Дизайн газеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении и анализе дизайна в газеты “Комсомольская правда”.
Задачи: 1) рассмотреть историю развития дизайна
2) выявить особенности современного дизайна
3) проанализировать дизайн газеты “Комсомольская правда” на примере одного из номеров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ 5
1.1 Первый этап развития дизайна в России (1917 – 1922) 5
1.2 Второй этап развития дизайна в России (1923 – 1932) 6
1.3 Третий этап развития дизайна в России (1933 – 1960) 7
1.4 Четвертый этап развития дизайна: 60 – 80-е или 60 – 90-е годы 7
1.5 Пятый, постсоветский этап развития дизайна в России 9
2 КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (КГМ) 10
2.1 Различие понятий «оформление газеты» и «дизайн газеты» 12
2.2 Анализ понятия «структура» 13
2.3 Внешнее оформление газеты 15
3 СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНОГО НОМЕРА 18
4 ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 21
4.1 Тематическая концепция газеты «КП» 21
4.2 Темы и рубрики газеты 23
4.3 Разбивки тем и рубрик по полосам (для еженедельника) 24
4.4 Приложения к газете 25
4.5 Графическая модель газеты «Комсомольская правда» (еженедельник) 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа на тему Дизайн газеты 1 курс.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

На уровне подготовки публикации журналист  наблюдает и анализирует действительность. Результат этого процесса должен быть представлен в содержании будущей публикации, выраженной в некой форме. Процесс этот сложен: какую позицию занять, какая из проблем является самой важной, какие слова найти, чтобы не погрешить против правды, в каком жанре наблюдения, впечатления раскроются богаче, ярче, какую композицию предпочесть... – примерно так рассуждают корреспонденты, и все потому, что единство содержания и формы всегда относительно. Они отбрасывают многие, казалось бы, аналогичные варианты слов, предложений, переставляют эпизоды, отказываются от каких-то деталей...-поиск формы необыкновенно труден.

Но вот сообщение, обладающее конкретным содержанием, подготовлено к печати. Как и любое сообщение, передаваемое через средство массовой коммуникации, оно будет сообщение комментированным - сам подбор фактов, их последовательность создают некий смысловой контекст. А в аналитических жанрах - корреспонденции, статье, рецензии – комментарий, мнения выражены еще более явно. Современный читатель лучше воспринимает многозначные сообщения, авторы которых не навязывают свою точку зрения, преимущественно лишь излагая факты, но редакция, тем не менее, заинтересована в самом быстром и определенном воздействии передаваемой информации. Нередко решить эту задачу помогает дизайн – тонкий инструмент комментария: ведь оформление не просто опредмечивает содержание, но и способствует возникновению и выявлению определенного подтекста.

Постановка сообщения на какую-либо страницу, в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. (Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа). В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов.

Способ чтения слева на право  определил расположение, хотя и условное, сообщений по важности с первой на четвертую страницы. Например, в арабских языках строка читается справа на лево, логотип расположен на последней для нас странице, и сообщения по степени важности идут с последней и далее до первой страницы. Но все мы по разному читаем газеты: кто-то сначала просматривает номер, замечает анонсы, пробегает взглядом заголовки, рубрики, иллюстрации, а кто-то сразу же обращается к любимому разделу... Это объясняется интересами индивидов, темпераментом каждого, ситуациями, при которых обращаются к газете – даже состоянием здоровья. Ориентироваться на восприятие отдельного читателя невозможно и бессмысленно. Поэтому в газете выработана определенная система подачи газетных сообщений, исходящая из соображений разумности, свойств восприятия реципиентом печатного текста и т.д. Трудно расставить разнообразные сообщения строго по ранжиру, установить насколько первое важнее второго, второе – третьего, то есть при верстке мы сталкиваемся с относительным характером соответствия формы содержанию.

Когда же сообщения, расположенные  рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо – замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса – рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.

Все, что помещается на страницах  издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление. Но, выделив  все, мы не выделим ничего: произойдет нивелировка сообщений, поэтому средства графического выражения всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить, что, чем более незаметна форма, тем менее она отвлекает внимание зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет свою главную задачу - раскрывать содержание, опираясь на модель, нетрудно сделать в целом правильный макет, но он может быть «бездушным» именно потому, что внутренняя форма выявлена неадекватно. Дизайнер в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты, как особого вида периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда можно трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и выявить ее в контексте оформления. Работа над формой – это всегда работа над формированием содержания.

