Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развитие физических способностей человека и спортивных достижений.
Физическая культура представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

Содержание работы

Введение 3
Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека 4
Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды 7
Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 9
Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм 11
Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость организма к неблагоприятным факторам 13
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Воздействие природных факторов на организм человека.docx

— 310.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость организма к неблагоприятным факторам

Основное  средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая  классификация упражнений, в которой  вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от: врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35° сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37 – 38°, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39° и более.

У людей, которые систематически и активно  занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и  эмоциональная устойчивость при  выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу  основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

Как известно, неправильно организованный труд студентов  может принести вред здоровью. Поэтому  большое значение имеет налаживание  рационального образа жизни. Человек, умеющий со студенческой поры правильно  организовать режим своего труда  и отдыха, в будущем надолго  сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое  выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно  составленного распорядка дня поможет  студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая  основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Помимо  разумного распорядка дня выделим  следующие составные части рационального  образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в учебе  и хорошее здоровье: гигиена умственного  труда, правильное питание, сон, оптимальная  двигательная активность, избавление от вредных привычек.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй  вид умственной деятельности можно  назвать «оперативным мышлением», так  как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов - это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 часа.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это  усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Знание  приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 часа, а при третьем виде умственной деятельности - через 40-50 минут. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5-10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время  такого перерыва организму полезно  давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса  гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного  труда оказывают физические факторы  внешней среды. Установлено, что  оптимальная температура воздуха  должна быть 18-22°, а относительная влажность - 50-70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25-27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки  головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом. Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно-гигиенические  исследования помогли установить, что  уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья. Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно  сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда шум  до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние  организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало  споров возникает вокруг вопроса  об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что  во время умственной работы прослушивание  даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению  нервных центров и увеличивает  расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казанском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исходный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию - проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в течение 2,5-3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания  классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось  у 91 % студентов. Причем наиболее заметно  она действовала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавливался уровень эмоционального состояния.

С моей точки  зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет  требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо  контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе  желательно иметь пюпитр - подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик  Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда:

1. Втягиваться и работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать  удобный для себя индивидуальный  ритм работы. Оптимальным ученый  считает равномерный, средний  темп. Утомляет неритмичность и  чрезмерная скорость умственного  труда. При этом быстрее наступает  утомление.

3. Соблюдать  привычную последовательность и систематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить  правильное, рациональное чередование  труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

 

Заключение

 

В последние  годы активизировалось внимание к здоровому  образу жизни студентов, это связано  с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых  высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчётливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного  опыта, воздействия природных и социально-экологических факторов. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать  себя, но желание и умение изменять себя, микросреде, в которой он находится. Путём активного самоизменения  и формируется личностью её образ  жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных  видах деятельности, проверяя физические и психические качества через  внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление  студента о себе. Одновременно с  этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются  личностью, становятся её собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности – её самосознания.

 

Список используемой литературы

 

  1. Лаптев А.П., Полиевский С.А., Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры. - М.: ФиС, 1990;
  2. Гаврилов О. К. Физкультура. М.: Мир, 1987;
  3. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. / Под общ. ред. В. И. Ильинича - М., 1999;
  4. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1999;
  5. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО «Аспект Пресс», 1995;
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991;
  7. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/ Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.гос.техн.ун-т. Санкт-Петербург, 1998;
  8. Жолдак В.И., Коротаев Н.В. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. - Малаховка: МоГИФК, 1994.

Информация о работе Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека