Теория спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Повышение функциональных возможностей организма, как уже неоднократно подчеркивалось, закономерно зависит от величины функциональных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость проявляется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок.

Содержание работы

1. Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Особенности его практической реализации.
2. Структура тренировочного занятия и динамика работоспособности.
3. Приведите 3-5 примеров упражнений ( с методикой и условиями выполнения), способствующих развитию способности спортсмена к произвольному мышечному расслаблению.
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная. Теория спорта.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

                                                        Содержание

 

1. Принцип единства постепенности  и тенденции к предельным нагрузкам.  Особенности его практической  реализации.

2. Структура тренировочного  занятия и динамика работоспособности.

3. Приведите 3-5 примеров  упражнений ( с методикой и условиями выполнения), способствующих развитию способности спортсмена к произвольному мышечному расслаблению.

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Особенности его практической реализации

.Повышение функциональных возможностей организма, как уже неоднократно подчеркивалось, закономерно зависит от величины функциональных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость проявляется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, которые мобилизуют его на освоение все более сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и душевных сил.

Для динамики нагрузок в  процессе тренировки характерно, что  они возрастают постепенно и в  то же время с тенденцией к предельно  возможным . Физиологический смысл  такой тенденции впервые. сформулировал  с научных позиций применительно  к спортивной тренировке А. Н. Крестовников (1938 Г.), выразив это в «принципе  максимальных нагрузок». В дальнейшем было накоплено множество фактов эмпирического и научного характера, показавших, что нагрузки, близкие  к пределу функциональных возможностей организма, могут вызывать в нем  при известных условиях наиболее интенсивные и глубокие приспособительные  перестройки.

Понятие «максимальная нагрузка»  неверно было бы всегда отождествлять  с понятием «нагрузка до отказа», до полного утомления. Правильнее будет  сказать, что это нагрузка, которая  находится на границе имеющихся  функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за пределы его приспособительных (адаптационных) возможностей. Если спортсмен, упражняясь «до отказа», преступает меру своих  приспособительных возможностей и, как следствие, «приобретает» состояние  перетренированности , то данная нагрузка будет не адекватно-максимальной, а  запредельной. Оправданная же максимальная нагрузка, предъявляя организму запрос в полную меру его физиологической  нормы, является фактором роста тренированности.

В динамике тренировочных  нагрузок органически сочетаются две  на первый взгляд несовместимые черты  — постепенность и «перерывы  постепенности», т. е. своего рода «скачки» нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений (для данного состояния организма). Понимание диалектического единства этих черт явилось одним из важнейших  завоеваний научной мысли в спорте. Эти черты нельзя поэтому противопоставлять  как нечто взаимоисключающее (с  чем приходится сталкиваться в теории и на практике). Постепенность и  скачкообразность взаимообусловлены  в процессе тренировки. «Скачки» нагрузок, предъявляющие максимальные запросы  к функциональным и адаптационным  возможностям организма, оправданы  постольку, поскольку они подготовлены постепенным возрастанием тренировочных  требований. Иначе они придут в  противоречие с укреплением здоровья, что в конечном счете ограничит и спортивные достижения. С другой стороны, постепенность, не соединенная с достаточно высокими темпами повышения нагрузок, ведет к замедленному развитию, а затем и к приостановке роста тренированности. Таким образом, лишь единство указанных черт динамики нагрузок отвечает закономерностям спортивной тренировки.

 

Максимум нагрузки в норме  всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития. По мере их увеличения в результате тренировки «максимум» нагрузки постепенно возрастает: то, что было максимальным на предыдущем этапе, становится обычным на последующих  этапах.

Конкретная количественная мера максимальной нагрузки, как видно  из сказанного, может быть определена лишь с учетом уровня тренированности  спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей избранного вида спорта. Так, если для начинающего бегуна-стайера  нагрузка, равная 10—15 км за одно занятие, может явиться максимальной, то стайеры  высокой квалификации преодолевают за одно занятие 60 км и более; максимальный объем нагрузки в тренировочных  занятиях штангистов младших разрядов редко достигает 10 тонн, высококвалифицированные  же тяжелоатлеты доводят нагрузку до 20—30 тонн и более (в зависимости  от весовой категории) при среднем  весе штанги 130—180 кг и выше. Аналогичные  различия характерны и для других видов спорта, но абсолютные значения нагрузок у спортсменов одной  и той же квалификации — представителей разных видов спорта могут существенно  не совпадать (скажем, объем нагрузки, выраженный в сумме энергозатрат у гимнастов и представителей ряда скоростно-силовых видов спорта, как правило, значительно меньше, чем у стайеров и представителей других видов спорта циклического характера, связанных с предельным проявлением  выносливости).

Кстати сказать, практика современного спорта в корне изменила недавние представления о доступных  величинах тренировочных нагрузок. Возможности человека и степень  их развития оказались выше самых  смелых предположений. В связи с  этим повышенные тренировочные нагрузки все шире и смелее внедряются в  практику. Нагрузки увеличиваются как  на отдельных тренировочных занятиях, так и в суммарном выражении  за неделю, месяц, год и всю многолетнюю  спортивную деятельность. Объемы нагрузки, не так давно применявшиеся лишь ведущими спортсменами, становятся нормой для спортсменов средней квалификации.

