Средства спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение средств спортивной тренировки.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к средствам спортивной тренировки;
2. Выявить основные средства спортивной тренировки в современных условиях;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИЙ «СПОРТ» И «СПОРТИВНАЯ ТЕРНИРОВКА»…………………………………………….5
1.1 Общая характеристика спорта………………………………………..5
1.2 Структура спортивной подготовки…………………………………..8
1.3 Понятие о физических качествах спортсмена………………………9
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНЕРОВКИ..16
2.1 Технические средства спортивной тренировки…………………….16
2.2 Физические упражнения как средство спортивной тренировки….17
2.3 Гигиенический фактор, естественные силы природы как средство спортивной тренировки…………………………………………………24
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….28

Файлы: 1 файл

Средства спортивной тренировки.doc

— 57.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ

                 Факультет физической культуры

              Кафедра ТиМФК и С

              Специальность: физическая культура

                 Курс 5

ПРАЧ  ВЕРА ИВАНОВНА

СРЕДСТВА  СПОРТИВНОЙ ТЕРНИРОВКИ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

                     Научный руководитель:

                  к.б.н., доцент

                     Емелева Т.Ф.

Работа допущена к защите _______

Заведующий  кафедрой       _______

Дата защиты                       _______

Оценка                                _______

УФА 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИЙ «СПОРТ» И «СПОРТИВНАЯ ТЕРНИРОВКА»…………………………………………….5

    1.1 Общая характеристика спорта………………………………………..5

    1.2 Структура спортивной подготовки…………………………………..8

    1.3 Понятие о физических качествах спортсмена………………………9

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНЕРОВКИ..16

    2.1 Технические  средства спортивной тренировки…………………….16

    2.2 Физические  упражнения как средство спортивной  тренировки….17

    2.3 Гигиенический  фактор, естественные силы природы  как средство спортивной тренировки…………………………………………………24

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….28

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность. Физкультура — это ключ здоровья, трудоспособности, закалки человека. У людей, которые занимаются спортом, нет проблем со здоровьем: у них в норме процессы обмена веществ и кровяное давление, хорошо работают легкие, они меньше подвергаются стрессу, лучше спят, хорошо выглядят.

     Занятия спортом задерживают процесс  старения, сберегают нормальную работоспособность. Занимаясь спортом, человек в  первую очередь укрепляет и совершенствует свой организм, и это очень важно. Час – полтора всегда можно  выкроить для тренировки. Тренировки приучают нас к четкому распорядку дня, повышают тонус, улучшают настроение. Человек становится более собранным  и пунктуальным. Без физкультуры  немыслима полноценная жизнь. Для  детей спорт является школой становления  характера, развития эмоций, школой физического  и духовного развития, предоставляя возможность оттачивать такие качества, как упорство, решительность, чувство  коллектива. Цели, поставленные человеком, который занимается спортом, с возрастом  меняются. Так в молодости на первое место ставятся чисто спортивные элементы, но с возрастом большое  значение имеет оздоровительные  упражнения, которые помогают задержать  возрастные изменения. Одним из самых  главных компонентов здорового  образа жизни, при котором человек  поддерживает свои силы, и интерес  к жизни является физкультура.

     Физическая  культура — это большая культура! Она украшает жизнь, наполняет ее радостью и счастьем. Год за годом спорт становится жестче, умнее, интереснее, и всё большее число людей выражают к нему живой интерес. Наш город высоко развит в спортивном смысле, у нас существует большое количество стадионов, теннисных кортов, спортзалов и т.д.

     Цель: изучение средств спортивной тренировки.

     Задачи:

     1. Рассмотреть теоретические подходы  к средствам спортивной тренировки;

     2. Выявить основные средства спортивной тренировки в современных условиях;

     Объект: система реализации средств спортивной тренировки.

     Предмет: Средства спортивной тренировки.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИЙ «СПОРТ» И «СПОРТИВНАЯ ТЕРНИРОВКА»

1.1  Общая характеристика  спорта

 

     Спорт как специфическая деятельность людей известен с давних времен. Достаточно упомянуть, что история  олимпийских игр насчитывает несколько веков (776 до н. э., первое упоминание об олимпийских играх). Сам по себе термин «спорт» пришел к нам из Великобритании относительно недавно, где он первоначально использовался только в связи с соревнованиями по скачкам. Наиболее часто специалисты используют следующее определение: «Спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом» [9]

     В настоящее время в рамках спортивного  движения выделяют два основных направления: базовый (массовый) спорт и спорт высших достижений. Кратко охарактеризуем их.

       Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики.

       Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов (мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.). Однако чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25лет).

       Спорт высших достижений может  занимать доминирующее положение  в определенные периоды жизни  спортсмена. Подготовка проводится  под руководством тренеров высшей  квалификации, в ней используются  новейшие достижения науки и  техники, применяются большие  величины тренировочных и соревновательных  нагрузок, а спортсмены проходят  тщательный многоэтапный отбор.  Экспертная оценка показывает, что  только 1 из 65 человек начавших заниматься  продолжает занятия в детско-юношеской  спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта способен выполнить один человек из 34 000 обученных.

     Анализируя  специфику направлений спортивного  движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом.

     Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, - прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

     В определении понятии спорт мы использовали термин «соревновательная деятельность». Для его объяснения нам придется оговорить еще несколько понятий.

     Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые и  регламентируют деятельность участников. Кроме этого, каждый участник спортивных соревнований старается достигнуть определенного спортивного результата (успеха). Для достижения успеха участники соревнований должны реализовать свои возможности или соревновательный потенциал. Поэтому соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата.

     Общая цель спортивной тренировки развитие духовных и физических способностей спортсменов.

       Специфическая цель  достижение высоких спортивных результатов.

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов.

     Частными  задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых  умений, закрепление и совершенствование  необходимых навыков избранного вида спорта, приобретение специальных  знаний по гигиене, самоконтролю и др.

     В настоящий момент существует несколько  наиболее распространенных классификаций  видов спорта: Матвеев Л.П.,1977; Келлер В.С.,1986; и др. Наиболее широкое распространение  получила классификация видов спорта входящих в программу летних и  зимних олимпийских игр:

     1 - циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

     2 - скоростно-силовые (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

     3 - координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

     4 - единоборства (борьба, бокс и т.д.)

     5 - спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

     6 - многоборья (легкоатлетическое десятиборье,  современное пятиборье, лыжное  двоеборье и т.д.).[2, с.23] 

1.2 Структура спортивной  подготовки 

     Один  из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки [11, С. 168 ] отмечает, что современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

       В системе подготовки спортсмена  выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные  факторы, повышающие результативность  тренировки и соревнований.

     Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.

     Спортивная  тренировка (СТ) направлена на достижение высоких спортивных результатов  в избранном виде спорта. Уровень  спортивных достижений растет. Это  требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки (СТ), но и изменений средств, методов  и форм организации занятий по физвоспитанию.

     Спортивная  тренировка — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. Тренированность — это мера приспособления организма к конкретной работе. Спортивная тренировка может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка — понятие более широкое, чем тренировка, поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям. [5,с. 71]

     Готовность  к достижению спортивных результатов  характеризуется соответствующим  уровнем развития физических качеств  — силы, быстроты, выносливости и  других, степенью владения техникой и  тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

1.3 Понятия о физических качествах спортсмена

     Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит  от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к  двигательным процессам. При развитии средств спортивной тренировки  физические качества спортсменов  достигают  высоких результатов.

Информация о работе Средства спортивной тренировки