Влияние физических нагрузок на психологическое состояние студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле — здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Поэтому не случайно В.А. Вересаев писал: "Лишь широкая разносторонняя жизнь во всем разнообразии его отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых к мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь самому мозгу". В. Гюго по этому поводу говорил, что "...нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа".

Файлы: 1 файл

ФИЗРА.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

Глава 3 Влияние физических нагрузок на психологическое состояние студента

           Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле — здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Поэтому не случайно В.А. Вересаев писал: "Лишь широкая разносторонняя жизнь во всем разнообразии его отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых к мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь самому мозгу". В. Гюго по этому поводу говорил, что "...нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа".

 

            Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприо-рецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль во время прогулок.

 

           Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда.

 

 

 

 

\

Глава 1.Контроль студентов по физическому воспитанию

 

         В целях регулярной работы по повышению объема знаний по учебным дисциплинам проводится аттестация каждого студента в процессе обучения. Аттестация дисциплинирует не только обучающегося, но и обязывает преподавателя строго соблюдать логическую последовательность в обучении, поддерживать постоянную связь со студентами.

       Любая самая совершенная методика проведения занятий по физическому воспитанию может дать положительный результат только при строгом контроле за воздействием физических нагрузок на организм занимающихся.

С одной стороны контроль должен охватывать педагогический круг вопросов, с другой стороны - функционально-физиологический.

Проверка воздействия  физических нагрузок, используемых на занятиях по физическому воспитанию, является надежным средством показания  отклонений в состоянии здоровья или снижению показателей физического  развития и физической подготовленности.

             Учет и регистрация показателей развития физических качеств и контроля за результатами воздействия физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях позволяют сравнить данные врачебных оценок с результативностью двигательной деятельности занимающихся студентов. Контроль желательно проводить ежемесячно. С этой целью можно использовать методы врачебно-педагогического контроля:

 

    пульсометрию;

    спирометрию;

    пробы с задержкой  дыхания после вздоха (после выдоха);

    определение артериального  давления и др. методы.

 

        Несмотря на то, что каждая проба или метод не достаточно информативны, в динамике ежемесячного контроля в комплексе друг с другом они обеспечивают надежный контроль за воздействием физических нагрузок на занятиях при сочетании педагогического контроля со специально разработанными тестами для развития физических (двигательных) качеств (сила, скорость, выносливость), а также уровня физической работоспособности.

        Таким образом, важным компонентом комплексного врачебного обследования студентов, наряду с оценкой состояния здоровья, является тестирование общей работоспособности. С помощью тестирования определяются функциональные возможности организма, выявляются слабые звенья адаптации к физическим нагрузкам, уточняется диагностика отклонений в состоянии здоровья, осуществляется контроль за динамикой функционального состояния на отдельных этапах учебного процесса, что позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебного процесса.

 

Для оценки физической подготовленности часто используют методы визуального  наблюдения. Это прежде всего методы:

 

    определения функционального  состояния нервно-мышечной системы  с помощью динамометрической  оценки силы кисти и становой  силы;

    определение функционального  состояния дыхательной сферы  нервной системы с помощью  определения максимальной частоты  движения верхней конечности;

    определение координационной  функции нервной системы - определение  способности сохранять равновесии

        Очень важным моментом при проведении функциональных проб с физической нагрузкой является качество их выполнения. Необходимо следить, чтобы проба была проведена за отведенное время с достаточной интенсивностью. Функциональная проба должна выполняться добросовестно.

        В практике физического воспитания при комплексном обследовании для определения физического состояния или физической (функциональной) подготовленности используются тесты или батареи тестов.

 

Тест - это оценка физического  состояния или физической подготовленности (способности) занимающегося.

 

Тесты должны отвечать специальным  требованиям:

 

    стандартность;

    надежность;

    информативность;

    наличие системы  оценкок.

 

Тесты, удовлетворяющие этим требованиям называют добротными.

 

Тесты, в основе которых  лежат двигательные задания, называют двигательными (моторными).

 

Различают три группы тестов:

 

    Контрольные упражнения - это могут быть дистанции  бега, либо время пробегания дистанций.

    Стандартные функциональные  пробы - это регистрация ЧСС,  оценка скорости пробегания дистанций  при частоте сердечных сокращений 160 уд/мин.

    Максимальные  функциональные пробы.

 

При самой строгой стандартизации результаты теста должны обладать достаточной  надежностью, т.е. высокой степенью совпадения результатов при повторном  тестировании одних и тех же людей  в одинаковых условиях.

 

Существуют несколько  причин, снижающих надежность теста, вызывающих вариации тестов:

 

    состояние испытуемых - это и утомление и недостаточное  научение и т.д.;

    неконтролируемые  условия внешней окружающей среды  - это и ветер, и влажность,  и жара, холод и т.п. явления;

    изменение обстановки  при проведении теста, например, смена принимающего тест судьи;

    несовершенство  самого теста (тест заведомо  ненадежен).

