Характеристика состояния здоровья студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Все стороны человеческой жизни - производственно-трудовая, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная, оздоровительная, учебная - в конечном счете, определяются уровнем здоровья.
1. На 49 - 53 % состояние здоровья организма человека зависит от образа жизни: вредные условия труда, плохое материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Содержание работы

1.Содержание и критерии здоровья………………………………………….…..3
2. Основные виды подходов к категории здоровья…………..………………....5
3.Состояние здоровья студентов…………………………………...………...….9
4. «Вредные привычки»………...…………………………………………..…...13
5. Критерии здорового образа жизни студенческой молодёжи……………....14
Заключение………………………………………………………………….....…18
Список литературы…………………………………………………………...….19

Файлы: 1 файл

фра.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

Адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного  стимула жизнедеятельности, используя  сохраненные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности  организма и личности для полноценной  жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей.

3.Состояние здоровья студентов

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, насчитывающей свыше 3 миллионов человек, является актуальной проблемой современного общества. Наибольшее число учащихся высших учебных заведений относится к возрастной группе от 16 до 25 лет. К этому возрасту молодые люди имеют определённый статус здоровья, который уже сформировался в предыдущие годы, особенно за годы обучения в школе. Безусловно, что состояние здоровья студенческой молодёжи во многом определяется «школьной патологией». Вместе с тем все возрастающие требования к уровню подготовки студентов, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний. Кроме того, экономические трудности, переживаемые страной, повсеместное ухудшение экологической обстановки, крушение многих социальных устоев не могут не отразиться на образе жизни и состоянии здоровья студенчества. Студенческая молодежь – это особая профессиональная группа: информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов организма, за которыми следуют различные отклонения в состоянии здоровья. За последние 2-3 десятилетия резко возросла интенсификация умственного труда студентов на фоне заметного снижения двигательной активности, что привело к ослаблению их физического статуса.

Современная жизнь студента насыщена экстремальными условиями  и, чтобы переносить их, оставаясь  при этом умственно и физически  работоспособными, необходимо повышать свой биологический, психофизиологический и физический потенциал.

Студенты высших учебных  заведений -  социально-экономический, интеллектуальный, творческий потенциал  страны. Вместе с тем, студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы современных студентов накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Подготовка высококвалифицированных  кадров специалистов в высших учебных  заведениях в условиях постиндустриального  периода развития государства является одной из важнейших предпосылок  успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества. Количество и профессиональный состав специалистов, уровень их теоретической  и практической подготовки диктуется  объективными закономерностями общественного  развития, а условия обучения -конкретными  достижениями науки, техники, общественного  производства и культуры, перспективными тенденциями развития современного общества. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния  здоровья и работоспособности студенческой молодежи.

Безусловно, что состояние здоровья студенческой молодежи во многом определяется «школьной патологией». Однако в период обучения в вузе уровень физического здоровья студентов еще более снижается, а число хронических больных из года в год возрастает. При получении профессионального образования отмечается значительно более высокая распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний (985,9% против 632,72%) на старших курсах по сравнению с первыми курсами; при этом выявлен более быстрый рост распространенности хронических болезней по сравнению с функциональными отклонениями (темп прироста хронической патологии – 73,2%, функциональных расстройств – 19,5%); на одного студента в среднем приходится 1,5-3 диагноза. более 60% студентов средних и высших учебных заведений страдают различными хроническими заболеваниями, среди которых на первое место выходят болезни органов дыхания и нервной системы . К моменту окончания вуза только 20% выпускников могут считаться здоровыми. Следовательно, за время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается.

Показатель заболеваемости в различных вузах страны колеблется от 650,1 до 750,8 на 1000 студентов в год. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (57,8-72%), преимущественно острые вирусные инфекции верхних дыхательных путей; возрастает удельный вес болезней органов пищеварения, глаза и его придатков, костно-мышечной и мочеполовой систем, травм и отравлений. Несмотря на то, что расходы на подготовку каждого студента постоянно возрастают, от 5 до 9% студентов ежегодно прерывают учебу в связи с академической неуспеваемостью по болезни.

Какое же сегодня состояние  здоровья у студентов? Определенную картину состояния здоровья студенческой молодежи дают результаты мониторинга, проводимого ежегодно, в Российском государственном университете нефти  и газа им. И.М. Губкина. Он показал, что  безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют 7 % студентов; 30 % - средний; 27 % - ниже среднего; 36 % - низкий. За последние 3 года БУЗ  в этом вузе снизился на 4 - 6 %. К концу 2-го курса уровень здоровья студентов  повышается лишь на 1 - 2 балла. При переходе на 1 разовые в неделю занятия  физическими упражнениями, уровень  здоровья возвращается к уровню 1 семестра. Наиболее высокие показатели уровня здоровья у девушек, занимающихся аэробикой, а у юношей - занимающихся баскетболом. Но даже самые эффективные средства в объеме учебной программы не позволяют достичь БУЗ (12 баллов). Только студенты, занимающиеся дополнительно  во внеучебное время (в спортивных секциях, самостоятельно, в группах здоровья и т. п.), могут достичь БУЗ. Их уровень двигательной активности в объеме 4 - 7 часов достаточен для достижения БУЗ. Как видим, положение удручающее и необходимо срочно менять отношение к здоровью, и в первую очередь, самим студентам.

Что же касается анализа  заболеваемости, то исследования показали: особенно высокий уровень заболеваемости - среди студентов младших курсов. Так, показатель заболеваемости в различных  вузах колеблется от 750,1 до 1803,8 на 1000 студентов в год. В структуре  заболеваемости на 1 месте стоят  болезни органов дыхания - 57,8 - 72,0 %, последующие места занимают болезни  органов пищеварения, болезни нервной  системы и органов чувств, близорукость и т. д. Общая заболеваемость снижается  к старшим курсам, но наивысшего уровня достигает на втором курсе. Заболеваемость нервной системы и органов  чувств, йододефицитные состояния, близорукость, травмы и несчастные случаи к старшим курсам не снижаются. Разработанная и апробированная нами специальная методика по изучению неучтенной заболеваемости студентов на основе ежемесячного текущего динамического наблюдения позволила установить, что неучтенными оказываются от 19,3 до 21,0 % заболеваний.

Первые попытки оценки состояния здоровья студентов были проведены еще в 20-е годы xx века. тогда наиболее распространены были такие заболевания, как туберкулез легких (до 18%), ревматические заболевания сердца (30%), малокровие (10-65%), неврастения (10-28%), малярия , у 30% студентов отмечались значительные отклонения в физическом развитии. У современных студентов наибольший удельный вес по распространенности занимают функциональные заболевания нервной системы, кариес зубов, хронические воспалительные заболевания ЛОР-органов, миопия, артериальная гипертензия, заболевания органов пищеварения.

Многие годы в нашей  стране лечебно-оздоровительная работа среди студентов велась в условиях первичной медико-санитарной помощи, а впоследствии в условиях студенческой поликлиники. Согласно Приказу МЗ РСФСР от 17 сентября 1984 г. № 653 «О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарного обслуживания студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений» было принято «Временное положение о городской поликлинике (отделении) по обслуживанию студентов высших и средних специальных учебных заведений», а также «Временное положение о врачебном здравпункте высшего и среднего специального учебного заведения». Врачами студенческой поликлиники осуществлялся регулярный контроль состояния здоровья студентов, проводились лечебно-профилактические мероприятия, диспансерное наблюдение и учет больных, ежегодные медицинские осмотры врачами-специалистами. Организация студенческой поликлиники в течение многих лет считалась оптимальной и перспективной формой медицинского обслуживания студентов. Среднегодовая посещаемость врача студенческой поликлиники составляла 163,2 на 100 учащихся. При этом исследователями отмечалась достаточная эффективность диспансерного наблюдения и, как следствие, снижение частоты рецидивов хронической патологии у тех студентов, которые систематически наблюдались врачами и получали лечебно-оздоровительные мероприятия.

