Внешкольная работа по физической культуре и спорту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе были рассмотрены такие вопросы:
- задачи организации внешкольной работы;
- содержание внешкольной работы в общеобразовательных школах
- организация внеклассной работы по физическому воспитанию;
- формы организации внешкольной работы по физическому воспитанию.

Содержание работы

Введение
1. Обзор литературы 1.1
2. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию
1.2 Содержание внеклассной работы
1.3 Организация внеклассной работы
1.4.1 Прогулки, экскурсии, походы
1.4.2 Игры, развлечения
1.4.3 Спортивные соревнования
1.4.4 Кружки физической культуры
1.4.5 Спортивные секции
2. Задачи и методы исследования
3. Результаты исследования
Вывод
Перечень литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Печа.docx

— 50.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Обзор литературы 1.1
  2. Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию

1.2 Содержание внеклассной работы 

1.3 Организация внеклассной  работы

1.4.1 Прогулки, экскурсии,  походы

1.4.2 Игры, развлечения

1.4.3 Спортивные соревнования

1.4.4 Кружки физической  культуры

1.4.5 Спортивные секции

2. задачи и методы исследования

3. результаты исследования

Вывод

Перечень литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема работы:Внешкольная работа по физической культуре и спорту 

Актуальность работы: вншкольная работа отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных  началах, а ее содержание и  формы организации определяются  с учетом интересов большинства  учащихся и условий школы; 

- она строится на основе  широкой общественной активности  школьников, объединенных в коллектив  физической культуры, при контроле  и поддержке со стороны администрации,  учителей, родителей, шефов; 

- педагогическое руководство внешкольной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Зная все эти особенности  организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель  сможет организовать её так, чтоб она  была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

1 Обзор литературы

1.1 Задачи внеклассной  работы по физическому воспитанию

Одним из видов внеклассной  работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.

Задачи внешкольной работы:

-содействовать школе  в выполнении стоящих перед  ней учебно-воспитательных задач;

-содействовать укреплению  здоровья, закаливанию организма,  разностороннему физическому развитию  учащихся;

-углублять и расширять  здания, умения, навыки, получаемые  учащимися на уроках, физической  культуры;

-воспитывать и развивать  организаторские навыки у школьников;

-организовывать здоровый  отдых учащихся;

-прививать учащимся любовь  к систематическим занятиям физической  культурой и спортом

1.2 Содержание внеклассной  работы

Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий  по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах.

Основным содержанием  внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы  по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.

Дополнительный материал берется из журналов «Физическая  культура в школе», «Вожатый», «Пионер», «Костер», из газеты «Пионерская правда»  и соответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметам, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

 

1.3Организации внеклассной работы

Общее руководство работой  коллектива физиче ской культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком — на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.На общем собрании членов коллектива (кружка) выбирается совет, который организует и проводит всю работу по плану, утвержденному директором школы.Во всех классах школы избираются физкультурные организаторы. Они работают под руководством классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых школой.Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Осенью — игры, легкая атлетика и гимнастика; зимой — лыжная подготовка и игры; весной — игры, гимнастика и легкая атлетика. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, иной расстановкой снарядов, введением новых элементов. Кроме программного материала, на занятиях секции разучиваются новые игры, комбинации вольных движений, пирамиды. Учебные группы секции выступают на школьных праздниках.В секцию общей физической подготовки следует привлекать как можно больше учащихся, в том числе и тех, которые несколько отстают в физическом развитии от своих сверстников.

В учебных группах секции 15—20 человек. Комплектование групп  производится с учетом возраста и  физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям  создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий  в секции. Кроме того, с участниками  команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).Занятия учебных групп общеобразовательных школ г. Запорожье проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 60 мин.В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах — капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.В школе наряду с секцией общей физической подготовки могут быть организованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису и настольному теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые предусмотрены для І класса,— по спортивной гимнастике (девочки с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия в секциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиеся допускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное — квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике.Занятиями в группах и командах могут руководить учителя или инструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ.

Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой  спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки» организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиям физической культурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа может направить в детскую спортивную школу. К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определённые требования. Они должны успевать по воем предметам, соблюдать правила личной гигиены, заниматься в одной из групп или команд и участвовать в проведении физкультурных мероприятий.Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в занятиях физкультурой и сочетающие это с высокой успеваемость во всем предметам и примерной дисциплиной, поощряются директором школы.

1.4.1 Прогулки, экскурсии,  походы

Прогулки, экскурсии и  походы имеют большое образовательное  и воспитательное значение, поскольку  дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями.

Эти мероприятия содействуют  совершенствованию навыков в  ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности  и т п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства  дружбы и товарищества.Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи.Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).Тематика экскурсий и походов должна соответствовать общеобразовательной подготовке детей и школьным учебным программам.Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.Протяженность маршрутов не должна превышать 5—7 км в оба конца, для учащихся I—ІІ классов, 8—10 км — для учащихся ІІІ классов. При этом в середине пути необходим отдых в течение 1—2 ч.Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоянии) могут проводиться в любой учебный день; прогулки и экскурсии на большое расстояние, а также походы только в выходные или каникулярные дни. Каждое из этих мероприятий тщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения. В плане предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное к коллективное снаряжение участников.

О предстоящей прогулке или  экскурсии учащиеся предупреждаются  заранее. Руководитель прогулки, экскурсии  или похода обязан хорошо знать состав и состояние здоровья учащихся, чтобы  решить вопрос о допуске их к участию  в проводимом мероприятии. Необходимо также хорошо знать и физическую подготовленность учеников. От этого  зависит выбор маршрута и скорость движения группы. Если группа разнородна но составу, руководитель при определении  скорости движения ориентируется на более слабых участников.Чаще всего прогулками, экскурсиями и походами руководят учителя.При проведении тематических экскурсий в школах г.Запорожье приглашают участников исторических событий, героев труда, передовиков производства, старожилов.Одним из решающих условий для успешного проведения любого мероприятия является дисциплина участников и соблюдение ими установленных правил и режима похода (прогулки), а также четкое выполнение поручений. Руководитель похода, экскурсии или прогулки заблаговременно проводит с участниками разъяснительную работу, а во время проведения требует обязательного выполнения установленного порядка.При подготовке любого мероприятия учителю необходимо заранее выделить из числа учащихся помощников, которые организуют детей, подбирают необходимый инвентарь и снаряжение, проверяют подготовку участников, готовятся сами и помогают другим в проведении игр, хороводов, художественной самодеятельности и т. п.Для наиболее физически подготовленных учащихся с разрешения врача в летние каникулы могут проводиться двухдневные походы с одним ночлегом.План похода разрабатывается руководителем и утверждается директором школы. Готовность каждого участника проверяется руководителем за один два дня до похода и непосредственно перед выходом. К участию в походах следует привлекать медицинский персонал школы (врача или медсестру).При подготовке к такому походу руководитель предварительно проводит с участниками несколько тренировочных занятий в ходьбе, беге и прыжкам, изучает маршрут похода и распределяет обязанности. Большое внимание уделяется подготовке коллективного и личного инвентаря (в частности, одежды и обуви) и подготовительной работе по организации ночлега и питания. Ночлег должен быть обеспечен в закрытом помещении (в доме, школьном здании), удовлетворяющем санитарно-гигиеническим требованиям. Питание должно быть обязательно горячим. Поход проводится по заранее разработанному плану, с соблюдением определенного режима движения, отдыха, питания.При определении маршрута учитываются места для привала, наличие источников питьевой воды, мест для купания.Коллективное снаряжение в походе состоит из следующих предметов: топор (в чехле), посуда для приготовления пищи (алюминиевые кастрюли, жестяные луженые ведра, эмалированная посуда), разливательная ложка, сковородка, мешки с завязками для продуктов, нож столовый, консервный нож, фотоаппарат, горн, мячи, сигнальные флажки, малая саперная лопата, компас, клеёнка, ножницы, иголки, нитки, булавки, спички, аптечка. В соответствии с задачами похода в коллективное снаряжение могут войти также гербарные папки, коробки для грунта, насекомых, различных сельскохозяйственных культур.В индивидуальное снаряжение участников похода входит: летом— рубашка или майка с длинными рукавами, трусы у мальчиков, шаровары у девочек, тренировочные или обычные брюки, светлая панама, хорошо разношенные ботинки, носки, на случай плохой погоды — куртка, пиджак. Кроме того, каждый участник похода берет для себя рюкзак, ложку, кружку, миску, полотенце, мыло, салфетку, тетрадь или блокнот, карандаш.В рюкзаках укладываются все личные вещи и часть коллективного снаряжения. Общий вес рюкзака не должен превышать 3 кг. Вещи в рюкзак укладываются так, чтобы к спине прилегало все мягкое.В суточный рацион участников похода входит: 300 г черного и 200 г белого хлеба, 100 г крупы, 1 банка мясных консервов (на двоих), 30—40 г масла, 100 г сахара, 500 г овощей, 0,5 л молока, также соль, чай, лук, морковь.Овощи и молоко обычно приобретаются на месте или вблизи большого привала. Молоко разрешается употреблять только кипяченое.Во время походов детей следует учить ориентироваться на местности по компасу и часам.Под ориентированием на местности понимается определение сторон горизонта — севера, юга, востока и запада — и расположения населенных пунктов и дороги по отношению к месту нахождения туристов.

