«Бортовые журналы» как вид корпоративных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:48, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение основных характеристик бортовых изданий, их типологии и функций.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть определение «бортовые журналы» и виды бортовых изданий.
Изучить общие характеристики бортовых журналов.
Обозначить основные функции бортовых изданий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Определение…………………………………………………………………….....3
Основные общие признаки «бортовых журналов»……………………………..6
Функции «бортовых журналов»…………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Бортовые журналы как вид корпоративных СМИ.docx

— 31.19 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

«Бортовые журналы» как вид корпоративных СМИ

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...2

Определение…………………………………………………………………….....3

Основные общие признаки «бортовых журналов»……………………………..6

Функции «бортовых журналов»…………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………………10

 

 

Введение

 

С каждым днем на рынке появляется все больше компаний, следовательно, увеличивается конкуренция. Поэтому становится необходимым применять наиболее эффективные средства связи с общественностью для привлечения и удержания клиентов. К таковым, безусловно, относятся корпоративные средства массовой информации. В настоящее время в России наблюдается стремительное развитие корпоративных изданий, что подтверждается многочисленными аналитическими разработками, как зарубежными, так и российскими. Немалая доля среди них приходится на внешнекорпоративные «бортовые» издания. Это позволяет сделать вывод об актуальности темы работы.

Объектом работы являются «бортовые журналы» компаний.

Цель работы: изучение основных характеристик бортовых изданий, их типологии и функций.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. Рассмотреть определение «бортовые журналы» и виды бортовых изданий.
  2. Изучить общие характеристики бортовых журналов.
  3. Обозначить основные функции бортовых изданий.

Для выполнения работы использованы статьи из периодических изданий и монографии по данной теме, а также учебники.

 

 

Определение

 

В научной литературе и литературе по журналистике термин «бортовой журнал» не закреплен. Изначальный смысл фразы раскрывается в профессиональных авиационных официальных документах «Конвенции о международной гражданской авиации», подписанной 7 декабря 1944 г. в Чикаго, США1. В 29 и 34 статьях этого документа «бортовой журнал» относится к «бортовым документам», обязательным для судна международного класса: «На каждом воздушном судне, занятом в международной навигации, будет вестись бортовой журнал, в который будут заноситься характеристики воздушного судна, данные о его экипаже и сведения о каждом полете в такой форме, которая время от времени может предписываться в соответствии с настоящей Конвенцией». В разных контекстах и без четкого определения «бортовой журнал» упоминают Д. Мурзин как вид рекламного корпоративного издания2, исследователи-профессионалы3 как вид корпоративного издания.

Авторское определение дает Ю.В.Чемякин: «Бортовые журналы» («бортовые издания», «журналы для пассажиров») – издания, предназначенные для клиентов транспортных компаний (пассажиров), распространяемые обычно в салонах самолетов или вагонах поездов4.

Таким образом, появление данного термина в журналистике связано с общепринятым толкованием прилагательного «бортовой».

К корпоративным бортовые журналы относит ряд признаков: цель издания – рассказывать о компании, формировать группу постоянных клиентов, читатели – клиенты компаний, география (в иногда и время) распространения. «Главная цель газет и журналов для клиентов (b2c) – наладить контакт с потребителем. Создать позитивный имидж компании, привлечь внимание к конкретной сфере промышленности. Эти издания распространяются бесплатно»5. Т.е. еще один признак, по которому бортовые журналы относятся к корпоративным – способ распространения.

«Бортовые издания» предназначены для пассажиров (например, самолетов, океанских лайнеров, поездов). Почти все крупные авиакомпании мира издают бортовые журналы. Так, компания «Аэрофлот» издает журнал с одноименным названием; компания «Уральские авиалинии» - журнал «UAM (Ural Airlines Magazine)». Британское издательское агентство ILNG выпускает для клиентов железнодорожной компании South West Trains журнал «E-motion». Бортовые издания, как правило, похожи на обычные глянцевые журналы: полноцветные, богато иллюстрированные. Чаще всего информация о самой компании (и даже данной отрасли) не занимает в них много места. Преобладают материалы развлекательного и общепознавательного характера, цель которых – помочь пассажирам «скоротать время» в пути. Например, журнал «UAM» можно воспринимать в качестве бонуса к основным услугам авиакомпании. «Бортовые СМИ» – интересный и специфический вид клиентских изданий, который активно развивается в настоящее время. В частности, появляются бортовые журналы, предназначенные для отдельных категорий пассажиров, например, для женщин («AIR FRANCE Madam»), детей («Аэрофлот-Юниор»)6.

