Теоретические основы управления в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявление основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта и путей ее совершенствования.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:
1. Определение основ государственного регулирования сферы физической культуры и спорта.
2. Изучение особенностей формирования системы физической культуры и спорта.
В настоящее время в России происходят заметные позитивные преобразования в социальной сфере, в частности в сфере физической культуры и спорта. Но применение на практике положений нормативно-правовых документов, а также оценка результативности этой работы требует определенных механизмов, которые находятся в стадии разработки.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Теоретические основы управления в сфере физической культуры и спорта.
1.1. Общие характеристики сферы физической культуры и спорта.
1.2.Правовые основы государственного управления сферой физической культуры и спорта.
Глава 2.Государственные органы власти, осуществляющие управление в сфере физической культуры и спорта.
2.1. Федеральные органы государственной власти ведению, которых относится сфера физической культуры и спорта.
2.2.Органы власти Нижегородской области, уполномоченные в сфере физической культуры и спорта.
Глава 3. Проблемы организации государственного управления в сфере ФКС.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Система гос.управления в сфере ФКС.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.

Глава 1.Теоретические основы управления в сфере физической культуры и спорта.

1.1. Общие характеристики сферы физической культуры и спорта.

1.2.Правовые основы государственного управления сферой физической культуры и спорта.

Глава 2.Государственные органы власти, осуществляющие управление в сфере физической культуры и спорта.

2.1. Федеральные органы государственной власти ведению, которых относится сфера физической культуры и спорта.

2.2.Органы власти Нижегородской области, уполномоченные в сфере физической культуры и спорта.

Глава 3. Проблемы организации государственного управления в сфере ФКС.

Заключение.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Российская Федерация  – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Физическая культура и спорт – это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового  образа жизни. Уровень развития физической культуры и спорта в обществе определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. 

В стране формируется  активный интерес к здоровому  образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

В настоящее время  необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Важнейшая задача государственной  политики в сфере физической культуры и спорта - формирование оптимальной  отраслевой модели управления, в которой  будут четко распределены и согласованы  компетенция и полномочия, функции  и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности ,как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – особенности государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – государственная политика в сфере физической культуры и спорта.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – государственная политика по формированию нормативно-правовой базы для создания устойчивой системы физической культуры и спорта и эффективного государственного управления в данной сфере.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявление основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта и путей ее совершенствования.

В соответствии с целью  были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:

1. Определение основ государственного регулирования сферы физической культуры и спорта.

2. Изучение особенностей формирования системы физической культуры и спорта.

В настоящее время  в России происходят заметные позитивные преобразования в социальной сфере, в частности в сфере физической культуры и спорта. Но применение на практике положений нормативно-правовых документов, а также оценка результативности этой работы требует определенных механизмов, которые находятся в стадии разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы управления в сфере физической культуры и спорта.

1.1. Общие  характеристики сферы физической  культуры и спорта.

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и  другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания .В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы. Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата. Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт  в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а  также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру  двигательной активности на шесть групп:

1-я группа — виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;

2-я группа — виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;

3-я группа — виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4-я группа — виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5-я группа — виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

6-я группа — многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

Достижение высоких  спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она  представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно - соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:

— систему отбора и  спортивной ориентации;

— спортивную тренировку;

— систему соревнований;

— внетренировочные и  внесоревновательные факторы оптимизации  тренировочно-соревновательного процесса.

Основная подготовительно-тренировочная  деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом  в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие  как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

Наивысшая готовность к  выступлению в соревнованиях  и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная  деятельность» и «соревновательная  деятельность». Зачастую их употребляют  как синонимы, однако содержание и  смысловое значение каждого из них  значительно отличаются друг от друга.

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она  затрагивает различные сферы  деятельности человека. Достижение максимального  результата невозможно без включения  в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядоченная организация  деятельности по обеспечению максимального  оздоровления и совершенствования  человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе. Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования —  важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических  взаимоотношений, а также форма  общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель спортивного  мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение — это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие  «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике. Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям. Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность. Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.

1.2.Правовые  основы государственного управления  сферой физической культуры и  спорта.

"Поворот в мировой  истории" с 1991 г. и по настоящее  время. СССР "как субъект международного  права" прекратил свое существование. Августовские события 1991 г. и распад СССР выявили несостоятельность органов управления сферы физической культуры и спорта без законодательной базы, которая всегда была основополагающей. Создание правового института в отрасли стало стратегическим направлением.

Информация о работе Теоретические основы управления в сфере физической культуры и спорта