Широкое использование средств физической культуры для нравственного воспитания студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)

Содержание работы

Введение...............................................................................................................
1. Современное состояние спорта и физической культуры в регионах РФ........
2. Спорт и современная молодежь.................................................................
2.1. Характеристика образа жизни студенческой молодежи..................
2.2.Физиологические особенности...........................................................
3. Оздоровительные функции студенческого спорта при подготовке к жизни и профессии......................................................................
4.Физическая культура студенческой молодёжи: опыт, проблемы, перспективы.............................................................................
Заключение.............................................................
Список литературы....................................................................

Файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

2.2. Физиологические особенности.

С окончанием подросткового  возраста организм из периода бурных изменений переходит в этап спокойного завершения процессов формирования всех его органов и физиологических  систем. Следовательно, старший школьный возраст (с 15-16 до 18 лет) - это период незначительных анатомо-физиологических преобразований и достижения организмом подростка функционального уровня взрослого человека. Прежде всего это касается желез внутренней секреции и нервной системы. В организме старшего школьника устанавливается гормональный баланс, свойственный взрослому человеку, что благоприятно сказывается на деятельности его нервной системы. У старших школьников значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. В результате этих изменений поведение школьников становится более уравновешенным, возрастает физическая и умственная работоспособность.

Важное значение для  продуктивной учебной деятельности и сохранения здоровья учащихся средних и старших классов имеет правильная организация их активного отдыха, необходимой частью которого являются занятия физической культурой и спортом. Согласно современным физиологическим и психологическим исследованиям, между физической и психической деятельностью ребенка существует прямая и тесная связь, сохраняющаяся в его последующей жизни. В частности, показана корреляция между состоянием здоровья, уровнем физического развития и успеваемостью ребенка в школе. Оказалось, что около 30 % неуспевающих учащихся имеют различные нарушения в двигательной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оздоровительные  функции студенческого спорта  при подготовке к жизни и  профессии.

Возможности различных  видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

В экономике труда  известен постулат, который коротко  и емко освещает тесную взаимосвязь  профессиональной подготовки и здоровья человека: специалист может иметь  хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам...

Физическое  развитие, которое тесно связано  со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)

Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, гак и  социальных, но главное - оно управляемо. С помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности организма.

Именно поэтому  физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе. Фактически физическая культура и спорт  необходимы для социального становления молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического развития. Значит физическая культура и ее составная часть - студенческий спорт - в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специалистов выступают не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности.

Современный труд специалиста, требующий в основном интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, существенно отличается от труда чисто физического. В последнем, мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная же работа - достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм человека, естественно, еще не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжений. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.

Если человек  находится в состоянии относительного покоя (скажем, сидит в кресле), то мышцы его не совершают почти  никакой работы. В таком состоянии  через мышцы тела протекает совсем немного крови. Лишь 15-20% ее идет к мышцам, а остальная по сосудам направляется к печени, мозгу и т. д. В организме человека почти 160 млрд. капилляров, длина их примерно 100 тыс. км. Когда мышцы находятся в покое, то работает лишь 10% капилляров. Как только мышцы включаются в какую-либо работу, сразу же возрастает их запрос на энергетические вещества и кислород. Вступают в силу различные физиологические механизмы, усиливающие деятельность сердца, раскрываются резервные капилляры, улучшается питание мышечной ткани работающей мышцы, исчезает явление атрофии. В то же время повышается тренированность сердечной мышцы, что возможно лишь при работе мышечного аппарата человеческого тела.

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями  по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья, в том числе и «болезнь века» - заболевания сердечно-сосудистой системы (а она все больше и больше «молодеет», захватывая и молодых людей), во многом объясняются именно недостатком движений. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность мужчин от ишемической болезни сердца в возрасте 35-44 лет в 80-е годы возросла на 60%. Эти так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками. А подобных профессий сейчас большинство.

Специальными  исследованиями выявлено, что организм физически активных мужчин 50-60 лет обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличались повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Поэтому здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки - это сближающиеся в настоящее время понятия. Мышечный «голод» для здоровья человека так  же опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждено различными экспериментами.

