Тесты для определения физической подготовленности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Рекомендуемые «Всероссийской базисной учебной программой по физической культуре для высших учебных заведений» контрольные упражнения для оценки силовой подготовленности отобраны на основе богатого практического опыта ведущих преподавателей и результатов экспериментальных исследований. Этими тестами можно разносторонне оценить силовую подготовленность учащейся молодежи. Студенты сдают зачет по физической подготовке ежегодно, или в каждом семестре.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)
 
 

Тесты для оценки силовой  подготовленности студентов 
 

      Рекомендуемые «Всероссийской базисной учебной программой по физической культуре для высших учебных заведений» контрольные  упражнения для оценки силовой подготовленности отобраны на основе богатого практического опыта ведущих преподавателей и результатов экспериментальных исследований. Этими тестами можно разносторонне оценить силовую подготовленность учащейся молодежи. Студенты сдают зачет по физической подготовке ежегодно, или в каждом семестре. Программой рекомендуется проводить комплексную оценку физической подготовленности, куда входят и силовые контрольные упражнения, по результатам не более 5 тестов, определяемых по решению кафедр физического воспитания и спорта. Особенность здесь в том, что необходимо по результатам выполнения всех избранных тестов набрать определенную величину «среднего балла», по которому и оценивается спортивно-техническая подготовленность каждого студента. Все тесты должны выполняться на массовых спортивных соревнованиях.

      Контрольные нормативы, тесты для оценки силовой подготовленности студенток ВУЗов: 

1. Поднимание  туловища из положения лежа  на спине с закрепленными ногами, руки за головой, кол-во раз.  Оценки в баллах: 5 баллов - 60 раз; 4 балла - 50 раз; 3 балла - 40 раз; 2 балла - 30 раз; 1 балл - 20 раз. 

2. Подтягивание  в висе лежа, перекладина на  высоте 90 см, кол-во раз. Оценки  в баллах: 5 баллов - 20 раз; 4 балла  - 16 раз; 3 балла - 10 раз; 2 балла - 8 раз; 1 балл - 4 раза. 

3. Приседания  на одной ноге, стоя на скамейке, опираясь рукой о стену, кол-во раз. Оценки в баллах: 5 баллов - 12 раз; 4 балла - 10 раз; 3 балла - 8 раз; 2 балла - 6 раз; 1 балл - 4 раза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты для определенвня развития силовых  способностей 

      В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств — динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

      Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

      В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся (испытуемый).

      Для определения уровня развития скоростно-силовых  способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные  упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусьях, от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 — 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

      По  большинству из этих контрольных  испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности. 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты для определения  уровня развития скоростных способностей 

      Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

      Контрольные упражнения для оценки быстроты простой  и сложной реакции. Время простой  реакции измеряют в условиях, когда  заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании  лампочки отпустить кнопку, на выстрел  стартера начать бег и т.д.).

      В лабораторных условиях время реакции  на свет, звук определяют с помощью  хронорефлексометров, определяющих время  реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой  реакции используют не менее 10 попыток  и определяют среднее время реагирования.

При измерении  простой реакции можно применять  линейку длиной 40 см (рис. 13).

      В соревновательных условиях время простой  реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые  колодки (легкая атлетика), стартовую  тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

      Сложная реакция характеризуется тем, что  тип сигнала и вследствие этого  способ ответа неизвестны (такие реакции  свойственны преимущественно играм  и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

      В лабораторных условиях время реакции  выбора измеряют так: испытуемому предъявляют  слайды с игровыми или боевыми  ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным  действием.

      Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

      Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5—20 с.

      Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой  в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения. 
 

Тесты для определения  уровня развития выносливости 

      Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

      В практике физического воспитания в  основном применяется косвенный  способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

      В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам  оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

      К неспецифическим тестам определения  выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

Специфическими  считают такие тесты, структура  выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость  конкретного спортсмена зависит  от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости.  
 

      При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при  относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

      Запас скорости (Н.Г. Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Индекс  выносливости (T.Cureton, 1951) — это разность между временем преодоления длинной  дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

      Коэффициент выносливости (Г. Назаров, 1962) — это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Точно так же поступают и при измерении  выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

      В качестве показателей выносливости используются и биомеханические  критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты для определения  уровня развития координационных  способностей 

      Многообразие  видов двигательных координационных  способностей не позволяет оценивать  уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: 

1) время,  затрачиваемое на освоение нового  движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные  способности; 

2) время,  необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей; 

3) координационная  сложность выполняемых двигательных  заданий (действий) или их комплексы  (комбинации). В качестве заданий-тестов  рекомендуется применять упражнения  с асимметричным согласованием  движений руками, ногами, головой,  туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека; 

Информация о работе Тесты для определения физической подготовленности студентов