Как правило, все бортовые журналы выходят тиражом более 1000, поэтому многие зарегистрированы в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, остальные выходят как непериодические печатные издания.

Периодичность выхода изданий колеблется от одного до двух месяцев, формат используется меньший по сравнению с большинством газет, объем текстов и их жанровое своеобразие больше сродни журнальным, объем изданий от 68 полос7. 

По территории распространения бортовые журналы делятся на:

- непосредственно распространяющиеся  во время переездов или перелетов.

- предназначенные для посетителей вокзалов, аэровокзалов или сети аэропортов.

Еще одним подразделением здесь может быть распространение журналов на внутренних рейсах (на русском языке) и во время международных перелетов (на иностранных языках). Данное деление по совокупности социальных признаков дает еще как минимум 3 группы изданий:

- для пассажиров-иностранцев, граждан РФ, часто посещающих  заграницу или постоянных клиентов  компании; 

- для пассажиров внутренних  рейсов, летающих бизнес-классом;

- универсальные издания.

Кроме того, бортовые журналы можно разделить по возрастному признаку: отдельно выпускаются издания для детей и издания для взрослых.

По проблемно-тематическим параметрам журналы можно разделить на несколько групп. Они условны, т.к. все перечисленные составляющие присутствуют в большинстве изданий, но в каждом отдельно есть превалирующая черта: 

- информационно-рекламные;

- информационно-коммуникационные;

- информационно-развлекательные, lifestyle-издания;

- информационно-просветительские8.

 

 

 

 

Основные общие признаки «бортовых журналов»

 

«Бортовые журналы» выделяются в одну категорию, соответственно обладают некоторыми общими признаками. Отдельному изданию не обязательно присущи все нижеперечисленные признаки, однако большинство из них присутствует.

Общими чертами «бортовых журналов» являются:

1. Ограниченный круг слов  при выборе названий:

а) название самой компании или аэровокзала - «Атлант-Союз», «Авиационные линии Кубани», «Домодедово» и т.п.; 

б) ассоциация (слово или словосочетание) с путешествием - «Саквояж», «На высоте» и др. 

в) заимствованное из иностранного (чаще всего английского) языка слово или словосочетание, которое может быть и не связанным с путешествием напрямую – Inflight Rewiew (Официальный бортовой журнал ФГУП «ГТК «РОССИЯ»), Altitudes Russia (журнал, рассказывающий о путешествиях и малой авиации) и др.

2. Оформление:  

а) Подавляющее большинство бортовых журналов являются глянцевыми изданиями, т.е. печатаются на бумаге отличного качества в полноцветном варианте и лакированной обложкой. Исключений немного, например, издание «S7: журнал для пассажиров». Бортовые издания менее масштабных компаний (связанных с автоперевозками или жд) могут быть газетного типа, но и в этом случае за редким исключением выбирается качественная белая бумага и большой формат.

б) Дизайн обложки предполагает наличие ярких оригинальных иллюстраций, чаще всего – индустриальный или природный пейзаж. Но и тут есть исключения, продиктованные спецификой содержания: например, журнал «На высоте» помещает на первой странице тематические коллажи, а «Саквояж СВ» публикует портреты.

3. Тематика и проблематика.  

а) Обязательное наличие новостей корпоративного характера: о компании, ее внутренних событиях, отраслевых мероприятиях и акциях для пассажиров.

б) Публикация путевых очерков и зарисовок о различных городах, достопримечательностях9.

в) Афиша мероприятий либо города отправления, либо города назначения.

