Влияние психологической помощи на результаты спортсменов отделения Тхэквондо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:59, доклад

Описание работы

Под психологической подготовкой следует понимать три составляющие, которые в конечном итоге обеспечивают становление психологических качеств, необходимых для целеустремленной волевой личности, способной мобилизовать все резервы для достижения победы. К ним относятся:
морально этическая
волевая
эмоциональная
В рамках этого доклада я остановлюсь на эмоциональной подготовке спортсмена тхэквондиста.

Содержание работы

Виды психологической подготовки. Эмоциональная подготовка спортсмена-тхэквондиста.
Психологическая помощь тренера спортсменам во время соревнований.
Работа психолога со спортсменами.
Методы психологического исследования.
Вывод

Файлы: 1 файл

берков доклад 18 декабря.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние психологической  помощи

на результаты спортсменов отделения Тхэквондо (ГТФ)

 

 

 

 

 

 

  1. Виды психологической подготовки. Эмоциональная подготовка спортсмена-тхэквондиста.
  2. Психологическая помощь  тренера спортсменам во время соревнований.
  3. Работа психолога со спортсменами.
  4. Методы психологического исследования.
  5. Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

Докладчик –

Беркова Т.Г. – тренер высшей категории,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды психологической подготовки. Эмоциональная подготовка спортсмена-тхэквондиста

 

Под психологической  подготовкой следует понимать три составляющие, которые в конечном итоге обеспечивают становление психологических качеств, необходимых для целеустремленной волевой личности, способной мобилизовать все резервы для достижения победы. К ним относятся:

  • морально этическая
  • волевая
  • эмоциональная

В рамках этого доклада  я остановлюсь на эмоциональной  подготовке спортсмена тхэквондиста.

Этот вид подготовки на самом деле и понимается тренерами, спортсменами, как психологическая  подготовка, обеспечивающая эффективную  соревновательную деятельность, особенно в жестких конфликтных условиях.

Основной задачей эмоциональной  подготовки является повышение толерантности (уверенность в себе, устойчивость к сбивающим факторам) и избавление от фрустрации (боязнь, неуверенность). Эмоции излишни, если человек полностью информирован. Девиз: через технико-тактическую информированность — к уменьшению эмоций. Автоматизация действий снимает генерализацию возбуждения. Как правило, страх и неуверенность овладевают человеком тогда, когда он видит угрозу, но не знает ее меры и не видит путей, как ее избежать. В спортивном и боевом аспекте эмоциональная подготовка заключается в том, чтобы снять астенические предстартовые эмоции. Необученный мозг во время стрессовой ситуации вынужден лихорадочно перерабатывать информацию, что влечет за собой выработку ацетилхолина в медиаторах и неспособность определенное время реагировать на поступающую информацию.

 

Отрицательные эмоции приводят:

• к расстройству вегетативных функций вплоть до феномена доминанты Ухтомского (например: расстройство кишечника или моченедержание при возникновении страха);

• предстартовой лихорадке, приводящей к иссяканию ацетилхолина и возникновению ступора (шока);

• возникновению ригидности мышц (эффект циклопа).

Положительные эмоции необходимо выработать для обретения уверенности в своих силах, в поднятии боевого духа. девиз: «Учитесь властвовать собой».

Основную роль в снятии отрицательных и приобретении положительных  эмоций играет правильно поставленная технико-тактическая подготовка. Именно она решает вопрос приобретения психологической выносливости.

Хорошо обученный мозг не тратит много энергии на переработку  информации. Она проходит по заранее  наработанным путям вместо лихорадочных поисков нужных путей.

Таким образом, автоматизация  технических и тактических действий снимает генерализацию возбуждения.

 

 

 

 

*** Эмоция — реакция  на степень удовлетворения потребности.

 

 

 

 

Для срочного снятия отрицательных психических эмоций производят:

• электростимуляцию;

• массаж.

При организации долгосрочной эмоциональной подготовки используются:

• внушение, направленное на снятие ответственности за результат  соревнований;

• привыкание к поражениям без <посыпания головы пеплом»  с последующей психотерапией  на оправдание объективными причинами  и задачами на перспективу;

• коллективное внушение;

• самовнушение (медитация);

• предстартовые успокоительные аутотренинги;

• предстартовые настраивающие  аутотренинги ;

• психорелаксация после  боя;

• самовнушение по методу Станиславского (представление своих  действий и своего внутреннего состояния, войдя в образ спортсмена, представляющего пример умения и мужества).

При организации индивидуализированной  эмоциональной подготовки проводятся:

• специальные встречи  с наиболее вероятными противниками в условиях пониженной ответственности;

• смена различных  внешних эффектов, характерных для  соревновательной обстановки;

• долговременная активирующая и релаксационная психотерапия.

Самое главное, необходимо воспитывать в каждом философское

отношение к своей  социальной нише:

• оценивать ее объективность;

• не пытаться прыгнуть выше себя;

• не <посыпать голову пеплом» по поводу чьего-либо преимущества;

• жить так, чтобы при  оптимальной нагрузке не перенапрягаться  и не гнать себя к могиле.

В значительной степени  качество психологической настрой ки на

соревновательный бой  будет зависеть от того:

• как тхэквондист  расценивает результат предстоящего боя?

• насколько эти результаты важны для него в социальном аспекте?

• насколько тхэквондист  может снизить значимость данного  боя?

• насколько тхэквондист философски расценивает фактор своей социальной ниши?

Усвоив все вышеприведенные  положения по обеспечению психологической  устойчивости тхэквондист, следует  помнить, что наиболее эффективным  средством снятия предстартовых  отрицательных эмоций является большое количество условных боев (лучше по заданию), а на ранних этапах подготовки и без касания в ударе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологическая помощь  тренера

спортсменам во время соревнований.

