Врачебный контроль. Система организации врачебного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:25, реферат

Описание работы

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом, включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений, врачебный контроль является разделом спортивной медицины.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами…………………………………….…….4
1.1 Врачебный контроль за школьниками……………….…4
1.2 Врачебный контроль за юными спортсменами………..8
1.3 Врачебный контроль за студентами………………..…..11
Глава 2. Система организации врачебного контроля………….12
Заключение ……………………………………………………….....14
Список использованной литературы………………………….…15

Файлы: 1 файл

реферат по физкультуре.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый  университет)

 

                             

Кафедра «Физическое  воспитание-2»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Физическая культура»

 

на тему:

«Врачебный контроль. Система организации врачебного контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

                                             

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………..…..3

Глава 1. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами…………………………………….…….4

1.1 Врачебный  контроль за школьниками……………….…4

1.2 Врачебный контроль  за юными спортсменами………..8

1.3 Врачебный контроль за студентами………………..…..11

Глава 2. Система организации врачебного контроля………….12

Заключение ……………………………………………………….....14

Список использованной литературы………………………….…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом, включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений, врачебный контроль является разделом спортивной медицины.    

Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля (или врачами-терапевтами) в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. В Госкомспорте специальный медико-биологический отдел организует совместно с органами здравоохранения врачебный контроль среди ведущих спортсменов страны и над группами спортивного резерва.    

 Врачебный контроль  включает:

1) врачебное освидетельствование;

2) врачебно-педагогические наблюдения;

3)врачебно-спортивную консультацию;

4) санитарно-гигиенический  надзор за местами и условиями  проведения занятий физкультурой  и спортом, а также соревнований;             

5) гигиеническое воспитание  физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.    

 

 

 

 

Глава 1. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста

1.1 Врачебный  контроль за школьниками

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

Физическая подготовка детей и подростков имеет следующие  задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

У детей младшего школьного возраста (7-11лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения. Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда - недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах  особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в  любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др. Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений. Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает  двигательная активность, питание, а  также закаливающие процедуры. Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24%) динамической работы в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков физкультуры в неделю.

Два урока физкультуры  в неделю компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 ч в неделю, а мальчиков - 7-15ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с тренером отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем - постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование.

Понятие о врачебном  контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными  исследованиями, оно значительно  шире и включает в себя широкий  комплекс мероприятий, а именно:

- контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;

- врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

- диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

- медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

- профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;

- профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;

- врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Школьный врач определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и  внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми). Врач следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Также важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления. Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин. Кроме того, врач и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30сек с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний. Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина - 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений; бронхит - 7-21 день; отит - 14-28 дней; пневмония - 30-60 дней; плеврит - 30-60 дней; грипп - 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит - 60 и более дней; переломы костей - 30-90 дней; сотрясение головного мозга - 60 и более дней; острые инфекционные заболевания - 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры - профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Следует отметить, что  недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников. Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

1.2. Врачебный контроль за юными спортсменами

Стрессовое воздействие  физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в  юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

- диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

- дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

- врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

- санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

- контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

- строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими  виде спорта в наиболее благоприятном  для этого возрасте. Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом  спорта в следующем возрасте:

акробатика - с 8-10 лет;

баскетбол, волейбол - 10-13;

бокс - 12-15;

борьба - 10-13;

водное поло - 10-13;

гребля академическая - 10-12;

легкая атлетика - 11-13;

лыжный спорт - 9-12;

плавание - 7-10;

тяжелая атлетика - 13-14;

фигурное катание - 7-9;

футбол, хоккей - 10-12;

гимнастика спортивная - 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных  особенностей юных спортсменов нередко  является причиной прекращения роста  спортивных результатов, возникновения  предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам  следует допускать абсолютно  здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Закаливание юных спортсменов проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

Информация о работе Врачебный контроль. Система организации врачебного контроля