 

  1. ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ 
    «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

 

Просмотрев подшивки «Комсомольской правды» за последнее десятилетие, становится видно, что газета постоянно меняла свое оформление. Прошедшее десятилетие, ознаменованное приходом в российскую прессу компьютерной техники, дало массу образцов свободного творчества. В 90-е годы сложился особый стиль, свойственный многим региональным  газетам, его можно назвать «компьютерным», если предположить, что техника может сама по себе давать какой-то стиль. Украшательство, «рукодельность» остаются главными признаками этого варианта оформления газет.

На самом деле, конечно, это был  процесс начального освоения великих  возможностей, которые дают настольные издательские системы.

Своеобразие лица издания достигается  в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данной газете присущего, стиля главных элементов оформления:

1. Типа верстки

2. Шрифтов

3. Комплекса первой полосы

4. Композиции заголовков

5. Средств выделения

6. Иллюстраций

7. Рекламы

8. Дополнительного цвета.

    1. Тематическая концепция газеты «КП»

"Комсомольская правда", всесоюзная молодёжная газета, была создана 13 марта 1925 года в соответствии с решением XIII съезда РКПб. В советское время она являлась органом ЦК ВЛКСМ, организатором советской молодежи в борьбе за выполнение задач, поставленных Коммунистической партией. Газета изначально ориентировалась на молодёжную аудиторию, поэтому в ней было много научно-популярных и приключенческих статей. С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые еще больше повысили популярность газеты. В конце 1980-х годов её тираж достигал 20 млн экземпляров. «Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 миллиона 350 тысяч экземпляров.

C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, превратившись во «Всесоюзную ежедневную газету». 19 августа 1991 во время Августовского путча газета была запрещена ГКЧП и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ.

В 1990—2000-е от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

Начиная с 1993 выходит еженедельник «Комсомольская правда» с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 3,1 миллионов экземпляров. До 2005 еженедельник выходил по пятницам, затем по четвергам.

"Комсомольская правда" награждена орденом Ленина (1930), орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени (1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1950, 1957).

Ныне «Комсомольская правда» – газета формата А3, выходящая шесть дней в неделю с понедельника по субботу на 32-х полосах, ежедневным тиражом – 0,7 млн экз., еженедельным  – 3,0 млн экз.

    1. Темы и рубрики газеты

 

– Национальный вопрос

– Политика

– Экономика, кризис

– Предпринимательство

– Социальный портрет

– Новые законы и постановления

– Вера, мораль, быт, культура

– Благотворительность

– Семья, дом, воспитание детей

– Отдых, туризм

– Вкус, этикет, культура, спорт

– Религия, религиозные праздники.

– Театр, музеи, искусство

– Школа, образование

– Книгоиздание и книжная торговля

– Кино

– Уголовная хроника.

– Общество

– Происшествия

– Звезды

– Наука

– Красота, здоровье

– Реклама, объявления

– Письма (диалог с читателями)

 

 

    1. Разбивки тем и рубрик по полосам (для еженедельника)

 1-я полоса:

Официальное сообщение; оперативная (политическая, общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация

2-я – 3-я полосы:

“Хотите об этом поговорить?”: краткий новостной блок, гороскоп, погода

4-я – 5-я полосы:

“Курортный сезон”: аналитические  и художественно-публицистические статьи на тематику отдыха

6-я – 7-я полосы:

“Беседка “КП””: внутриполитическая тематика

8-я – 9-я полосы:

“Портрет явления: замуж за рубеж”: межнациональные свадьбы

10-я – 11-я полосы:

“Бизнес-пресс”: реклама бытовых  товаров, их описание и стоимость

12-я – 13-я полосы:

“Чтобы помнили”: материалы, посвященные памяти известных людей

14-я полоса:

“Испытано на себе”: реальные бытовые истории, содержащие практический совет

15-я полоса:

“Это полезно знать”: советы специалистов по различным вопросам социальной сферы

16-я полоса:

“Вопрос – ответ”:  ответы редакции на вопросы читателей

17-я полоса:

“Красота”: новости моды

18-я полоса:

“Ну и ну!”: необычные изобретения

19-я полоса:

“Ваше здоровье”: новейшие лекарства, секреты здоровья и красоты

20-я – 21-я полосы:

“Путешествие дилетанта”: опасности  путешествий заграницу

22-я полоса:

“Родилка “КП””: звезды и их дети

23-я полоса:

“Особый случай”: какой неординарный случай

24-я – 25-я полосы:

“Испытано на себе”: реальные бытовые  истории, содержащие практический совет

26-я полоса:

“Окно в природу”: интересные факты  из жизни природы

27-я полоса:

“Реклама”

28-я полоса:

“Спорт”

29-я полоса:

“Астрология”

30-я полоса:

“Гимнастика для ума”: кроссворды

31-я полоса:

“На диване с “Комсомолкой””: прогноз, анекдоты, реклама

32-я полоса:

“Реклама”

    1. Приложения к газете

 

“Досуг”, 12 стр.  Содержит местные новости регионов ( в данном случае – Челябинска). “Телепрограмма”, 16 стр.

    1. Графическая модель газеты «Комсомольская правда» (еженедельник)

 

Постоянные элементы

Заглавие включает в себя скрытую  саморекламу: в слове “правда” последний слог “ДА” выделяется из общего стиля названия (название написано черным шрифтом, а этот слог – голубым), побуждая читателя выбирать именно эту газету. Над заглавием в правом верхнем углу – метка о самом большом ежемесячном тираже в России и СНГ, а также сайт газеты. Под названием располагаются пять наград газеты: орден Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны 1-й степени, 2 ордена Трудового Красного Знамени. Ниже – дата и номер выпуска. В газете 6  колонок по 40 мм. Выходные данные занимают подвал 6-ти колонок 32-ой полосы.

Виды верстки

По конфигурации материалов – прямоугольная, по расположению материалов относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии – вертикальная, по расположению на странице – асимметричная.

Заголовки

Выключка – в центр разворота. Набраны прописными буквами черного  цвета на белом фоне.

Иллюстрации

Газета насыщена крупными иллюстрациями и фотографиями, в среднем 1-2 на полосе. Также присутствуют рисованные элементы, коллажи и карикатуры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Компьютерная революция внесла в издательское дело колоссальные перемены. Это видно по количеству появившихся  красочных, разнообразных новых газет и журналов. Борьба на рынке прессы, за читателя, продолжается, некоторые издания умирают, не выдержав такого накала, те же периодические издания, которые завоевывали читательскую аудиторию на протяжении многих десятилетий, стараются удержать своего потребителя путем новых технологий и новой подачи своей продукции. Не только качество публикаций, но и качество печати сейчас является важным. Если внешний вид газеты или журнала не привлекает внимание, его вряд ли купят. Такие газеты как «Российская газета»,  «Известия», «Труд», Коммерсант» тоже меняют свой дизайн, стремясь выглядеть на общем рынке прессы достойно. Газета «Комсомольская правда» не исключение. Она продолжает менять свой облик ведь, как говорят «Совершенству нет предела». Поменялись шрифты и кегли набора текстов. Изменилась внутренняя структура издания. Увеличилось число страниц. Крупные тексты смотрятся живее и доступнее, расчлененные внутренними подзаголовками.

 Функциональность эстетики газетного дизайна проявляется и в соблюдении равновесия на полосе. Согласно этому правилу все части газетной полосы взаимоуравновешиваются относительно ее центра, ударные графические пятна (фото, заголовки и т.д.) располагаются примерно на одинаковом удалении  от вертикали и горизонтали.

Моделирование оформления представляет собой одну из форм научной организации  работы редакции. Модель, есть система, включающая ряд подсистем: Начиная с графика публикаций основных разделов и рубрик, и заканчивая набором типовых схем верстки, которые связанны с графиком. Модель избавляет журналистов от повторяющихся рутинных процессов при выпуске номера, стабилизирует процесс планирования, позволяет учесть определенные эстетические требования при разработке внешней формы издания.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Аникст, М. Русский графический дизайн 1880-1917 / М. Аникст, Н. Бабурина, Е. Чернеем. - М., 1992.

2. Серов, С. И. Стиль в графическом дизайне. 60–80-е годы. – М., 1991.

3. Хан-Магометов, С. О. Пионеры советского дизайна. – М., 1995.

Информация о работе Дизайн газеты