 

Роль тренера в психологической  подготовке трудно переоценить. Именно он является инициатором многих исследований. Психики спортсмена в том числе. Имея в своем багаже опыт и знания, тренер  может определить тип нервной системы, устойчивость к максимальным нагрузкам, лидер или ведомый его подопечный и многие другие характеристики.

Мы знаем, что поведение человека в экстремальных ситуациях предопределено составом и  количеством вбрасывающихся в организм веществ – адреналина и норадреналина. Скорость вырабатывания и вбрасывания напрямую определяют поведение. Часто участвуя в соревнованиях, мы можем изменять и регулировать состояние спортсмена.

Спортивное соревнование – сложное  трудное комплексное мероприятие. Не каждый спортсмен способен всегда правильно понять обстановку соревнования, проанализировать ее и отметить рациональные пути для достижения победы. Часто у такого спортсмена во время соревнования может возникнуть нежелательный аффект, паническое состояние, страх. Именно в таких случаях возникает необходимость помочь ему.

Под секундированием  мы понимаем оказание тренером-секундантом психологической помощи спортсмену непосредственно до начала соревнования  и во время перерывов в соревновании. Необходимо помочь спортсмену осознать пройденный этап соревнования и указать рациональные пути для дальнейшего успешного выступления. В случае необходимости  тренер должен успокоить спортсмена или же, наоборот, вывести его из апатичного состояния.

Большинство тренеров не учитывают, какое влияние может оказать их наставление на психическое состояние спортсменов, что спортсмен израсходовал в данном соревновании очень много энергии, что он в ходе соревнования может особенно болезненно переживать неудачи и что поэтому необходимо заботливое отношение к нему.

 К сожалению, тренер, возмущенный ошибкой технического  или тактического плана, допущенной спортсменом, теряет самообладание и иногда тут же обращается к нему с резкими словами. Бывают случаи, когда спортсмен раздраженным тоном возражает тренеру и это, несомненно, отрицательно отражалось на спортивных результатах.

Многие тренеры не учитывают индивидуальные особенности спортсмена и не представляют себе последствия этих бесед на психическое состояние своих воспитанников. Это также часто бывает причиной непонимания между спортсменами и тренером                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа психолога со спортсменами.

 

Без тесного сотрудничества с психологом в современном спорте победа невозможна. Психолог команды, работающий в содружестве с тренером,  может внести важный вклад личностной адаптации спортсменов, постоянно подвергающихся действию различных стрессорных влияний, как в жизни, так и на спортивной арене. Но необходимо твердо знать, что психологическое тестирование и особенно интерпретацию получаемых результатов, должен проводить только квалифицированный психолог, систематически контактирующий с командой в течении достаточно продолжительного времени.

Конечно лучше всего, если психолог сам занимался этим видом спорта, пожил жизнью этого вида и достиг определенных успехов в нем, когда  этот вид он не просто знает, но и глубоко чувствует. Вплоть до того, что его внушения и беседы включают специфические, нередко жаргонные для этого вида спорта обороты речи.

ВАЖНЕЙШИМ КОМПОНЕНТОМ  УСПЕШНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ.

Важным достоинством практического психолога является умение дозировать общение с людьми. Безусловно, ошибается тот психолог, который считает, что чем больше времени он проводит со спортсменами – тем лучше для дела.

Важнейший раздел работы психолога – обучение спортсменов и тренеров саморегуляции – должен подтверждаться всем поведением самого психолога.

Спорту нужен психолог, который может создавать нужные психологические состояния. Проводить сеансы внушенного отдыха, группового психотренинга, проводить нейро-лингвистичекое программирование, обучать спортсменов саморегуляции, ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях, об увлечениях, улаживать конфликты, снимать последствия монотонии, травм, секундировать в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива  и делать массу естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы психологического исследования.

 

В психологии спорта используются методы, общие для всех разновидностей психологической  науки.

Пользуясь классификацией БГ. Ананьева, все многообразие методов  научного психологического исследования можно разделить на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа научных фактов и интерпретационные.

а) организационные  методы

К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод используется для изучения различий психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и личностных особенностях в зависимости от возраста, пола, спортивной квалификации, специализации условий тренировки и соревнований.

 Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития, изучения влияние многолетних тренировок на формирование личности спортсмена.

 Комплексный метод заключается в многостороннем изучении одного и того же объекта, одного  того же явления с помощью некоего множества частных методик.

б) эмпирические методы.

К ним относятся объективное  наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный  метод и методы психодиагностики.

Объективное наблюдение представляет собой изучение психических, двигательных, поведенческих и других проявлений в естественных условиях их деятельности.  Наблюдение всегда целенаправленно и проводится по заранее составленной схеме. Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и выражается в форме словесного отчета, раскрывающие субъективные стороны изучаемого явления. Самонаблюдение используется спортсменами при анализе своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей, поведения и д.т. Экспериментальный метод подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент, как правило, проводится в специальных помещениях- лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различного типа. Естественный эксперимент может быть констатирующим, формирующим или преобразующим. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает деятельность спортсменов.

в) Психодиагностические методы.

Они рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических состояний спортсменов, состояния тренированности и пр. могут применятся для отбора кандидатов в сборные команды.

г) методы количественно-качественного  анализа 

Эти методы используются для обработки фактического материала  исследований. Это математико-статистичесие  методы, например корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и другие виды анализа.

д) интерпретационные  методы.

К этим методам относятся  различные  варианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позиции системно-структурного, функционального, генетического, информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.

Информация о работе Влияние психологической помощи на результаты спортсменов отделения Тхэквондо