Возникновение и развитие спортивного плавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:15, реферат

Описание работы

История плавания, являясь частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и раскрывая особенности данного вида физического воспитания.
Знания особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования физического воспитания.

Содержание работы

1. Введение
2. Плавание с древнейших времен до XX века
3. Развитие плавания в XX веке
4. Современное плавание
5. Эволюция способов плавания

Файлы: 1 файл

ИФК возникновение плавания.docx

— 25.86 Кб (Скачать файл)

Министерство спорта  Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

Кафедра теории и истории ФКиС

 

 

 

 

 

Реферат

по истории ФК

на тему: «Возникновение и развитие спортивного плавания»                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила:

                                                                                           студентка Емельянова                                                                                                                               

Александра Васильевна (105 группа)

 

 

 

 

 

Волгоград -2013

 

План:

1. Введение

2. Плавание с древнейших времен  до XX века

3. Развитие плавания в XX веке

4. Современное плавание

5. Эволюция способов плавания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1. Введение.

 

История плавания, являясь частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и раскрывая  особенности данного вида физического воспитания.

Знания особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования физического воспитания.

 

2. Плавание с древнейших времен  до XX века.

 

Огромное значение воды в жизни первобытного человека, необходимость производственного освоения этой непривычной среды потребовали от него умения плавать, чтобы не погибнуть в суровой борьбе за существование. С возникновением государственного строя умение плавать стало особенно необходимым в труде и военном деле. Только в дальнейшем, с развитием цивилизации, умение человека плавать стало применять в целях физического воспитания.

Умение плавать люди ценили всегда. Наиболее древние из найденных археологами изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к третьему тысячелетию до н. э.

Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений воины Древней Греции и Древнего Рима. А Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.

На эскизах, выполненных Леонардо да Винчи, изображены приспособления для плавания (перчатки в виде плавников и ласты для ног, очевидно изготовленные из кожи).

3

  - в XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе.

  - первая  книга по плаванию, написанная  датчанином Н. Винманом, вышла в 1538 г. в России первое описание техники плавания и методики обучения плаванию можно встретить в «Экономическом месяцеслове» за 1776 и 1792 гг. 

- в 1782 г. было впервые опубликовано, а в 1809 г. переиздано руководство по обучению плаванию Г. Тевенота. Оно имело пространное название «Искусство плавать с рассуждением, в котором открывается знание древних в искусстве плавания, важность полезного сего упражнения и польза бани как в здоровом, так и в болезненном состоянии». Позже выходили другие руководства и пособия таких авторов, как Гейнц, Паули, П. Плахов, Л. Конкин, Полторацкий, Шеманский и др.

- большую роль в распространении и популяризации плавания сыграли частные и городские купальни, имевшиеся почти во всех российских городах, расположенных вблизи водоемов. Здесь можно было искупаться и поплавать за сравнительно небольшую плату.

  - в начале XIX в. плавание стало изучаться в военных учебных заведениях многих европейских стран, стали создаваться кружки любителей плавания. В 1785 г. в Париже была основана первая школа любителей плавания. В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве.

- в 1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.

- первые в России современные спортивные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания в Павловске, на реке Славянке. Были построены крытые бассейны в московских Центральных банях, еще через три года - в знаменитых Сандунах, а в 1902 г. - при Киевском кадетском корпусе.

  - ко второй половине XIX в. был накоплен богатый опыт обучения плаванию. В России появился ряд книг по плаванию: Л. Брусилова, П. Плахова, Л. Конкина, Г. Тевенота, А. Ганике и др.

 

4

3. Развитие плавания в XX веке.

 

  - с начала  XX в. во многих капиталистических странах начинается бурно развиваться спортивное плавание.

  - в России  большую роль в развитии как  массового, так и спортивного  плавания сыграла школа плавания, основанная в 1908 г. в Шувалове (недалеко  от Петербурга).она была организованна на общественных началах по инициативе морского врача В. Н. Пескова. В течении летнего сезона в ней обучались плаванию до 400 человек. Занимавшиеся ежегодно участвовали в соревнованиях и могли получить звание магистров и кандидатов плавания при условии выполнения 12 следующих упражнений:

1) проплыть 3000 м;

2) проплыть  на спине 1500 м;

3) проплыть 1500 м в одежде и обуви способом  брас;

4) проплыть 450 м на спине с помощью движений  одними руками;

5) проплыть 450 м с помощью движений одними  ногами;

6) проплыть 30 м на спине, держа камень весом 2 кг в одной руке;

7) проплыть 30 м под водой;

8) нырнуть  на глубину 4-5 м за камнем 5 раз  с отдыхом 2-3 секунды;

9) раздеться  в воде;

10) выполнить  спасательное плавание на 75 м;

11) оказать  первую помощь «утонувшему»;

12) сделать  с 7-метровой вышки три прыжка  с места и три с разбега.

  - в 1969 году по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан клуб «Нептун», проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярное занятие плаванием

  - с 1977 года в Москва, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.

 

 

 

 

 

 

5

4. Современное плавание.

 

Сегодня - это один из наиболее массовых и популярных видов спорта. По числу разыгрываемых медалей на крупнейших международных соревнованиях наш вид спорта уступает только легкой атлетике.