Не случайно ныне уделяется значительное внимание различным активным мерам профилактики, направленным на преодоление тех  отрицательных последствий, которые  связаны в жизнедеятельности  человека с отдельными сторонами  технического прогресса. В этом процессе не последняя роль отводится физической культуре и спорту, через которые можно укрепить здоровье, значительно поднять функциональные возможности, использовать резервы повышения общей дееспособности в различных условиях производства и быта - ведь адаптационные возможности организма человека чрезвычайно велики. Примером тому может служить высокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к совершенно необычным условиям жизнедеятельности в космосе. Об этом же говорят и выдающиеся достижения спортсменов в различных вилах спорта, зачастую превышающие сложившиеся представления о возможностях человеческого организма.

Повседневная  учебная работа, зачетно-экзаменационные  сессии с их интенсивной нагрузкой  дважды в течение года, учебные и производственные практики - все это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе.

В период экзаменов  буквально «затворниками» становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более  чем 30 мин в день. Наблюдается  систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Что это, случайно? Да нет же! Все эти, казалось бы, «обычные» заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

Вместе с  тем мы можем констатировать и  тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом  и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти  «подводные рифы» студенческой жизни.

Поэтому, в принципе, выбор студентом любой формы  двигательной активности: разнообразный  физический труд, танцы, занятия физической культурой, различными видами спорта - уже сам по себе становится благоприятным  явлением для организма, поскольку снижает дефицит двигательной активности, способствует нормальному функционированию разнообразных систем организма, укрепляет здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физическая  культура студенческой молодёжи: опыт, проблемы, перспективы.

Физическая  культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и как важнейший компонент формирования целостного развития личности студента. Являясь составной частью общей культуры, она входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил.

Глубокое понимание физической культуры личности студента как общественной и индивидуальной ценности может  стать реальностью для развития различных видов физической культуры в гуманитарных и технических вузах страны. Оно может способствовать формированию прогрессивных направлений в развитии общественного мнения и личностных мотивов и потребностей в освоении ценностей физической культуры .

В последнее десятилетие  было положено начало новым оригинальным решениям при разработке концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях перестройки вузовского образования.

Оценивая положительный  вклад специалистов в разработку данной проблемы, необходимо отметить, что рассмотрение физической культуры студентов нефизкультурных вузов как вида их культуры представлено эпизодически. Имеющиеся научные публикации лишь частично затрагивают аспекты этой проблемы, не раскрывая их принципиальную теоретическую и методологическую сущность.

При исследовании проблемы развития физической культуры студентов гуманитарных и технических вузов нами использовались материалы теории деятельности и теории потребности, теории физической культуры, материалы в области педагогики, социальной психологии, социологии, теории организации и управления, пропаганды физической культуры. На наш взгляд, сегодня важное значение имеет дальнейшее раскрытие закономерностей развития физической культуры в вузах нефизкультурного профиля.

В результате теоретического обобщения имеющихся литературных данных, а также материалов собственных  исследований нам удалось проследить основные тенденции развития физической культуры студенческой молодежи в современных условиях. Ее структура и социальные функции позволяют рассматривать этот социальный феномен как органическую часть общей культуры молодого человека.

Понятие "физическая культура личности" в данном случае отражает определенный уровень развития сознания, двигательных навыков и  умений, физических качеств и возможностей каждого отдельного индивида. Поэтому  физическая культура личности студента - это не просто его физкультурная деятельнсть, но и осуществление ее на вполне конкретном уровне знаний, ценностных ориентации, отношений, чувств. Это вполне осознанная и целенаправленная организация физкультурной активности для достижения необходимого уровня физического совершенства.

Различные виды физической культуры - неспециальное  физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация обогащают специфической  информацией общую культуру личности, способствуя расширению и углублению ее знаний о человеке, позволяют составлять перспективные программы всестороннего развития молодого человека, вносить рациональные коррективы в сам процесс развития культуры студенческой молодежи.

Данные социологических  исследований показывают, что мировоззренческое, нравственное, эстетическое и общекультурное развитие личности студента не входит в задачи кафедры физической культуры, что процесс этот должен осуществляться только кафедрами общественных наук. Такая позиция на практике трансформируется в отношение вузовских специалистов к всестороннему развитию личности молодого специалиста, к органическому единству ее профессиональных и общекультурных качеств как к чему-то второстепенному, лишь сопутствующему профессиональной подготовке.

В то же время  студенческая молодежь не полностью разделяет такую позицию. Так, в вузах Центрально-Черноземного района России почти 60% респондентов полагают, что специалист с высшим образованием не может быть неразвитым в культурном отношении и не может не знать достижения литературы, театра, музыки, спорта.

Информация о работе Широкое использование средств физической культуры для нравственного воспитания студенческой молодежи