Поскольку общий бюджет времени  спортсмена не исчерпывается лишь спортивной деятельностью и поскольку с  возрастом происходит естественное снижение функциональных возможностей организма, то тенденция к постоянному  увеличению тренировочных нагрузок, вообще говоря, не может быть беспредельной. Практически, однако, едва ли найдется хоть один спортсмен, который исчерпал бы все допускаемые возможности  наращивания нагрузок. Первыми в  принципе могут достичь предела  те параметры объема тренировочных  нагрузок, которые характеризуются  наиболее значительными затратами  времени (общее число тренировочных  дней, число занятий в неделю, месяц и т. д.). Интенсивность же (по крайней мере по некоторым показателям) может возрастать вплоть до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие ее возрастные факторы. После этого рост нагрузок перестает быть общей тенденцией и осуществляется лишь в пределах отдельных периодов тренировки.

 

В силу исключительно высоких  требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно  соблюдать принципы доступности, индивидуализации и систематичности. Вместе с возрастанием нагрузок возрастает и значение углубленного врачебно-педагогического контроля. При штурме же высших спортивных результатов  обязательным условием становится детальнейшая научная оценка эффекта тренировки и управление им. Не случайно постоянное содружество тренера, ученого, врача  и спортсмена сейчас уже типично  для передовой спортивной практики.

2. Динамика работоспособности  в процессе тренировочного занятия  и его общая структура

  В начале любого  тренировочного занятия у спортсмена  отмечается период постепенного  нарастания работоспособности —  так называемый период врабатывания. Он характерен для любой мышечной  деятельности и является биологической  закономерностью.

     Периоду врабатывания  предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как реакция организма на осознанную настройку для выполнения той или иной работы.

    В периоде врабатывания  происходит совершенствование необходимого  стереотипа движений: улучшается  координация, уменьшаются энерготраты на единицу работы, т. е. повышается коэффициент ее полезного действия. Улучшается также регуляция сегетативных функций, причем процесс активизации отдельных систем происходит неодновременно. Так, например, период врабатывания двигательной системы (в зависимости от интенсивности работы) может колебаться в пределах от десятков секунд до 2—3 мин. Врабатывание вегетативных систем протекает значительно медленнее — максимальная активизация деятельности систем кровообращения и дыхания может происходить в течение 4—6 мин. Причем одни показатели (частота сердечных сокращений, легочная вентиляция) достигают устойчивого уровня быстрее, а другие (минутный объем кровообращения, потребление кислорода) — медленнее. Период врабатывания находится в прямой зависимости от интенсивности выполняемой работы — чем она интенсивней, тем длительнее врабатывание.

    Этот процесс  развивается особенно успешно,  если используются те упражнения, которые предстоит выполнять  в последующей деятельности. Период  врабатывания протекает быстрее  у спортсменов, адаптированных  к выполнению данной работы.

    После окончания  периода врабатывания выполнение  программы тренировочного занятия  сохраняется в течение определенного  времени на относительно постоянном  уровне, в так называемом устойчивом  состоянии. В это время достигается  согласованная деятельность двигательных  и вегетативных функций. Внешне  состояние устойчивой работоспособности  проявляется в рациональной технике  плавания, наличии «чувства воды»  и «чувства времени».

    Нарушение состояния  устойчивой работоспособности происходит  вследствие развития процесса  утомления, проявляющегося во  временном снижении работоспособности.

    Таким образом,  прослеживаются четыре основных  периода изменений функционального  состояния организма спортсмена  в процессе тренировочного занятия:

I — период предрабочего возбуждения,

II— врабатывания,

III—устойчивого состояния,

IV—снижения работоспособности.

    Ими определяется  существующая структура тренировочных  занятий.

 

   Занятия, направленные на решение задач специальной физической подготовки, строятся по общепринятой форме и состоят из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

  Вводная часть. Здесь  осуществляются организационные  мероприятия: построение группы, рапорт, проверка посещаемости, разъяснение  содержания занятия. Продолжительность  вводной- части колеблется в пределах 5—15 мин. и зависит от квалификации спортсменов.

   Следует отметить, что многие тренеры пренебрегают  вводной частью, допуская тем  самым серьезную ошибку. Во-первых, четко проведенная вводная часть  дисциплинирует спортсменов, приучает  их к слаженным действиям, концентрирует  внимание на предстоящей деятельности. Во-вторых, при правильной настройке  спортсменов на выполнение программы занятия возникает так называемое предстартовое состояние, которое заключается в повышении активности основных функциональных систем организма, что способствует более быстрой подготовке организма к предстоящей работе и стимулирует его эмоциональное состояние.

    Подготовительная  часть. Ее основной задачей  является подготовка спортсмена к выполнению упражнений основной части занятия. По сути дела, это то, что мы в практике называем разминкой, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений с целью оптимальней подготовки спортсмена к предстоящей работе. Разминку принято делить на две части: общую и специальную. Первая способствует активизации важнейших функций — деятельности центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативной системы, подготавливая организм к основной работе. Здесь используются различные общеподготовительные упражнения для повышения работоспособности организма. Вторая часть разминки, связанная с широким использованием специально-подготовительных и соревновательных упражнений, направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, которые определяют эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность.

   Продолжительность  разминки спортсмена, подбор упражнений, соотношение упражнений, могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды и пр.

   Основная часть.  В этой части занятия собственно  и решается его главная задача. Выполняемая работа может быть  самой разнообразной и обеспечивать  повышение различных сторон специальной  физической и психологической  подготовленности, совершенствование  оптимальной техники и тактики  и т. д.

 Продолжительность этой  части занятия зависит от характера  и методики применяемых в нем  упражнений, величины тренировочной  нагрузки. Подбор упражнений, их  количество определяют направленность  занятия и его нагрузку. Поэтому  в остальных разделах данной  главы рассмотрены вопросы, связанные  с построением именно этой  части занятия.

Информация о работе Теория спорта