Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:10, реферат

Описание работы

Врачебный контроль направлен на изучение и улучшение здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Цель врачебного контроля в процессе физического воспитания
— максимально способствовать правильному использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья,

Файлы: 1 файл

Врачебный контроль направлен на изучение и улучшение здоровья.docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.

Сколиоз. Симптомы, профилактика, лечение.

 

Студентки 1-го курса факультета Лингвистики

Сапроновой Ольги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Врачебный контроль в процессе физического воспитания

Врачебный контроль направлен на изучение и улучшение здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Цель врачебного контроля в процессе физического воспитания

 — максимально способствовать  правильному использованию средств  физической культуры и спорта  для укрепления здоровья,

 повышения уровня физического  развития, достижения юношами и, девушками высоких спортивных  результатов. Отсюда перед врачебным  контролем ставятся следующие частные задачи:

 а) контролировать выполнение  санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических  требований  при  организации  учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных  мероприятий и спортивных соревнований;     

б) обеспечивать высокую эффективность физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, внедрение доступных средств физической культуры и спорта в жизнь и быт студентов;

в) повышать грамотность студентов в вопросах самостоятельного использования различных физических упражнений и видов спорта для решения оздоровительных и других задач.

Содержание врачебного контроля включает в себя несколько форм организации медицинских и врачебно-педагогических мероприятий. Проанализируем наиболее близкий студентам пример: Вы решили поступить на обучение в высшее учебное заведение. В соответствии с правилами приема вами была предъявлена справка о состоянии здоровья с указанием медицинской группы, к которой вы отнесены по состоянию здоровья. Однако даже при наличии в приемной комиссии справки каждый студент обязан пройти обстоятельное врачебное обследование, включающее ряд исследований и измерений: длины тела (рост), массы тела (вес), обхвата грудной клетки в покое, при форсированном вдохе и после полного выдоха, жизненной ёмкости легких (ЖЁЛ), частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального кровяного давления, силы мышц кисти и разгибателей спины, других антропометрических и функциональных показателей. На основании результатов такого первичного врачебного обследования студенты распределяются на медицинские группы, и решается вопрос об их допуске к практическим занятиям по физическому воспитанию, к занятиям в спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях.

При определении медицинской группы студентов члены врачебной комиссии пользуются документами Министерства здравоохранения РФ, в которых определены критерии медицинских групп и указана допускаемая физическая нагрузка на студентов, показания и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом.

 К основной медицинской  группе относятся лица без  отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные  отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и достаточной физической подготовленности. Они допускаются к занятиям по учебной программе физического воспитания в полном объеме, к занятиям в одной из спортивных секций и к участию в соревнованиях.

К подготовительной медицинской группе относятся лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью. Учащиеся этой группы допускаются к занятиям по учебной программе физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований, а также допускаются к дополнительным занятиям для повышения уровня физической подготовленности и физического развития.

К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы. Учащимся этой медицинской группы разрешаются занятия физическими упражнениями по специальным учебным программам. Студенты, полностью освобожденные от практических занятий по физической культуре, зачисляются в группы ЛФК, где они изучают теоретический курс по предмету и сдают зачет по теории.

 Впоследствии все студенты  неоднократно подвергаются повторным  и дополнительным врачебным обследованиям. Повторные врачебные обследования  позволяют составить представление  о правильности и эффективности  учебно-тренировочного процесса. Дополнительные  врачебные обследования проходят  спортсмены перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний  и травм, при систематических  интенсивных тренировках. Ведущие  спортсмены района, города, а также  учащиеся ДЮСШ находятся под  постоянным наблюдением врачебно-физкультурных кабинетов и диспансеров. Они систематически подвергаются еще более тщательному врачебному контролю — диспансеризации и углубленному диспансерному обследованию.

Врачебно-педагогические   наблюдения   представляют   совместную работу врача, преподавателя физического воспитания и тренера, проводимую ими непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Другими формами организации врачебного контроля являются:    

1. Медицинское обеспечение физического воспитания учащихся в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований, на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.

2.Санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. Предупреждение травматизма на занятиях физкультурой и спортом, предупреждение заболеваемости среди занимающихся.

4.Санитарно-просветительная работа среди студентов.

Составной частью врачебных обследований является оценка физического  развития  занимающихся  физкультурой  и  спортом. Оценивается методами наружного осмотра,  антропометрических измерений и расчетов.

Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Большое практическое значение для студентов, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует физкультурников и спортсменов, прививает им навыки самоанализа, делает более эффективной работу врача, тренера и преподавателя физического воспитания, положительно влияет на рост спортивных результатов.

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок. Основными задачами самоконтроля являются:

·        осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;

·        освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться простейшим способам записи результатов наблюдений;

·        научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля;

·        закрепить и применить на практике полученные знания.

         Самоконтроль включает в себя  наблюдения и анализ объективных  и субъективных состояний организма. К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно:

·        антропометрические — длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.;

·        функциональные — ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ и др.;

·        силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты.

Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований, нарушения сна и аппетита, самоощущение работоспособности и ее изменений и др.

 Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий и тренировок. Приступая к ведению дневника, следует посоветоваться с преподавателем физического воспитания, с тренером и врачом, предварительно решить для себя: как часто будет заполняться дневник самоконтроля, какие показатели взять на учет, как часто и какими способами эти наблюдения учитывать и фиксировать в дневнике. От решения этих принципиальных вопросов зависит форма дневника, его полнота, объем.