 

При оценке надежности теста  предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутри классовых  коэффициентов корреляции. Существуют вариации результатов от испытуемого  к испытуемому, ото дня ко дню, от попытки к попытке и т.д.

          Чтобы увеличить надежность теста, надо увеличить его длину, т.е. увеличить число серий. Поскольку коэффициент надежности вариативен, необходимо всегда указывать как и на ком проводится тест.

        Важнейшей характеристикой теста является его информативность. Информативность теста - это степень точности, с которой тест измеряет свойство, для оценки которого он используется. Информативность иногда называют валидностью. Информативность теста предполагает ответ на два частных вопроса:

 

    что измеряет  данный тест?

    как точно он  измеряет?

 

Тест, используемый для определения  состояния здоровья на момент обследования, называют диагностическим. Если по результатам  тестирования хотят сделать вывод  о возможных будущих показателях  физического состояния, то такие  тесты называют прогностическими.

       Информативность чаще всего на практике определяется эмпирически, в этом случае результаты теста сравнивают с некоторыми критериями. Чаще всего критериями служат:

 

    спортивный результат  (чаще всего выбирается);

    результат другого  теста, информативность которого  доказана;

    принадлежность  к определенной группе испытуемых (например, сравнивать результаты  разрядников с мастерами) и  др.

 

Для оценки информативности  теста на практике рассчитывают коэффициент  корреляции между тестом и принятыми  критериями. Такой коэффициент называют коэффициентом информативности, который сильно зависит от надежности теста и критерия.

Тест с низкой надежностью  мало информативен.

При использовании тестов следует руководствоваться следующими правилами:

 

    тест должен  соответствовать анатомо-физиологическим  и функциональным возможностям  испытуемого;

    необходимо использовать  простые по биомеханической структуре  тесты;

    перед выполнением  тестов у испытуемых должна  создаваться хорошая мотивационная  установка;

    для комплексной  проверки необходимо использовать  батарею тестов;

    оценке физической  подготовленности должно предшествовать  ее тестирование;

    выполнение тестов (их реализация) должно занимать  от одного до трех учебных  занятий.

 

При проведении тестирования необходимо соблюдать следующий  порядок проведения тестов:

 

    1. На гибкость.

    На быстроту.

    На силу.

    На скоростную  выносливость.

    На силовую  выносливость

    На физическую  работоспособность.

    На общую выносливость.

 

Возможность оценки физического  состояния испытуемых существенно  расширяется, если в процессе использования  тестовых программ регистрировать физиологические  параметры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.  Первая помощь при болях от перегрузки физической нагрузки

 

 

Частая повторная физическая нагрузка при отсутствии полного  отдыха, недостаточного сна, нерегулярного  питания, может привести к хроническому утомлению и переутомлению. В  спорте такое хроническое переутомление  носит название перетренировка. Состояние  перетренировки требует специального лечения.

 

    При ранах в  первую очередь необходимо произвести  дезинфекцию раны -промыть перекисью  водорода или слабым раствором  марганца, а затем, если есть  йод или зеленка, смазать края  раны и по возможности наложить  давящую повязку, чтобы остановить  кровотечение.

    При ушибах  для предотвращения отека ушибленной  ткани следует на ткань воздействовать  холодом (снег, лед, холодная вода), предварительно смазав ушиб вазелином,  ланолином и другими средствами, затем наложить давящую повязку.

   При ожогах (рана кожи) - первая помощь - смазать поверхность кожи спиртом. При выполнении физических упражнений чаще всего порожаются:

   У бегунов - мышцы бедра и икроножной мышцы, коленного сустава и голеностопного сустава, ахиллово сухожилие.

      При беге на длинные дистанции - воспаление седалищного нерва. тазобедренного сустава.

     У прыгунов - повреждение менисков и капсульно-связочного аппарата коленного и голеностопного суставов, поясничный отдел позвоночника.

      При занятиях акробатикой, гимнастикой, фигурным катанием - острые травмы менисков коленных суставов, боковых связок, плечевого, локтевого суставов, ссадины, потертости, срывы мозолей на ладонях.

      У пловцов - плечевого и коленного суставы, органов брюшной полости. позвоночника (ныряние).

     Возможные повреждения должны тщательно изучаться и анализироваться, для их ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Виды контролей при занятиях физическими нагрузками

2.1 Врачебный контроль

 

 

        Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм. 

       Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание и периодичность.

        Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

          Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

        Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

 

    выявление противопоказаний  к физической тренировке;

 

    определение уровня  физического состояния (УФС) для  назначения адекватной тренировочной  программы;

 

    контроль за  состоянием организма в процессе  занятий (не менее двух раз  в год).

Информация о работе Влияние физических нагрузок на психологическое состояние студента