Виды диагностики, врачебный контроль и самоконтроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе можно насчитать десятки видов и разновидностей контроля.Это-педагогический, врачебный, биологический, антропометрический,
биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.; тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д. Что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

Содержание работы

Введение – 2 стр.
Диагностика и виды диагностики при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом – 3 стр.
Виды, цели и задачи диагностики – 3 стр.
Врачебный контроль и самоконтроль – 4 стр.
Самоконтроль – 10 стр.
Дневники самоконтроля –11стр.
Заключение - 13 стр.
Список литературы – 15 стр.

Файлы: 1 файл

Физ.культура.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение – 2 стр.

 

Диагностика и виды диагностики  при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом – 3 стр.

 

Виды, цели и задачи диагностики – 3 стр.

 

Врачебный контроль и самоконтроль – 4 стр.

 

Самоконтроль – 10 стр.

 

Дневники самоконтроля –11стр.

 

Заключение - 13 стр.

 

Список литературы – 15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что понятие  «контроль» представляется вполне ясным(проверка, обследование, наблюдения, оценка и  т.п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно.Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе можно насчитать десятки видов и разновидностей контроля.Это-педагогический, врачебный, биологический, антропометрический,

 биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.;  тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д. Что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.

 

   В этой связи  возникает вопрос: что же должно  быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? В качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика и виды диагностики  при регулярных занятиях физическими  упражнениями и спортом.

 

 Слово «диагностика»  (греч. diagnosis — распознание) употребляется  в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании. Нас будет интересовать второе значение.Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий функциональных проб. Физическое развитие - это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития — масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека. Антропометрический показатель (anthropos — человек + metreo — измерять) —объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков:

   1) соматометрические  — длина и масса тела, окружности  грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.д.;

   2) физиометрические (функциональные) — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

 

   3) соматоскопические  — состояние опорно-двигательного  аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие

   мускулатуры), степень  жироотложения и полового созревания.

   Регулярные занятия  физическими упражнениями и спортом  оказывают

   значительное влияние  на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную. Итак, мы убедились, что при физических нагрузках происходят изменения в органах и системах организма. Чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма: Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих студентов.

 

   Виды, цели и задачи диагностики.

   Основные виды диагностики:  врачебный контроль, диспансеризация,

   врачебно-педагогический  контроль и самоконтроль.

   Цель диагностики  — способствовать укреплению  здоровья человека, его

   гармоничному развитию.

   Перед диагностикой  стоят следующие задачи:

   1) Регулярно проводить  врачебный контроль здоровья  всех лиц, занимающихся

   физической культурой  и спортом.

   2) Оценивать эффективность  применяемых средств и методов

   учебно-тренировочных  занятий.

   3) Выполнять план  учебно-тренировочных занятий.

   4) Установить контрольные  нормативы для оценки подготовленности

   спортсменов с точки  зрения физической, технической,  тактической,

   морально-волевой  и теоретической.

   5) Прогнозировать  достижения отдельных спортсменов.

   6) Выявлять динамику  развития спортивных результатов.

   7) Отбирать талантливых  спортсменов.

 

Врачебный контроль и самоконтроль.

 Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное. Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом. Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

   Дополнительные врачебные  обследования проводятся для  того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм.

   Основное предназначение  медицинского осмотра (врачебного  контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной и специальной. Кроме этого, некоторые студенты совсем освобождаются от практических занятий на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами. Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное

   обследование к специалистам.

 

   Углубленной формой  врачебного наблюдения является  диспансеризация —

   система мероприятий  по укреплению здоровья и длительному  сохранению

   высокой спортивной  работоспособности, Направляемая  на то, чтобы

   предупредить и  выявить ранние признаки нарушения  здоровья и

   функционального состояния.

   Углубленные диспансерные  обследования проводятся 1—2 раза  в год и включают

   обследование физического  развития по таким показателям,  как рост, масса,

   толщина жировой  прослойки, цвет кожи, осанка, форма  спины, ног, окружность

   грудной клетки.

   Рост (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается  утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может

   уменьшиться на 2 см  и более. После упражнений с  отягощениями и штангой длина тела может уменьшится на 3 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

   Масса тела —  объективный показатель для контроля  состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется. Контроль массы тела целесообразно проводить утром, натощак. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха. При измерении максимального вдоха не следует

   напрягать мышцы  и поднимать плечи, а при  максимальном выдохе - сутулиться.

   Разница между величинами  окружностей при вдохе и выдохе  характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5—7см.

Санитарно-гигиенический  контроль за местами и условиями  проведения

   занятий, физкультурно-оздоровительных  мероприятий и спортивных

   соревнований основывается  на действующих санитарно-гигиенических  правилах и нормах содержания и эксплуатации мест занятий физической культурой, проведения массовых мероприятий и спортивных соревнований.

   Наблюдения врача  должны охватывать: санитарно-гигиеническую  оценку мест занятий, состояние инвентаря и оборудования, условий погоды и т. д.;

   состояние одежды  и обуви занимающихся; соответствие  норм площади, объема, освещения помещений виду спорта и подготовленности занимающихся; место занятий, массовых мероприятий и спортивных соревнований в общем расписаний вуза, их соответствие разумной организации режима дня занимающихся и участников.

   Невыполнение санитарно-гигиенических  требований и нормативов при эксплуатации спортивных сооружений, инвентаря и оборудования,

 несоответствие одежды и обуви виду спорта и условиям погоды несоблюдение физкультурниками и спортсменами правил личной гигиены при занятиях физическими упражнениями может привести к телесным повреждениям изаболеваниям, отрицательно повлиять на функциональное состояние организма

   занимающихся. Медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и

   спортивных мероприятий.  Массовые физкультурно-оздоровительные  мероприятия:

   туристские походы  и слеты, дальние переходы и  пробеги, подвижные и

   спортивные игры  и т.п. и подготовку (тренировку) к ним обслуживают

   медицинские работники  поликлиники или здравпункта  вуза или районной

   поликлиники. Их  работа охватывает широкий круг  вопросов:

 

   оценка состояния  здоровья и решение вопросов  допуска студентов,

   аспирантов, преподавателей  и сотрудников к различным  формам занятий

   физической культурой  и спортом, к участию в массовых

   физкультурно-оздоровительных  мероприятиях;

 

   контроль состояния  здоровья в результате занятий  и участия в массовых

   мероприятиях;

 

   определение влияния  на организм режима и методики  тренировки;

 

   оценка физического  развития, раннее выявление и  предупреждение заболеваний и травм;

   диагностика функционального  состояния;

   организация лечебно-профилактических  и восстановительных мероприятий;

   контроль режима  дня и питания;

   участие на основании  своих наблюдений в планировании  и коррекции

   учебно-тренировочного  процесса и массовых мероприятий;

 

   контроль соответствия  условий и организации занятий  и массовых мероприятий

   действующим гигиеническим  нормативам и требованиям;

 

   санитарно-просветительная и воспитательная работа занимающимися

   физкультурниками  и спортсменами.

 

   Для оказания медицинской  помощи непосредственно в походе, при проведении пробегов, спортивных игр и других массовых мероприятий медицинскими работниками подготавливаются санитарные инструкторы из числа участников.

Информация о работе Виды диагностики, врачебный контроль и самоконтроль