которой мы понимаем, что свою отделенность мы сможем преодолеть только с помощью любви и только любовь на это способна.

За всё время существования  человечества о любви было сказано немало слов, написано много книг. Кто-то пытался выводить универсальные формулы любви. Но до сих пор тема любви волнует миллионы сердец, она является одним из главных способов укоренения в обществе. Если мы посмотрим на мнение психоаналитиков, то основная проблема, связанная с любовью – это половая любовь. У каждого из философов было своё представление о ней. Например, у Зигмунда Фрейда любовь выступает лишь в качестве изменения сексуальности. В работе Э.Фромм любовь рассматривается как искусство, которое необходимо постоянно совершенствоваться.

На мой взгляд, необходимо более детально рассмотреть теорию любви у Э. Фромма. Он утверждал, что любовь – это великое искусство, но многие считают, что она дана свыше или всего лишь инстинкт. Я считаю, что люди совершенно заблуждаются, когда думают, что любовь приходит совершенно независимо от них. Это неправильно относиться к любви как к счастливому случаю, пославшего им любимого человека.

 Каждый задается множеством  вопросов, когда дело касается любви. Например, такие как: каковы механизмы влюблённости и чем обуславливается выбор объекта? Какие индивидуальные механизмы, личностные или ситуационные факторы, способствующие зарождению, поддержанию или угасанию влюбленности? Что влияет на устойчивость любовных отношений? Это только часть возникающих вопросов. Психологи, так же как и философы, очень серьезно подошли к этой информации, она заслуживает особого внимания и имеет большое значение о роли любви в становлении личности и индивидуальности человека, его уникальности, так и постановке вопроса об иррациональности любви. Особое значение также имеет то, что умеет ли человек любить. В качестве примера Фромм сравнивает искусство любить со способностью рисовать. Если человек хочет научиться рисовать, но взамен того, чтобы учиться, ждет появления какого-либо предмета, считая, что сразу же станет великим художником. На мой взгляд это звучит достаточно глупо, так как чтобы стать профессионалом нужна большая практика для того чтобы постоянно совершенствоваться. То же самое обстоит и с любовью.

Прежде чем понять из чего складывается умение любить, Фромм  делает попытку объяснения причин, почему люди любят друг друга. “Любовь – это преодоление отделенности людей друг от друга.”[5] Каждый пытается избежать этого ужасного чувства – одиночества, оно невыносимо, подавляет человека, разрушает его индивидуальность, как бы убивая его изнутри. Кажется, что всегда будет так плохо, и нет никакого выхода. В разные времена люди пытались найти различные способы выхода из этого состояния, пытаясь объединиться с группой. Например, в древности одним из главных способов единения были все виды оргиастических состояний, такие как транс. Он может быть достигнут под воздействием самовнушения, наркотиков, алкоголя или секса. После оргиастического состояния некоторое время человек чувствует облегчение, связанность с миром, но потом тревога, угрызения совести возвращаются, чаще всего ещё более сильные, чем были раньше. Второй путь достижения преодоления одиночества – это единение с группой. Для этого человеку необходимо отказаться от своих индивидуальных особенностей и подчиниться правилам большинства, стадному чувству. Мы все считаем, что общество, правительство заставляет нас делать это с помощью различной пропаганды, например, рекламы, создания политических партий и программ. Но по мнению философа, люди хотят приспособиться намного больше, чем это для них необходимо. Ещё один способ – это погружение в творчество. В этом способе человек объединяет себя с миром, но при этом не теряет своей индивидуальности. Дело в том, что ни один из них не может в полной мере разрешить существование данной проблемы. “Полное – в достижении межличностного единения, слияние своего “Я” и “Я” другого человека, то есть в любви.”[5] Я абсолютно согласна с Э. Фроммом в том, что именно любовь является подлинным и единственным единением двух людей. Но не всё так просто, философ считает, что лишь зрелая форма любви способна на это и лишь её стоит называть любовью. А незрелые формы – это не любовь, Фромм их называл симбиотическими союзами. Среди них выделяет два вида: садизм и мазохизм.

 Теперь необходимо  понять, что Фромм подразумевал  под понятием зрелая любовь. Это  своего рода активный интерес  к жизни и происходящим событиям тех людей, кого мы любим. Забота и интерес, проявляемый к другому, ведет ещё к одному важному аспекту любви – к ответственности. Только любящий человек чувствует ответственность за всех любимых как за самого себя. Но если бы не было такого компонента как уважение, то ответственность могла бы повлечь за собой желание господства или управления близкими. Уважение означает способность видеть человека таким, какой он есть, не пытаясь сделать его таким, каким бы ты его хотел видеть. Уважать нельзя не зная человека. Но уважение, забота, ответственность будут бессмысленны, если нет желания познать “тайну человека”.

Рассмотрев такое понимание  любви, Э.Фромм выделил следующие виды или формы любви: любовь между детьми и родителями, братская, материнская, эротическая, любовь к себе и к Богу.

Также Э.Фромм выделяет два  типа “нормальной” любви: любовь, как  сексуальное удовлетворение, и как “слаженная работа” и убежище от одиночества. Но в действительности, я согласна с Фроммом в том, что нормальная любовь возможна, если два человека связаны друг с другом центрами своего существования, это означает, что каждый из них воспринимает себя и любимого из глубины своего “Я”. Прочитав работы Э.Фромма, я поняла, что любовь это постоянный риск, а не состояние отдыха, это напряженная работа, причем совместная, каждый должен прилагать усилия. Необходимо понимать, что наличие гармонии или конфликтов, печалей или радостей  являются не главными, а вторичными элементами. Самое главное, что два человека чувствуют полноту своего существования, глубину и жизненность отношений.

Читая одну из блестящих  книг Э. Фромма “Искусство любви”, я поняла, для чего человеку необходимы отношения.  Так как Фромм был экзистенционалистом, то неудивительно, что именно экзистенциональная изоляция причина серьезного беспокойства человека. Я считаю, что Фромм – один из философов, чей взгляд на жизнь в большей степени совпадает с моим мнением. Человек издревле пытался преодолеть изоляцию, уничтожающую, поглощающую его. Я согласна, что никакая творческая деятельность, ни следование каким-либо обычаям или традициям, ни различные оргиастические состояния не являются достаточными для преодоления одиночества – их можно назвать “частичными ответами”. “Полный ответ” – достижение единения с другим человеком только через любовь.

 

Список литературы:

 

  1. Философская антропология “Проблема одиночества в философии Э.Фромма”// Вісник СевДТУ. Вип. 86: Філософія: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2008.
  2. П.С. Гуревич. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья к книге: Эрих  Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
  3. Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990
  4. Л.А. Чернышева. Разумность добра. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Человек для себя. Минск, 1992
  5. Э. Фромм. Искусство любви. Минск, 1990
  6. В.П.Петров. "Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе". //Журнал практического психолога, № 7-8, июль-август, 1999.

 


Информация о работе Философия любви и одиночества Эриха Фромма