Возрастные особенности развития организма школьников. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в этом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Возрастные особенности организма обусловлены непрерывно протекающими в нем в течение жизни человека изменениями строения тела, всех свойств и функций органов и систем. От рождения человека до зрелого возраста происходит постепенное увеличение массы тела, совершенствуется структура, повышается функциональная способность органов. Максимальный уровень функциональных возможностей организма человека достигается в зрелом возрасте.

Содержание работы

Введение…………………………………….……..……………………….3
1. Особенности физического развития детей
среднего школьного возраста…………………………………………...…6
2. Особенности физического развития детей
старшего школьного возраста…………………………………………...10
3. Особенности развития физических качеств детей
среднего и старшего школьного возраста………………………………14
Заключение…………………………………………………….………….23
Список использованных источников……………………………………25

Файлы: 1 файл

Физ-ра реферат.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В практике школы  возможно применение методов медленной, повторной и равномерной работы. К такому мнению приходят многие исследователи, считая, что выносливость необходимо воспитывать с младшего школьного возраста, используя медленный бег в течение 8--30 мин, регби, футбол - 30-60 мин. Объем и интенсивность работы при воспитании выносливости нужно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса, величина которого не должна превышать у школьников 190 ударов в минуту. Длительность отдыха при пробегании дистанций от 30 до 80 м может составлять от 1 до 1,5 мин. При пробегании от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3-4 мин.

При развитии выносливости применяется серия  разнообразных средств тренировочного воздействия. Равномерный метод работы состоит в том, чтобы давать нагрузки с учетом индивидуальной физической подготовленности школьников и регулировать ее во времени. Упражнения при этом методе выполняются в одном темпе, без скачков и ускорений. Регулировать нагрузку количеством повторения упражнений при достаточных интервалах отдыха дает возможность метод повторений. Переменной работы метод заключается в том, чтобы упражнения выполнялись в переменном темпе. Что касается интервалов отдыха между выполнением упражнений на выносливость, то они зависят от длины дистанции и составляют от 1 до 4 мин. ЧСС у учащихся в зависимости ют физической подготовленности - от 140 до 180 ударов в минуту.

Интенсивность выполнения упражнений при развитии выносливости должна быть выше критической -75-80% максимальной. Интервалы отдыха, как правило, заполняются малоинтенсивной работой.

Гибкость  в школьном возрасте взаимосвязана  с другими физическими способностями  и влияет на уровень их развития.

Проведенные Б. М. Сергеевым исследования позволяют говорить об эффективности следующих упражнений при избирательном воспитании гибкости. Так, для позвоночника применяют наклоны из различных исходных положений, выполняемые с помощью и без помощи партнера, для тазобедренного сустава - махи ногами в переднезаднем и поперечном направлениях, выпады, шпагат в упоре на руках с покачиванием, упражнения у гимнастической стенки, для суставов плечевого пояса - рывки руками в различных плоскостях, вращение руками, упражнение с палками, упражнения у гимнастической стенки.9

Автор исследовал также различные варианты дозированной нагрузки и определил возрастные периоды наиболее эффективного развития данного двигательного качества у детей школьного возраста.

При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями применяются и статические. Рекомендуется использовать две группы упражнений, которые различаются по режиму работы мышц: в первой группе растягивание чередуется с расслаблением или сокращением, во второй -создается равномерная нагрузка на мышцы. Таким образом, динамические и статические упражнения по-разному влияют на увеличение активной и пассивной гибкости. Смешанные упражнения (динамико-статические) увеличивают как активную, так и пассивную подвижность. Следовательно, для развития гибкости можно использовать динамико-статический режим.

Возрастные  особенности дозирования физических нагрузок мальчикам следующие: для позвоночника - от 45 до 60 повторений, для тазобедренного сустава - от 30 до 35 повторений на каждую ногу, для суставов плечевого пояса - от 25 до 35 повторений на каждую руку. При этом упражнения выполняются сериями - 3-5 ритмических повторений с постепенно увеличивающейся амплитудой. При появлении болевых ощущений упражнения прекращаются. Через каждые 10 дней количество повторений увеличивается.

Дозировка упражнений на гибкость у девочек (девушек) школьного  возраста несколько отличается от дозировки  для мальчиков (юношей).

Особенность методики развития гибкости заключается  в следующем. Для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой движения. Они делятся на активные и пассивные. К последним относятся упражнения с самозахватом, с помощью партнера или груза. По увеличению степени воздействия на организм эти упражнения примерно соответствуют порядку их перечисления - в такой же последовательности их следует включать в комплекс по развитию гибкости.

При развитии гибкости наряду с динамическими  упражнениями целесообразно использовать и статические. Фиксация отдельных  частей тела проводится в пределах 20-30 с. Упражнения на гибкость дают положительный эффект, если выполняются каждый день или же два раза в день. Наиболее удобным следует признать время с 10 до 11 ч и с 15 до 16 ч.10

Если необходимо увеличивать гибкость внешними факторами, то занятия проводятся в утепленном помещении или применяется усиленная разминка. Как правило, упражнение на гибкость включается или в первую часть урока - при выполнении общеразвивающих упражнений, или в конце основной, но перед упражнениями на развитие других физических способностей.