4. Жанровая структура: 

а) Обязательное наличие новостных заметок и анонсирующих публикаций;

б) Гвоздевым материалом номера является зарисовка или очерк;

в) Интервью или беседа может подменять гвоздевой материал, может дополнять его;

г) Встречаются также статьи, отчеты, комментарии, но в незначительных объемах;

д) Присутствует такой жанр публикации как инструкция – например, поведение пассажиров во время поездки или другие регламентирующие для компании документы (расписание рейсов, правила провоза багажа и т.п.)10.

 

Функции «бортовых журналов»

 

Функции бортовых журналов совпадают со многими функциями других внешних корпоративных изданий. А именно: имиджевая функция, информационно-коммуникативная, коммерческая, интеграционная, а также образовательная (просветительская) и развлекательная.

- Имиджевая. От того, какой имидж компании сформируется в глазах читателей, во многом зависит, обратятся они к ее услугам или нет. Поэтому в изданиях для внешней общественности должны соблюдаться особо жесткие стандарты качества (как в содержании, так и в оформлении), должен присутствовать особо высокий уровень профессионализма. «Самодеятельность», допустимая (и даже порой необходимая) во внутрикорпоративных изданиях, здесь неуместна.

- Интеграционная11. Практически все корпоративные СМИ для внешней аудитории, так или иначе, стремятся объединить вокруг себя клиентов, деловых партнеров своих компаний, инвесторов и т.д. Задача корпоративных СМИ – сделать так, чтобы именно их компания (и предлагаемые ими услуги) были в центре внимания.

- Информационно-коммуникативная. Корпоративным бортовым изданиям для внешней аудитории важно рассказать своим читателям об услугах компании, об успехах самой компании (открытие новых направлений, победа на конкурсах, получение престижных наград, проведение различных мероприятий для клиентов…), тенденциях развития отрасли.

Наиболее «продвинутые» клиентские издания также заботятся о поддержании обратной связи со своими читателями, поскольку это способствует повышению лояльности покупателей по отношению к компании, а значит, и ее успешному развитию.

- Образовательная (просветительская). Корпоративные издания, кроме всего прочего, призваны служить путеводителями, помогающими читателям ориентироваться во множестве услуг компании, объясняющими их особенности и преимущества, а также правила предоставления и пользования услугами.

- Коммерческая. Эффективность издания для внешней общественности может определяться именно на основании того, насколько успешно ему удается привлекать новых и удерживать имеющихся клиентов и бизнес-партнеров компании. Иными словами, насколько успешно корпоративное издание помогает компании зарабатывать деньги.

Развлекательная. Во время долгой поездки или перелета читателю необходимо чем-то занять себя, расслабиться и по возможности отдохнуть. Поэтому во многих бортовых журналах публикуются кроссворды, сканворды и анекдоты, забавные истории, развлекательные статьи, различные конкурсы и т.д12.

Заключение

 

По определению Ю.В.Чемякина «бортовые журналы» представляют собой издания, предназначенные для клиентов транспортных компаний (пассажиров), распространяемые обычно в салонах самолетов или вагонах поездов.

По территории распространения бортовые журналы делятся на: непосредственно распространяющиеся во время переездов или перелетов; и предназначенные для посетителей вокзалов, аэровокзалов или сети аэропортов. По возрасту аудитории такие издания подразделяются на журналы для взрослых и журналы для детей. По совокупности социальных признаков дает еще как минимум 3 группы изданий: 1) для пассажиров-иностранцев, граждан РФ, часто посещающих заграницу или постоянных клиентов компании; 2) для пассажиров внутренних рейсов, летающих бизнес-классом; 3) универсальные издания.

К основным общим признакам бортовых изданий относятся: определенным образом ограниченный круг слов при выборе названий (название самой компании, слово-ассоциация с путешествием или его перевод на английский язык); превалирование глянцевых изданий и яркого дизайна обложки; обязательное наличие новостей корпоративного характера, а также развлекательного материала.

Все бортовые журналы без исключения призваны выполнять следующие функции: имиджевую, интеграционную, информационно-коммуникативную, образовательную (просветительскую), коммерческую и развлекательную.

 

 

Список литературы:

Информация о работе «Бортовые журналы» как вид корпоративных СМИ