Валеология и офтальмология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

В последние годы поступает все более тревожная информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается .как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов.

Содержание работы

Введение
Предмет валеология
Объекты валеологии
Методы валеологии
Цели валеологии
Основные задачи валеологии
Валеология в культуре и образовании
Классификация валеологии
Взаимодействие валеологии с другими науками
Проблемы людей с заболеваниями глаз

Файлы: 1 файл

валеология.docx

— 23.79 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский Университет                                                                                   Информационных технологий, механики и оптики

 

Естественнонаучный  факультет

Кафедра Физического  воспитания и валеологии

 

 

Реферат

по физической культуре на тему

 

«Валеология и офтальмология»

 

Студент: Кордий Лидия, гр.1711

Преподаватель: Переходко Ф. Г

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Оглавление:


 

  1. Введение
  2. Предмет валеология
  3. Объекты валеологии
  4. Методы валеологии
  5. Цели валеологии
  6. Основные задачи валеологии
  7. Валеология в культуре и образовании
  8. Классификация валеологии
  9. Взаимодействие валеологии с другими науками
  10. Проблемы людей с заболеваниями глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


В последние годы поступает все  более тревожная информация о  неблагоприятных сторонах влияния  образовательного процесса в учебных  заведениях на состояние здоровья учащихся. Это касается .как организации, так и содержания самого обучения, психологических особенностей взаимоотношений учителя с учениками и между самими учениками, методических подходов к обеспечению обучения и многих других аспектов.

До сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности — здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, — а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина — и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует.

Несмотря на очевидную пользу от занятий физической культурой, существует множество проблем, возникающих  при неправильной нагрузке на организм человека, подверженного какого-либо рода заболеваниям.

Для оптимизации физических нагрузок и защиты учащихся от непредвиденных осложнений служит валеология – наука о здоровом образе жизни.

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo — «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более .широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет валеологии


 

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

 

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному  здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

 

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы  здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект  валеологии


 

Объект валеологии — практически  здоровый, а также находящийся  в состоянии предболезни человек  во всем безграничном многообразии его  психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Представляю таблицу распределения  учащихся с проблемами зрения по группам  занятий физической культурой:

 

 

Группа  занятий по физкультуре

Острота зрения

Рефракция

Другие  изменения органа зрения

I.Основная  (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в спортивных секциях и соревнованиях)

Не допускаются  учащиеся с остротой зрения без коррекции  ниже 0.5 на лучше видящем глазу

Не допускаются  учащиеся с гиперметропией и миопией  более 3.0 дптр

Не допускаются  учащиеся с хроническими воспалительными  и дегенеративными заболеваниями  глаз

II.Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях)

Не допускаются  учащиеся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу

Не допускаются  учащиеся с гиперметропией и миопией  более 6.0 дптр независимо от остроты  зрения.

Не допускаются  учащиеся с хроническими воспалительными  и дегенеративными заболеваниями  глаз

III. Специальная

Занимаются по специальной  индивидуальной программе учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими воспалительными  и дегенеративными заболеваниями  глаз


 

 

Методы  валеологии


 

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни  и т.д.

 Здесь важную роль играют  качественная и количественная  оценка здоровья и резервов  здоровья человека, а также исследование  путей их повышения.

 Если качественную оценку  здоровья традиционно в своей  практике использует медицина, то  количественная оценка здоровья  каждого конкретного человека  является сугубо специфичной  для валеологии и успешно развивает  и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и  сам данный человек приобретают  возможность динамической оценки  уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  цели и задачи валеологии


Основной целью валеологии служат максимальное использование  унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание  на высоком уровне адаптации организма  к условиям внутренней и внешней  среды.

 В теоретическом плане  цель валеологии — изучение  закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового  образа жизни. В практическом  плане цель валеологии можно  видеть в разработке мер и  определении условий для сохранения  и укрепления здоровья.

 

Главные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная  оценка состояния здоровья и  резервов здоровья человека.

2. Формирование установки  на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление  здоровья и резервов здоровья  человека через приобщение его  к здоровому образу жизни.

 

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние  здоровья человека. Это отличие заключается  в том, что в сфере интересов  валеологии находится здоровье и  здоровый человек, в то время как  у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности  человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. 

Валеология  в культуре и образовании



Информация о работе Валеология и офтальмология