Средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении средств физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния. Для достижения поставленной цели считаю необходимым определить следующую задачу: рассмотреть средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния.
Объект исследования – средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением средств физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния.

Содержание работы

Первый вопрос…………………………………………………………………….…3
Введение………………………………………………………………………….…. 3
Средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния……………………………………………………......4
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованных источников………………………………………….......11
Второй вопрос………………………………………………………………………12
Введение………………………………………………………………………….…12
Характеристика содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов в процессе обучения ..………..……………14
Заключение…………………………………………………………………….……16
Список использованных источников ……………………………………….…….17

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Стр

Первый вопрос…………………………………………………………………….…3

Введение………………………………………………………………………….…. 3 
Средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния……………………………………………………......4

Заключение………………………………………………………………………….10

Список использованных источников………………………………………….......11

Второй вопрос………………………………………………………………………12

Введение………………………………………………………………………….…12

Характеристика  содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов в процессе обучения ..………..……………14

Заключение…………………………………………………………………….……16

Список использованных источников ……………………………………….…….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния

 

Введение

 

Среди    мероприятий    направленных    на    повышение     умственной работоспособности    студентов,    на     преодоление     и     профилактику психоэмоционального и  функционального  перенапряжения  можно  рекомендовать следующие:

  • систематическое изучение учебных предметов студентами в  семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
  • ритмичную и системную организацию умственного труда;
  • постоянное поддержание эмоции интереса;
  • совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
  • организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;
  • постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.

Цель данной работы состоит в  рассмотрении средств физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния. Для достижения поставленной цели считаю необходимым определить следующую задачу: рассмотреть средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния.

Объект исследования – средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением средств физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния.

 

Средства  физической культуры для регулирования  психоэмоционального и функционального  состояния

 

Вуз предоставляет  студентам три вида отдыха, различных  по длительности: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный отдых зимой  и летом. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны быть построены по одному принципу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение  основных нервных процессов в  коре головного мозга и увеличить  связанную с этим умственную работоспособность.

Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы  к нему поступали импульсы от различных  систем организма, массу которого наполовину составляют мышцы. Движения мышц создают  громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком ощущений, поддерживающих его в нормальном рабочем состоянии. Поэтому умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, в укреплении которого огромная роль принадлежит  физической культуре.

При умственной деятельности в коре головного мозга  образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и  инертностью. Если после прекращения  физической деятельности человек почти  сразу может отключиться от нее, то при умственном труде интенсивная  деятельность мозга продолжается значительное время и после завершения ее. Так, напряженная умственная работа непосредственно  перед отходом ко сну затрудняет засыпание, приводит к так называемым ситуационным сновидениям, когда человек  даже во сне продолжает решать нерешенную задачу, думать о прочитанном или написанном. В этих условиях нервная система не получает необходимого отдыха.

Связь движений с умственной деятельностью характеризуют  следующие закономерности. В период напряженного умственного труда  у людей обычно наблюдается сосредоточенное  выражение лица, сжатые губы, напряженная  шея, отмечено, что чем сложнее задача, которую приходится решать, тем выше напряжение мышц. Оказывается, импульсы, направленные от напряженной мускулатуры в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Таким образом, нервная система стремится сохранить работоспособность. Если процесс идет достаточно долго и монотонно, то кора головного мозга адаптируется к этим раздражителям, что приводит к ее торможению и работоспособность снижается. [2, с. 209]

Тонус и  работоспособность головного мозга  поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается  во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых  с умеренной интенсивностью. Не менее  важно и состояние мускулатуры  человека, которая «помогает» нервной  системе справиться с интеллектуальными  нагрузками. Так, если человек после  работы спал меньше обычного, тоническое напряжение мускулов увеличивается. Переутомленный мозг как бы мобилизуется для борьбы с переутомлением. Поэтому для  успешной умственной работы необходим  не только тренированный мозг, но и  тренированное тело.

Принцип активного отдыха стал основой организации  отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом  организованные движения до в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее действенны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями. В ходе их выполнения в коре больших полушарий возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность физических упражнений, которые никогда не воспринимаются человеком как нечто навязанное ему, как вторжение в естественные механизмы его тела.

Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным  фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством  против переутомления. И.П. Павлов называл  это «чувством мышечной радости». [1, с. 149]

Активный  отдых повышает работоспособность  только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется  лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся  утомлении, а также утомлении, вызванном  монотонной работой; положительный  эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем  тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного  отдыха.

Систематически  заниматься в период экзаменов физической культурой еще не стало доброй традицией, хотя имеется положительный  опыт ряда вузов. Так, проводились занятия  после сдачи каждого экзамена по плаванию, спортивным играм, легкоатлетическим  упражнениям умеренной интенсивности  продолжительностью до 60 мин. Результаты работы свидетельствуют, что в группе студентов, посещавших занятия, по сравнению с теми, кто их не посещал, были выше показатели умственной работоспособности, психоэмоционального (самочувствие, настроение, активность) и функционального состояния. Другой опыт характерен тем, что занятия проводились 2 раза в неделю по 45 мин, и содержание их определяли сами студенты. Занятия дополнялись ежедневной утренней гимнастикой и упражнениями общего воздействия 5—10 мин после каждых двух часов учебного труда. Изучение изменений свойств внимания за период экзаменов показало, что по сравнению со студентами, ведущими пассивный режим жизнедеятельности, у занимающихся оказались, существенно выше в конце сессии показатели устойчивости, интенсивности, распределения, сосредоточения, переключения и объема внимания на 6—12%.

Эффект  занятий физическими упражнениями можно повысить, если они сочетаются с оптимальным режимом жизнедеятельности  студентов. Так, при наблюдении за тремя  группами студентов 1-я — имела произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; 2-я — отличалась тем, что имела нормализованную двигательную активность; 3-я — в добавление ко второй имела четкую организацию сна, питания, пребывания на свежем воздухе, учебного труда. В результате показатели умственной и физической работоспособности, психоэмоционального состояния студентов в 3-й группе оказались выше за период сессии на 7—13%, чем во 2-й группе, и на 12—18% лучше, чем в 1-й. Кроме того, восстановление после завершения сессии в течение недели в 3-й группе оказалось полным, в то время как в двух других группах отмечалось четко выраженное недовосстановление. Некоторые вузы имели положительный опыт организации пребывания студентов во время сессии в загородных оздоровительно-спортивных лагерях. Там же они сдавали экзамены. Результативность таких решений оказалась чрезвычайно высокой по всем изучавшимся показателям. Наибольший эффект отмечен в группах первокурсников.

Благоприятное воздействие на утомленных учебным  трудом студентов оказывают упражнения циклического характера умеренной  интенсивности (при ЧСС 120—140 удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнить умеренные циклические упражнения. [4, с. 79]

Мышечная  деятельность, вызывающая резкое обострение эмоционального состояния в этот период (соревнования, единоборства, ответственные спортивные игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.

Наблюдения  за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных  занятиях в период экзаменов позволили  зафиксировать повышенные трудности  при овладении техникой новых  упражнений — в 1,5— 2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля за выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты.

Таким образом, направленность занятий в экзаменационный  период для основной массы студентов  должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь  поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся  у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими  способами. [5, с. 99]

Дыхательные упражнения. Полное брюшное дыхание — вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи, ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме ходьбы: полный вдох на 4; 6 или 8 шагов, затем следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается за то же число шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция. Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Динамика  учебного  процесса  с  его  неравномерностью   распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии  является  своего рода испытанием  организма  студентов.  Происходит  снижение  функциональной устойчивости  к  физическим  и  психоэмоциональным   нагрузкам,   возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха,  сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает  состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений  умственной работоспособности достигается во  многом  при  адекватном  для  каждого  индивида  использовании  средств физической   культуры,   методов   и   режимов   воздействия.   Обобщенными характеристиками  эффективного  внедрения  средств  физической  культуры  в учебный  процесс,  обеспечивающих   состояние   высокой   работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:  длительное  сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость;  способность к  ускоренному  восстановлению;  малая  вариабельность   функций,   несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к  сбивающим  факторам,  средняя  выраженность  эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Информация о работе Средства физической культуры для регулирования психоэмоционального и функционального состояния