Что можно узнать о периоде перестройки из фильмаЭльдара Рязанова "Небеса обетованные"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:33, статья

Описание работы

Фильм кинорежиссера Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» - острая социальная трагикомедия - съемочный период приходил в один из самых сложных и драматических периодов истории нашей страны . 1991 год – это время политических противостояний и кардинальных изменений в общественной и социальной жизни, обнищание одних и небывалое возвышение других. Государственный переворот, передел собственности, августовский путч, обесценивание вкладов, шоковая терапия – все это острые приметы периода перестройки. И на фоне всех этих событий на экраны страны выходит новый фильм – в это время еще работают все кинотеатры, залы наполняются зрителями в полном объеме, по окончании киносеанса некоторые зрители выскакивают на сцену и скандируют лозунги перестройки, настолько для всех события, происходящие в фильме, были живым воплощением действительности.

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 19.32 Кб (Скачать файл)

Что можно узнать о периоде перестройки из фильма

Эльдара Рязанова «Небеса обетованные»

 

Фильм кинорежиссера Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» - острая социальная трагикомедия - съемочный период приходил в один из самых сложных и драматических периодов истории нашей страны . 1991 год – это время политических противостояний и кардинальных изменений в общественной и социальной жизни, обнищание одних и небывалое возвышение других. Государственный переворот, передел собственности, августовский путч, обесценивание вкладов, шоковая терапия – все это острые приметы периода перестройки. И на фоне всех этих событий на экраны страны выходит новый фильм – в это время еще работают все кинотеатры, залы наполняются зрителями в полном объеме, по окончании киносеанса некоторые зрители выскакивают на сцену и скандируют лозунги перестройки, настолько для всех события, происходящие в фильме, были живым воплощением действительности.

В фильме показана жизнь вновь появившейся на городских улицах группы асоциальных элементов - бомжей, живущих на свалке вблизи Курского вокзала города Москвы. Но это еще не «профессиональные» бомжи, все эти люди очень хорошо помнят, кем они были в недавнем прошлом, и они очень тяготятся своим новым социальным статусом. Они живут в своем мире, никому абсолютно не нужные и заброшенные, но они изо всех сил стараются и в таком положении продолжить свое земное существование по законам того мира который их отвергнул, выбросил на дно, презрительно и безжалостно пнул в бездну, откуда им уже не выбраться.

У них есть свой Президент, свои способы заработка на жизнь, они решают, как это ни странно спорный квартирный вопрос, есть свой блюститель порядка - милиционер, и есть совершенно новая реальность, до этого абсолютно им не знакомая - американский бизнесмен, который пытается выкупить землю на которой они живут, а родное некогда государство ему в этом только активно помогает. Просто детальное воссоздание реальной жизни тех лет.

Перед зрителями предстает  очень много абсурдных ситуаций, которые казалось бы не могут происходить в стране с такими богатыми культурными традициями, с таким уровнем развития науки и образования, но жалкие и несчастные герои фильма - люди, не нашедшие своего места в новой жизни, подтверждают – могут. Своего спасение они ждут с искренней надеждой и верой, только от этого становиться очень грустно и тоскливо – они ее ждут в образе инопланетян, которые непременно прилетят и заберут их в лучшие миры. А на этой Земле им нет место. В стране только начинался бум экстрасенсов, целителей, летающих тарелок… Веру в светлое будущее коммунизма сменила другая вера, абсолютно противоположная, но оказавшаяся на удивление не менее привлекательной.

Прежние социальные ценности и ориентиры были разрушены, люди начинали искать новые «точки опоры», им нужно было понимать смысл своего земного существования. Но именно в это время, вместе с  открывшимся «железным занавесом», вместе с разрешением читать ранее запрещенные книги, исповедовать ту религию, которой желаешь принадлежать, в страну бешено ворвался неведанный ранее дух неуемной жажды потребления и вседозволенности, против которого у многих не было иммунитета.

И это время в основном стало принадлежать смелым и предприимчивым людям, а часто дельцам, ловко  умеющим выстраивать  свою жизнь за счет других. Им было не сложно перестроить под себя многочисленные фабрики и заводы, и они еще с большей легкостью выбрасывали людей из их квартир на улицы, не испытывая ни жалости, ни сожаления. Многие оказались совершенно беззащитными перед вновь разработанными для них правилами жизни, они и на городской свалке пытаются сопротивляться и сохранять свое достоинство, они же еще хорошо помнят, кем они были в прошлой жизни, но тщетно. Новая государственная машина запущена, и в этот раз она не пожалеет многих уважаемых прежде людей, десятилетия трудившихся на благо своей страны.

И когда власти решают строить  на месте свалки новое совместное с американцами предприятие по производству противозачаточных средств, то обременительный и никому не нужный маргинальный слой общества бомжей пытаются ликвидировать: кого-то отправить в больницу, кого-то даже в дом престарелых, ну а кого-то в психушку или того хуже в тюрьму. Но удивительно то, что эта абсолютно беззащитная группа несчастных людей не желает уходить со своей территории, они чувствую свою сопричастность с ней, они тоже хотят иметь свою  собственность, пусть даже и такую ничтожную.

Потрясает финальная сцена фильма, когда бездомных жалких людей пытаются задавить танками, и это уже есть прямая параллель с событиями августа 1991 года, во многом предопределившие судьбу мега-державы на долгие годы… На экраны фильм вышел в октябре этого же года, показанные драматические события, как нельзя лучше иллюстрировали окружающую действительность.

У авторов получилась практически  современная версия известной пьесы Максима Горького «На дне», написанная, кстати, незадолго до революционных событий 1917 года. Таким образом, фильм вышел за рамки частного рассказа о жизни небольшой маргинальной прослойки человеческого сообщества, кадры фильма рассказами о большой стране, которая рухнула словно карточный домик, оставив кому-то лишь иллюзии и сожаления. Впереди ее народ ждали новые испытания, и первыми они коснулись, прежде всего, самые незащищенные слои населения, образовав новую прослойку – бедных или находящихся за чертой бедности.

 


Информация о работе Что можно узнать о периоде перестройки из фильмаЭльдара Рязанова "Небеса обетованные"