Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания» обусловлена тем, что наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Содержание работы

Введение
Понятие врачебного контроля. Его цели, задачи.
Содержание и формы организации врачебного контроля. Медицинская диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой.
4. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 414.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Понятие врачебного контроля. Его цели, задачи.
  2. Содержание и формы организации врачебного контроля. Медицинская диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями.
  3. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий физической культурой.

           4. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                  

Актуальность темы «Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического  воспитания»  обусловлена тем, что  наряду с широким развитием и  дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. 
Мышцы составляют 40—45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки. 
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Подсчитано, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, имеют меньше потерь дней трудоспособности, легче переносят изменения условий окружающей среды, менее восприимчивы к стрессам. Но физкультура и спорт приносят пользу только в тех случаях, когда их организация поставлена на твердую научно-медицинскую основу. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности. Однако физические упражнения благотворно влияют на организм только в том случае, если занятия проводятся с соблюдением соответствующих методических требований, с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и состояния их здоровья. Врачебный контроль и обеспечивает соблюдение таких условий.  

 
Понятие врачебного контроля. Его  цели, задачи

 
В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения  лиц, занимающихся физической культурой  и спортом, называется врачебным  контролем в физическом воспитании. 
Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма людей, занимающихся физическими упражнениями и спортом.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:  
1)наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом; 
2) наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);  
3) надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству  врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей-специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль над ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

 

Содержание и формы организации врачебного контроля. Медицинская диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями

 

Содержание врачебного контроля включает в себя несколько форм организации медицинских и врачебно-педагогических мероприятий. Проанализируем наиболее близкий студентам пример: Вы решили поступить на обучение в высшее учебное заведение. В соответствии с правилами приема вами была предъявлена справка о состоянии здоровья с указанием медицинской группы, к которой вы отнесены по состоянию здоровья. Однако даже при наличии в приемной комиссии справки каждый студент обязан пройти обстоятельное врачебное обследование, включающее ряд исследований и измерений: длины тела (рост), массы тела (вес), обхвата грудной клетки в покое, при форсированном вдохе и после полного выдоха, жизненной ёмкости легких (ЖЁЛ), частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального кровяного давления и других антропометрических и функциональных показателей. На основании результатов такого первичного врачебного обследования студенты распределяются на медицинские группы, и решается вопрос об их допуске к практическим занятиям по физическому воспитанию, к занятиям в спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях. Впоследствии все студенты неоднократно подвергаются повторным и дополнительным врачебным обследованиям. Повторные врачебные обследования позволяют составить представление о правильности и эффективности учебно-тренировочного процесса. Дополнительные врачебные обследования проходят спортсмены перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках. Ведущие спортсмены района, города, а также учащиеся ДЮСШ находятся под постоянным наблюдением врачебно-физкультурных кабинетов и диспансеров. Они систематически подвергаются еще более тщательному врачебному контролю — диспансеризации и углубленному диспансерному обследованию.

Формами организации врачебного контроля являются:     

1. Врачебное обследование.

2. Медицинское обеспечение физического воспитания учащихся в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.

4. Санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

5. Предупреждение травматизма на занятиях физкультурой и спортом, предупреждение заболеваемости среди занимающихся.

6.Санитарно-просветительная работа среди студентов. 

Составной частью врачебных обследований является оценка физического  развития  занимающихся  физкультурой и  спортом. 
 При наружном осмотре оценивается осанка, формы костного скелета (грудная клетка, спина, живот, ноги), состояние мускулатур, кожных покровов, жироотложения и др.       

Грудная клетка по форме бывает: 
а) конической (Ребра в боковых отделах имеют умеренно косое направление; лопатки плотно прилегают к грудной клетке и располагаются на одном уровне; грудной отдел туловища по своей высоте примерно равен брюшному) 
б) цилиндрической (Десятые ребра не прикреплены к реберной дуге, межреберные промежутки расширены, лопатки крыловидно отстают от грудной клетки) 
в) уплощенной (Ребра имеют почти горизонтальное направление, межреберные промежутки узкие. Лопатки плотно прилегают к задней поверхности грудной клетки) 
Занятия физическими упражнениями и  спортом способствуют увеличению объема и изменению формы грудной клетки. 
 
Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для людей, не занимающихся спортом, характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка.

Спина по форме бывает: 
а) нормальной (человек имеет естественные изгибы позвоночника в поясничной и грудной частях) 
б) круглой (человек часто имеет впалую грудь, опущенные и выступающие вперед плечи, отстающие от грудной клетки лопатки) 
в) плоской (характеризуется сглаженными и смещенными вверх естественными изгибами позвоночника, при этом грудная клетка уплощена и несколько выдается вперед, живот втянут) 
г) седлообразной (увеличение изгиба позвоночника назад или вперед) 
Форма спины в значительной мере зависит от степени развития мускулатуры позвоночного столба. Занятия физическими упражнениями, в том числе специальными, способствуют укреплению этих мышц, улучшают форму спины, грудной клетки, живота, исправляют боковые искривления позвоночника — сколиозы. 
 
Форма ног бывает: 
а) нормальной (При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.) 
б) Х-образной (При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток.) 
в) О-образная (При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток.)

Формы ног стабилизируются, как  правило, в раннем детском возрасте. Однако после некоторых детских заболеваний и в результате недостаточного развития мускулатуры формы ног принимают иногда Х - и О - образные очертания, которые лишь с большим трудом и незначительно поддаются корригирующим воздействиям.

Форма стопы может быть: 
а) полная 
б) нормальная 
в) уплощенная  
г) плоская.  
Форма стоп определяется путем наружного осмотра или посредством их отпечатков.

Что касается стопы, то нормализовать и улучшить ее формы удается, как и в юношеском, так и в более старшем возрасте. Для этого требуется грамотная консультация врача и настойчивость человека при занятиях корригирующими упражнениями.

У студентов занимающихся спортом  стопа имеет нормальные формы  в подавляющем большинстве случаев, так как разнообразные физические нагрузки (ходьба, бег, прыжки) способствуют развитию мышц стопы, укрепляют ее своды.          

 

Антропометрические  измерения уточняют и дополняют данные наружного осмотра, они дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. 
 
Антропометрические измерения следует проводить всегда в одно и тоже время суток, лучше в утренние часы, по общепринятой методике, с использованием специальных, стандартных, проверенных инструментов. Обследуемые должны находиться в обнаженном виде или в трусах. Измеряются: рост (или длина) стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра и голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой и грудной клетки; жироотложение.

Уровень физического  развития обследуемых оценивается  с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического  профиля, корреляции, антропометрических индексов.

Антропометрические  стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии и др. Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину и среднее отклонение, которое определяет границы однородной группы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций).

Индивидуальные  отклонения антропометрических признаков  от средних стандартов физического  развития наглядно представляется в  виде антропометрического профиля.

 Оценка  физического развития может быть  определена методом корреляции, который может дополнить оценку, определенную методом антропометрических стандартов. Метод корреляции основам на том, что физическое развитие разных частей тела взаимосвязано между собой. Эта связь (корреляция) может быть положительной, когда при увеличении, например, роста увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого. Эта взаимосвязь может быть выражена математически в виде коэффициента корреляции (связи), предельное значение которого равно 1. Связь между признаками будет тем теснее, чем ближе значение коэффициента будет приближаться к единице. С помощью коэффициента корреляции вычисляют коэффициент регрессии, который показывает, на какую величину изменяется одна величина, если другая, связанная с ней, изменяется на единицу. Для оценки физического развития методом корреляции разрабатываются специальные таблицы.

Информация о работе Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания