Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояния студентов в период сессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 02:09, контрольная работа

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Экзамены для студентов ― это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности. Экзаменационная ситуация ― это всегда некая неопределенность исхода. Экзамены ― определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, частично нарушается режим сна, питания.

Содержание работы

Введение
Основная часть
2.1 Влияние экзаменационных периодов на психоэмоциональное состояние студента
Положительное влияние физической культуры на работоспособность студента
Различные варианты проведения занятий физической культурой в зачетный и экзаменационный период
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

v4.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального  состояния студентов в период сессии

 

Содержание

 

 

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1 Влияние экзаменационных  периодов на психоэмоциональное  состояние студента

    1. Положительное влияние физической культуры на работоспособность студента
    2. Различные варианты проведения занятий физической культурой в зачетный и экзаменационный период
  1. Заключение
  2. Список использованных источников и литературы

 

 

Введение

 

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Экзамены для студентов ― это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности.

Экзаменационная ситуация ― это всегда некая неопределенность исхода. Экзамены ― определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, частично нарушается режим сна, питания.

Неоднократно повторяемые  экзаменационные сессии сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально  различными, что создает состояние  эмоциональной напряженности.

Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление (т.е. накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления). Как правило, переутомление влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна.

 

Основная  часть

 

Два месяца в учебном  году у студентов связаны с  экзаменами ― зимняя и летняя экзаменационные сессии. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 63,4% - плохо спали накануне.

В период экзаменов  под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

Сам процесс экзамена характеризуется также значительными  психоэмоциональными и энергетическими  затратами. В то же время более  высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более  экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что  частота сердцебиений у них устойчиво  повышается до 88- 92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма  настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала  до 118-144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс - 70,3 удар/мин, тремор - 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.

Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У  нетренированных, слабоуспевающих  студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким  уровнем тренированности, демонстрируют  более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень  физической подготовленности в большей  степени определяет устойчивость организма  к эмоционально напряженному учебному труду.

Во время экзаменов  повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку - 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин. против 1,5-2 мин. в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая «стоимость» физической деятельности возрастает.

Согласно исследованиям у первокурсников наблюдается наиболее высокий уровень умственной напряженности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию уровень нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие более высокого уровня у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали  импульсы от различных систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Если после прекращения физической деятельности человек почти сразу  может отключиться от нее, то при  умственном труде интенсивная деятельность мозга продолжается значительное время  и после завершения ее. Так, напряженная  умственная работа непосредственно  перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек  даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха.

Связь движений с  умственной деятельностью характеризуют  следующие закономерности. В период напряженного умственного труда  у людей обычно наблюдается сосредоточенное  выражение лица, сжатые губы, напряженная  шея, отмечено, что чем сложнее  задача, которую приходится решать, тем выше напряжение мышц.

Оказывается, импульсы, направленные от напряженной мускулатуры  в Центральную Нервную Систему, стимулируют деятельность головного  мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система  стремится сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго  и монотонно, то кора головного мозга  адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и  работоспособность снижается.

Тонус и работоспособность  головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков  времени и оптимизируются в тех  случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением  и расслаблением. Такой режим  движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной  интенсивностью.

Не менее важно  и состояние мускулатуры человека, которая «помогает» нервной системе  справиться с интеллектуальными  нагрузками. Так, если человек после  работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением. Поэтому для  успешной умственной работы необходим  не только тренированный мозг, но и  тренированное тело.

Активный отдых  повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при  оптимальных нагрузках; при включении  в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся  утомлении, а также утомлении, вызванном  монотонной работой; положительный  эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем  тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного  отдыха.

Систематически  заниматься в период экзаменов физической культурой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный  опыт ряда вузов. Так, проводились занятия после сдачи каждого экзамена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим упражнениям умеренной интенсивности продолжительностью до 60 мин. Результаты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших занятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись ежедневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия: 5-10 мин после каждых двух часов учебного труда.

Изучение изменений  свойств внимания студентов в период экзаменов показало, что по сравнению со студентами, которые ведут пассивный образ жизни, студенты, занимающиеся спортом, показали существенно более высокие показатели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6-12%.

Эффект занятий  физическими упражнениями можно  повысить, если они сочетаются с  оптимальным режимом жизнедеятельности  студентов.

Так, при наблюдении за тремя группами студентов 1-я - имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; 2-я - отличалась тем, что имела нормализованную двигательную активность; 3-я - в добавление ко второй имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воздухе, учебного труда. В результате показатели умственной и физической работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались выше за период сессии на 7-13%, чем во 2-й группе, и на 12-18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось полным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выраженный недостаток восстановления.

Некоторые вузы имели  положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оздоровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Результативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изученным показателям. Наибольший эффект отмечен в группах первокурсников.

Благоприятное воздействие  на утомленных учебным трудом студентов  оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности. Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в  активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные  процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные  циклические упражнения.

Мышечная деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.

Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в  период экзаменов позволили зафиксировать  повышенные трудности при овладении  техникой новых упражнений - в 1,5-2 раза больше времени приходилось затрачивать  на их освоение. При этом у студентов  отмечалось снижение концентрации внимания, а также снижение сознательного контроля над выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков.

При использовании  интенсивных упражнений у студентов  в этот период быстро наступает чувство  усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях  в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов  должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь  поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Информация о работе Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояния студентов в период сессии