ЧСС (пульс) — чрезвычайно информативный показатель состояния организма человека, тренированности его сердечно-сосудистой системы и аппарата дыхания. В покое ЧСС у различных людей колеблется в пределах от 40 до 70—80 ударов в минуту. У девушек и женщин пульс несколько чаще, примерно на 5 ударов в минуту. При средних по объему и интенсивности нагрузках ЧСС достигает 130—150, а при значительных и больших нагрузках — до 200 и даже более ударов в минуту.

Измерять пульс следует утром, еще в постели, затем перед               тренировкой и после нее. Из многочисленных точек на теле, где можно            зафиксировать пульсирующие колебания артерий, наиболее часто пульс измеряют у запястья (лучевая артерия), на шее (сонная артерия), а также непосредственно на левой стороне грудной клетки, где хорошо ощущается биение сердечной мышцы. Обычно пульс считают 10 или 15 с, после чего умножают полученную величину на 6 или 4 и получают ЧСС за 1 мин.

О степени тренированности спортсмена достаточно точно можно судить по времени возвращения пульса к исходному состоянию. При хорошей тренированности даже после большой физической нагрузки пульс восстанавливается за 20—30 мин. Если же период восстановления затягивается на 60 мин и более, это указывает на слабую общую тренированность, возможное скрытое болезненное состояние или имевшее место нарушение режима.

Дыхание. Большой информативностью о потенциальных  возможностях дыхательного аппарата обладает показатель ЖЁЛ — максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Измерения ЖЁЛ производятся водным или сухим спирометром, обычно до и после тренировки. Средними показателями для юношей в возрасте 16—18 лет являются величины в пределах 4000— 4500 см 3, а для девушек этого возраста — 3000—3500 см 3. У   спортсменов эти показатели, как правило, выше и в отдельных случаях достигают 6000 и даже 7000 см. Рекордные показатели ЖЁЛ демонстрируют гребцы, пловцы, лыжники.

Для самоконтроля за уровнем своей физической подготовленности каждому студенту и спортсмену желательно использовать одно или несколько контрольных упражнений (тестов), наиболее полно характеризующих избранный вид спорта. Например, для баскетболиста таким упражнением может быть челночный бег, для волейболиста — выпрыгивание вверх. Систематически повторяя это упражнение, по динамике результатов судят об эффективности тренировочного процесса, о правильности выбора средств самотренировки.

В дневнике самоконтроля необходимо коротко записывать содержание тренировочного занятия и связанные с этим необычные ощущения, например болевые ощущения в мышцах, в левом или правом подреберьях, в области сердца. Эти ощущения нельзя оставлять без внимания, следует посоветоваться с врачом, тренером. Это поможет при самоанализе избежать ошибочных оценок.

 Дневник самоконтроля  надо периодически показывать  тренеру и врачу, преподавателю  физического воспитания, учитывать их замечания.

 

 

Сколиоз. Признаки, профилактика, лечение.

Симптомы сколиоза

На ранних стадиях симптомы практически отсутствуют – человека не беспокоят никакие боли и он может считать себя абсолютно здоровым. Однако если вовремя не выявить сколиоз, он начнет быстро прогрессировать в другие стадии болезни, и когда "проявит" себя в виде болей, недомогания, косметических дефектов тела – лечить сколиоз будет намного сложнее, чем вначале.

На развитие сколиоза указывают также следующие признаки: в положении стоя одно плечо находится выше другого, начинает выпирать угол одной из лопаток, при наклоне вперед видно искривление позвоночника.

Профилактика сколиоза у детей начинается ещё задолго до их рождения. Будущей матери надо полноценно питаться и вести здоровый образ жизни с необходимым количеством физических нагрузок для того чтобы скелет ребёнка формировался правильно и без деформаций. Современные дети много сидят и родители должны у них формировать вот такие привычки.

1. Сидеть неподвижно не  более 20 минут.

2. Стараться вставать  как можно чаще и как минимум 10 секунд гулять по комнате.

3. Сидя менять положение  ног: ступни вперёд, назад, поставить  их вместе, а потом раздельно  и так далее.

4.. Ребёнка надо обязательно  обеспечить удобным местом для  работы и учёбы – это уменьшит  вероятность развития сколиоза.

5. Несколько раз в день  выполнять упражнения разминки  для позвоночника и мышц спины.

Для развития правильной осанки и профилактики сколиоза, как впрочем, и других искривлений позвоночника необходимо нормальное развитие мышечного аппарата, что достигается путем выполнения физических упражнений умеренной интенсивности (лечебная физкультура, ЛФК и физический труд). Поэтому немаловажно для профилактики сколиоза формирование стереотипов к ведению активного образа жизни и с малых лет. Детям для полноценного развития необходимо находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день. Проведение утренней гимнастики, занятия ходьбой, бегом, плаванием, проведение активного отдыха — необходимый каждому человеку двигательный минимум в рамках профилактики сколиоза и профилактики многих других заболеваний.

 

Так же, не менее значимым направлением профилактики сколиоза является наличие полноценного рациона питания, в рационе должно быть достаточное количество молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов - естественных источников кальция и витаминов.

 Соблюдение правильной  осанки защитит от развития  сколиоза, а значит, позволит нормально  функционировать всем органам  и системам нашего организма  и позволит максимально долго  сохранять здоровье и наслаждаться  жизнью — а не заниматься  лечением всевозможных заболеваний.

Информация о работе Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания