ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
И КУЛЬТУРЫ»
Контрольная работа
по «Физической культуре»
для специальности 071801 «Социально-культурная
деятельность»
студентки заочной формы обучения
в ГБОУ СПО АО
«Амурский областной колледж
искусств и культуры»
Каравановой Валентины
Александровны
Вариант 2
Благовещенск – 2015г.
1.Профессионально-прикладная
физическая подготовка.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка – это специальный
вид физического воспитания, направленный
на формирование и совершенствование
свойств и качеств личности, имеющих существенное
значение для конкретной профессиональной
деятельности.
Термин «прикладность»
подчеркивает сугубо утилитарную профилированность
части физической культуры применительно
к основной в жизни индивида и общества
деятельности — к профессиональному труду.
Основное
назначение ППФП — направленное развитие
и поддержание на оптимальном уровне тех
психических и физических качеств человека,
к которым предъявляют повышенные требования
конкретная профессиональная деятельность,
а также выработка функциональной устойчивости
организма к условиям этой деятельности
и формирование прикладных двигательных
умений и навыков, преимущественно необходимых
в связи с особыми внешними условиями
труда.
Задачи
ППФП. ППФП призвана адаптировать,
готовить человека не вообще к труду, а
к избранному виду трудовой деятельности.
Поэтому её задачи можно назвать специфическими
и направленность их определяется требованиями
конкретной профессии.
Всестороннее воспитание
физических способностей и систематическое
обогащение фонда двигательных умений
и навыков гарантируют общие предпосылки
продуктивности любой деятельности, в
том числе и профессиональной. Задачи
ППФП обобщенно можно сформулировать
следующим образом:
—направленное развитие
физических способностей, специфических
для избранной профессиональной деятельности;
—воспитание профессионально
важных для данной деятельности психических
качеств;
—формирование и совершенствование
профессионально-прикладных умений и
навыков;
—повышение функциональной
устойчивости организма к неблагоприятному
воздействию факторов специфических условий
трудовой деятельности;
—сообщение специальных
знаний для успешного освоения обучаемыми
практического раздела ППФП и применения
приобретенных умений,' навыков и качеств
в трудовой деятельности.
Перечисленные педагогические
задачи должны быть конкретизированы
с учётом особенностей изучаемой профессии.
Выполнение задач должно обеспечивать
необходимый уровень профессионально-прикладной
физической подготовленности.
Построение
и основы методики ППФП
ППФП строится на основе
и в единстве с общей физической подготовкой.
Содержание ОФП в учебных заведениях определено
государственными программами по физическому
воспитанию.
Наиболее информативными
и значимыми для построения конкретных
методик и технологий физкультурной оптимизации
профессиональной деятельности являются
следующие показатели:
— типичные трудовые
действия, операции;
— типичные ошибки;
— основные и вспомогательные
рабочие движения, рабочая поза;
— двигательная активность,
физическая нагрузка и ее направленность;
— характер психической
и психофизической нагрузки;
—климатические, метеорологические
и санитарно-гигиенические производственные
условия;
— профессиональные
вредности и заболевания;
—ключевые профессионально
значимые физические качества, двигательные
умения и навыки;
— ключевые профессионально
значимые психофизические функции;
—ключевые профессионально
значимые психические качества и способности,
деловые и другие личностные свойства.
Затраты времени в
часах на ППФП зависят от сложности и объёма
профессиональных требований.
Принципиальная особенность
ППФП заключается в её направленности
на достижение в процессе обучения и воспитания
непосредственно прикладных результатов
для избранной профессиональной деятельности.
Такая направленность находит конкретное
выражение в специфическом содержании
и методике ППФП.
Воздействие труда
на человека вызывает в его организме
определённые приспособительные изменения,
т. е. адаптационные процессы носят специализированный
характер. Вследствие этого требуется
строго адекватный подбор средств и методов
ППФП, чтобы её влияние проходило в направлении
естественного хода адаптации организма
человека к конкретному виду труда. Поэтому
в качестве средств ППФП надо выбрать
те из них, которые дают прямой или наибольший
перенос эффекта упражнений. Именно степенью
положительного переноса сформированных
умений, навыков и развитых психических
и физических качеств на трудовую деятельность
определяется, в конечном счёте, практическая
эффективность ППФП.
2.Основы здорового
образа жизни.
Здоровый образ
жизни – это способ жизнедеятельности,
направленный на сохранение и улучшение
здоровья людей, позволяющий в той или
иной мере реализовать свой творческий
потенциал.
Исходя из этого, сформулируем
основные положения, которые должны быть
положены в основу здорового образа жизни:
– Соблюдение режима дня – труда,
отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
– Двигательная активность, включающая
систематические занятия доступными видами
спорта, оздоровительным бегом, ритмической
и статической гимнастикой, дозированной
ходьбой на воздухе;
– Умение снимать нервное напряжение
с помощью мышечного расслабления (аутогенная
тренировка);
– Разумное использование методов
закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
– Рациональное питание.
Здоровый образ жизни неотделимо
связан с высокой двигательной активностью
человека. Под двигательной активностью
понимается сумма всех движений, производимых
человеком в процессе своей жизнедеятельности.
Это эффективное средство сохранения
и укрепления здоровья, гармонического
развития личности, профилактики заболеваний.
Непременной составляющей двигательной
активности являются регулярные занятия
физической культурой и спортом.
Двигательная активность благотворно
влияет на становление и развитие всех
функций центральной нервной системы:
силу, подвижность и уравновешенность
нервных процессов.
Систематические тренировки
делают мышцы более сильными, а организм
в целом более приспособленным к условиям
внешней среды. Под влиянием мышечных
нагрузок увеличивается частота сердцебиений,
мышца сердца сокращается сильнее, повышается
артериальное давление. Это ведёт к функциональному
совершенствованию системы кровообращения.
Умение чётко, грамотно и экономно
выполнять движения позволяет организму
хорошо приспосабливаться к любому виду
трудовой деятельности. Постоянные физические
упражнения способствуют увеличению массы
скелетной мускулатуры, укреплению суставов,
связок, росту и развитию костей. У крепкого,
закаленного человека увеличиваются умственная
и физическая работоспособность и сопротивляемость
к различным заболеваниям.
Люди, выполняющие необходимый
объём двигательной активности, лучше
выглядят, здоровее психически, менее
подвержены стрессу и напряжению, лучше
спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Гигиена физических
упражнений включает создание наилучших
условий и использование всех оздоровительных
средств, способствующих повышению работоспособности
и улучшению здоровья занимающихся.
Чтобы повысить результаты тренировок,
нужно соблюдать правила гигиены. Занятия
должны проводиться систематически, физическая
нагрузка увеличивается постепенно, работа
и отдых чередуются. Но главное требование
- занятия должны строиться на основе разносторонней
физической подготовки.
Профилактика
простудных заболеваний крайне необходима в холодное
время года, когда риск подхватить инфекцию
возрастает в несколько раз. Предупреждение
заболеваний бывает двух видов: специфическая
профилактика, к которой относится вакцинация,
и неспецифическая профилактика.
Неспецифическая профилактика
простудных заболеваний включает мероприятия
по проведению оздоровления и укрепления
организма, такие как закаливание, ориентированность
на правильное питание, физические нагрузки,
прогулки на свежем воздухе, походы на
природу, употребление чистой воды (1–2
литра в сутки), витаминов, воздушные и
солнечные ванны, обтирания прохладной
водой и так далее.
При всем том специалисты советуют
следить за собой не только в опасные сезоны
(осень-зима), а круглогодично.
3.Физическая подготовка.
Цели и средства.
Физическая подготовка -
это педагогический процесс, направленный
на воспитание физических качеств и развитие
функциональных возможностей, создающих
благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности
человека. Понятием "физическая подготовка"
пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть
прикладную направленность физического
воспитания по отношению к трудовой, военной,
спортивной и иной деятельности. Различают
общую физическую подготовку (ОФП) и специальную
физическую подготовку (СФП).
Общая физическая подготовка
(ОФП) - это процесс совершенствования двигательных
физических качеств, направленных на всестороннее
и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных
возможностей, общей работоспособности,
является основой (базой) для специальной
подготовки и достижения высоких результатов
в выбранной сфере деятельности или виде
спорта.
Цель общей физической подготовки –
достижение высокого уровня общей работоспособности
занимающихся.
Средствами ОФП являются физические
упражнения (бег, плавание, спортивные
и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда,
упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные
силы природы и гигиенические факторы.
С ОФП связано достижение физического
совершенства - уровня здоровья и всестороннего
развития физических способностей, соответствующих
спортивной, военной, профессиональной
и иной деятельности.
Задачами ОФП являются:
1) укрепление и сохранение здоровья,
совершенствование телосложения, гармоничное
физическое развитие, поддержание
общего уровня функциональных
возможностей организма, многолетнее
сохранение высокого уровня трудоспособности;
2) развитие всех основных физических
качеств - силы, выносливости, гибкости,
быстроты и ловкости;
3) создание базовой основы для
специальной физической подготовленности
к конкретным видам деятельности
- трудовой, военной, бытовой и т.д.
ОФП - основная целевая задача педагогического
процесса физического воспитания студенческой
молодежи, ориентированная на укрепление
их здоровья, повышение общей работоспособности
и эффективности учебного труда. Однако
следует помнить, что даже достаточно
высокая общефизическая подготовленность
зачастую не может обеспечить успеха в
подготовке к конкретному виду профессии
или виду спорта. В этих случаях необходима
дополнительная специальная подготовка:
в области спорта - специальная физическая
подготовка, в профессиональной деятельности
- профессионально-прикладная физическая
подготовка.
Специальная
физическая подготовка (СФП) – процесс формирования
двигательных умений и навыков, развития
физических способностей человека с учётом
вида его деятельности.
СФП обеспечивает избирательное
развитие отдельных групп мышц, несущих
основную нагрузку при выполнении специализированных
для конкретного вида спорта или профессии
упражнений.
Задачи СФП:
1) Развитие физических
способностей, необходимых для конкретного
вида спорта.
2) Повышение функциональных
возможностей органов и систем,
определяющих успех спортсмена в
избранном виде спорта.
3) Развитие способности
к проявлению имеющегося функционального
потенциала в специфических условиях
соревновательной деятельности.
Видами СФП являются
спортивная подготовка и профессионально-прикладная
физическая подготовка.
Спортивная подготовка
(тренировка) - это целесообразное использование
знаний, средств и методов, позволяющих
направленно воздействовать на развитие
спортсмена и обеспечивать необходимую
степень его готовности к спортивным достижениям.
Основными средствами
специальной физической подготовки служат
соревновательные упражнения в данном
виде спорта и разрабатываемые на их основе
специально - подготовительные упражнения.
Профессионально-прикладная
физическая подготовка - разновидность
СФП, оформившаяся в самостоятельное направление
физического воспитания и нацеленная
на психофизическую подготовку человека
к продуктивной трудовой деятельности.
В процессе профессионально-прикладного
использования физической подготовки
решаются как задачи повышения работоспособности,
так и задачи укрепления здоровья, профилактики
профессиональных заболеваний, предупреждения
травматизма, улучшения общего и эмоционального
состояния человека.
4. Специфические
принципы физического воспитания,
принцип непрерывности, системного
чередования нагрузок и отдыха.