Чтобы ориентироваться по компасу, надо компас положить на горизонтальную поверхность (книжку, папку, пень) и  отпустить тормоз. Стрелка после  колебания остановится и одним  своим концом покажет направление  на север, другим — на юг. В компасе  Адрианова, наиболее приемлемом для  юных туристов, северный конец стрелки  имеет белый цвет, в других компасах северный конец стрелки темный. Если в соответствии с показаниями  компаса встать лицом к северу, то справа будет восток, слева —  запад, а сзади — юг.Компас можно ориентировать. Это значит совместить северный конец стрелки с северной точкой лимба компаса. При помощи часов ориентироваться можно только днем и в тихую погоду, когда видно солнце. Чтобы ориентироваться в 13 ч, достаточно встать лицом к солнцу и слева будет восток, справа — запад, сзади — север.В другие часы следует часовую стрелку направить на солнце и угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «1» на циферблате часов разделить пополам. Линия деления этого угла указывает направление юг — север.В походе детей следует учить разжиганию костра. Костер разжигать надо в таком месте, чтобы он не портил корней зелени, не мог служить причиной лесного пожара; от ближайших деревьев костер разжигается в 5—6 м.Для костра делается кострище: срезается с площади в 1 кв. м дерн и этим дерном обкладывается кострище, при этом дерн кладется травой вниз. В середину кострища накладывается «шалашик» или «колодец» из мелких сухих веточек, бересты, «палочек-зажигалочек». «Шалашик» («колодец») обкладывается тонкими, сухими сучьями и зажигается с той стороны, откуда дует ветер. Когда «шалашик» загорится, в костер подкладываются сначала тонкие сучья, а потом все более толстые и крупные. На костре варится пища, кипятится чай. Чтобы пища хорошо, быстро сварилась и не пахла дымом, надо кастрюли, ведра и чайники подвешивать над костром после того, как пламя будет достаточным, дым уменьшится.После возвращения участников похода один из номеров школьной стенной газеты следует посвятить итогам его проведения.

1.4.2 Игры, развлечения

Самыми простыми и массовыми  формами внеклассной работы с  учащимися являются игры и развлечения.

 

Игры организуются как  с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игры следует проводить в виде так называемого «часа игр», общее  руководство которым осуществляется учителями.

 

«Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия  в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время  игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были игры с различным содержанием, и нагрузкой и чтобы эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводяться игры спокойные и игры с большой подвижностью, игры с пением и плясками. При этом наиболее подвижные игры проводятся в середине занятия, а игры с пением — в конце его.

Информация о работе Внешкольная работа по физической культуре и спорту