Количество  повторений при развитии подвижности  различных суставов составляет для  мальчиков от 30 до 60 раз, а для девочек -от 15 до 40 (в отдельных случаях до 55).

Упражнения  на гибкость выполняются комплексами, по 3-5 повторений в каждом. Интервалы между ними заполняются упражнениями на расслабление.

В комплексы  упражнений для воспитания гибкости можно включать упражнения с предметами, без предметов, с помощью партнеров, без их помощи и т. д. При этом не следует добиваться предельного  развития гибкости.

Развитие  ловкости в школьном возрасте. Ловкость воспитывается в процессе обучения, усвоения многих и разнообразных  двигательных умений и навыков. В. М. Зациорский отмечает, что поскольку  ловкость определяет быстроту овладения  навыками движений, то можно сказать, что «тренировать ловкость - значит тренировать тренируемость», т. е. чем выше у человека ловкость, тем быстрее у него будет улучшаться техника выполнения физических упражнений, следовательно, при воспитании ловкости могут использоваться методы, применяемые при обучении движениям.

Рассматривая  взаимоотношения двигательных навыков  и ловкости, нельзя не сказать о  взаимосвязи данной способности  с другими физическими способностями. Сила мышц, скоростные способности, гибкость и, в известной мере, выносливость наряду с кинестезией представляют собой своеобразный субстрат ловкости. С одной стороны, уровень ее зависит от степени развития других двигательных качеств, а с другой - определяет возможности их рационального использования.

Эффективным средством воспитания ловкости являются подвижные игры, гимнастика, акробатика, легкоатлетические прыжки, метание. При выполнении упражнений, направленных на воспитание ловкости, соблюдаются следующие методические приемы: применение необычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости, темпа движений, пространственных границ, в которых выполняется упражнение; смена способов выполнения упражнений; противодействий; усложнение упражнений дополнительными движениями.

Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления. Последующие упражнения рекомендуется выполнять, когда значительно не сказывается предшествующая нагрузка.

Основной  задачей при развитии ловкости является овладение новыми многообразными двигательными навыками и их компонентами. Если упражнение не имеет новизны, ловкость не развивается. Упражнения, направленные на воспитание ловкости, целесообразно проводить в начале основной части тренировочного урока и включать в каждое занятие.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  полученных результатов исследования поставленные цели и задачи выполнены, и можно сделать следующие выводы:

1. Особенность среднего школьного возраста состоит в том, что в это время наступает период полового созревания организма.

В этом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

2. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах.

Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического воспитания в этот период являются:

А. Гимнастические и акробатические упражнения.

Б. Упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях(девушки).

В. Акробатические упражнения.

Г. Ритмическая гимнастика.

Д. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря.

3. Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и  систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье. Вместе с тем  многочисленные морфологические, биохимические, физиологические исследования свидетельствуют, что большие физические нагрузки способствуют значительным сдвигам в морфологических структурах и в химизме тканей и органов, приводят к значительным изменениям гомеостаза (происходит повышение содержания в крови лактата, мочевины и др.), нарушению обмена веществ, гипоксии тканей и пр. Изменения, возникающие под влиянием чрезмерных физических нагрузок, охватывают весь организм и проявляются определенным образом в деятельности как каждой системы, так и при их взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашмарин  Б.А. Теория и методика педагогических  исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 223 с.

2. Боген М.  М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура и спорт, 2003.- 192 с.

3. Введение  в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 128 с.

4. Волков Л.В.  Методика воспитания физических  способностей школьников. - К.: Рад.шк., 2010. - 103 с.

5. Волков Л.В.  Физические способности детей  и подростков. - К.: Здоров`я, 2010. - 120 с.

6. Гужаловский  А. Ф. Развитие двигательных  качеств у школьников.-- Минск: Нар. освiта, 2007.-88 с.

7. Зациорский  В. М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2007.-148 с.

8. Теория и  методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

9. Теория и  методика физической культуры / Под  ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 2007. - 374 с.

10. Филин В.П., Фомин Н. Н. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2005.-255 с.

 

1 Физическая культура студента:Учебник/Под ред. В.И.Ильинича.- М.:Гардарики,1999.-352 c.;

2 Курамшин, Ю.Ф., Теория и методика физической культуры

3 Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.-- Минск: Нар. освiта, 2007.- С.45

4 Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.-- Минск: Нар. освiта, 2007.- С.29

5Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.-- Минск: Нар. освiта, 2007.- С.23

 

6 Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -  С. 54

7 Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -  С. 64

8 Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – С.12

9 Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -  С. 54

10 Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -  С. 34




Информация о работе Возрастные особенности развития организма школьников. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в этом процессе