С каждым днем все более популярными становятся заплывы на "открытой" воде. Они собирают огромное количество зрителей. Уже проводятся чемпионаты мира, Европы, национальные первенства. На дистанциях 5, 10, 25 км успешно выступают наши пловцы.

Специалисты отмечают заметные тенденции коммерциализации плавания как вида спорта в настоящее время. Этапы Кубка Мира уже позволяют ведущим спортсменам-пловцам зарабатывать приличные деньги. Совершенствуется система розыгрыша Кубка Мира в плавании на "короткой" воде.

Наиболее существенное дополнение к программе соревнований по плаванию последних лет - "сверхкороткий" спринт. Он намного повысил зрелищность состязаний пловцов, расширил круг болельщиков, в том числе и телевизионных. Дистанция 50 метров собирает наиболее атлетичных спортсменов. Для нее характерна острейшая, подчас драматическая борьба. Малейшая оплошность на старте или на финише исключает возможность успеха: пловцов на финише разделяют, как правило, тысячные доли секунды.

Традиционно считается, что плавание - спорт юных. Многие в силу этого обстоятельства представляют себе, что решающую роль в спортивном плавании играют возраст и какие-то природные предпосылки, а век спортсмена недолог. Однако это не так. Сегодня средний возраст победителей крупнейших международных соревнований у мужчин составляет от 18 до 25 лет. У женщин аналогичный диапазон - от 16 до 27 лет.

С каждым годом эффективность подготовки пловцов все в большей мере определяется уровнем специальных знаний. В последние годы он резко возрос.

 

6

Именно этот период характеризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области морфологии и физиологии, биомеханики и биохимии.

 

5. Эволюция способов плавания.

 

 

 История развития техники спортивного плавания показывает, что в рамках существующих правил соревнований постоянно возникали новые, более скоростные способы. В 1788 г. на первых официальных соревнованиях по плаванию в Англии пловцы применяли только способы брасс и на боку - без выноса рук из воды. Брасс - самый "старый" способ плавания: первые рекордные достижения как на коротких, так и на длинных дистанциях были показаны именно этим способом. 

  Конкуренцию брассу составил способ на боку после того, как англичане заимствовали у жителей Индии техническую деталь при плавании этим способом - пронос одной руки над водой. Его назвали "оверарм" ("удар через руку" или "удар одной рукой сверху"), поскольку в то время, когда одна рука выполняла гребок, другая двигалась над водой, а ноги при этом совершали движение "ножницами". 

  В 1873 г. появился новый способ плавания, завезенный в Англию из Южной Америки Д.А. Тредженом и названный его именем. В способе "треджен" (у нас этот способ называют "саженки") пловец лежит на груди, держа голову над водой; руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над поверхностью воды. В 1905-1908 гг. при плавании способом "треджен" стали применять более эффективное скрестное движение ногами - "ножницы". Наибольших успехов в этом способе достиг X. Тейлор - победитель Олимпийских игр 1908 г. и чемпион мира 1906-1908 гг. 

  Начало XX в. совпало с появлением нового, самого скоростного способа плавания - кроля. Первым, кто продемонстрировал этот способ на соревнованиях, был А. Викхем, родившийся на Соломоновых островах и научившийся этому способу у местных жителей. Уже в 1898 г. Викхем плавал почти современным шестиударным кролем, но так как к концу дистанции он выдыхался, то его техника не пользовалась популярностью.

 

7

Дальнейшее совершенствование техники плавания во многом продолжил победитель Олимпиад 1912 и 1920 гг. на дистанции 100 м вольным стилем, уроженец Гавайских островов Дуг Каханамоку, многократно улучшавший мировой рекорд и впервые вплотную приблизившийся к заветному минутному рубежу (1.00,4). Неоспоримые преимущества шестиударного кроля были подтверждены в 1922-1940 гг. рекордными достижениями американского пловца, пятикратного олимпийского чемпиона Джонни Вейсмюллера, широко известного как исполнителя главной роли в популярнейших фильмах о приключениях Тарзана. Вейсмюллер более 50 раз улучшал мировые рекорды, первым преодолел минутный рубеж на стометровке и довел технику плавания кролем до совершенства. Уже тогда, более 60 лет назад, его техника практически не отличалась от стиля современных олимпийцев.

 

  - в 1778 г. на первых официальных соревнованиях  по плаванию в Англии пловцы  применяли только способ брасс  и способ на боку без выноса  руки из воды (позже с проносом  одной руки над водой)

  - в 1873 г. появился способ, движения которого  были похожи на к «кроль» только с поднятой головой (треджен) – лучшие результаты: 100 м – 1.08,8; 1500 м – 22.00,0

  - в 1912 г. кроль был успешно использован  в плавании на спине – лучшие  результаты: 100 м – 1.15,6

  - 1928 г. «ныряющий  брасс» - лучшие результаты: 100 м – 1.08,2

  - 1953 г. «баттерфляй»  официально отделился от способа брасс - лучшие результаты: 100 м – 1.02,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Литература:

1. Булгакова  Н. Ж. Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. Культ. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 288 с.

2. . Викулов А. Д. Плавание: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. – 368с.

3. Булгакова  Н. Ж. Плавание для инструктора- общественника. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 160с.

4. Спортивное плавание. Учебник для вузов физич. культуры / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: ФОН, 1996. – 256с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Возникновение и развитие спортивного плавания