 В настоящее время в вузах России существуют различные подходы к формированию служб охраны здоровья студенчества, обусловленные региональными особенностями. Обеспечение медицинской помощи студентам вузов в разных городах Российской Федерации осуществляют студенческие отделения городских территориальных поликлиник, консультативные поликлиники, медико-санитарные части, а также самостоятельные вузовские и межвузовские здравпункты (фельдшерские и врачебные), больнично-поликлинические объединения (в том числе ведомственные). Еще в 1970-х годах обращали внимание на возможность организации оздоровительных мероприятий и восстановительного лечения студентов в санаториях-профилакториях.

 По мнению Ю.П. Лисицына, важной составляющей профилактики заболеваний является медицинская активность студентов, которая резко снизилась в последние годы, что могло быть связано с разрушением некогда стройной системы диспансеризации, низким качеством ежегодных медицинских осмотров студентов, а зачастую их профанацией. По данным опроса (289 человек в 4 городах страны), несмотря на высокие уровни распространенности патологии, лишь 17% молодежи отмечают, что они состоят на диспансерном учете в медицинском учреждении, то есть регулярного, ощутимого для подростка медицинского наблюдения не осуществляется, хотя очевидно, что именно в этом возрасте возможна эффективная коррекция патологических отклонений. В отношении молодежи важны как медицинские заключения, так как этот контингент с достаточной регулярностью должен наблюдаться в медицинских учреждениях, так и самооценка студентами своего здоровья, самоощущение. Исследованиями, проведенными Н.И.Косяковой, показано, что менее 20% студентов, считающих себя здоровыми, оказались таковыми на самом деле. Почти у всех обследованных отсутствовали навыки рациональной организации труда, психогигиены, досуга, была крайне низкая медицинская активность. По мнению молодых людей, собственная роль в поддержании здоровья сводится к минимуму: постоянно следили и укрепляли свое здоровье лишь 6% опрошенных, по мере возможности и необходимости заботились о своем здоровье 11,8%.

4.«Вредные привычки»

Основными вредными привычками у людей являются алкоголизм, курение  и наркомания. При наличии любой  из перечисленных привычек можно  смело утверждать, что у человека далеко не идеальное здоровье. Его  физическое и психологическое состояния  далеки от идеала. Ни о каком здоровье не может идти и речи.

Распространенной вредной  привычкой является алкоголизм. Чрезмерное употребление алкоголя разрушает в  первую очередь психику человека. Алкоголь позволяет почувствовать  человеку радость, но радость эта  выдуманная, нездоровая. У человека в пьяном состоянии резко падает внимательность, реакция и адекватность. Это способствует необдуманным поступкам, ошибкам, скандалам. Хоть человек и  чувствует прилив эмоций, радости, но он все дальше и дальше отдаляется от здорового общества. Такому человеку уже будет трудно достичь чего-либо в жизни, его интересы резко сузятся  до минимума, либо придут к единственному  интересу - интересу пьянства. Помимо всего  этого алкоголь будет разрушать  организм человека, нарушать его умственную деятельность, физическое и эмоциональное  состояние, приведет к быстрому старению организма.

Еще одна проблема общества - курение. Но в отличие от алкоголя, курение наносит основной вред на физическую деятельность человека. Вдыхая дым табака, человек загрязняет дыхательные  пути, у организма появляется кислородное  голодание, в следствие чего нарушается сердечная деятельность. Курение  способствует ухудшению выносливости, отдышки, слабости. Также вред сказывается  и на многих других органах. У курящего человека часто случаются проблемы с волосами, зубами, кожей. Все это пристрастие может закончится страшными раковыми заболеваниями.

Самой трудной проблемой  общества является наркомания. На рассмотрение данного вопроса можно отводить целую книгу. Стоит только отметить, что человек, имеющий тягу к наркотикам, уже точно неполноценен ни физически, ни психически. Наркотические средства за очень короткое время могут  изменить человека до неузнаваемости в худшую сторону. Большинство наркоманских жизней заканчивается летальным  исходом.

Анализ результатов исследований, проведенных среди студентов  вузов Хабаровского края, позволяет  отметить неустойчивость ценностных ориентаций, а также недостаток волевых качеств  будущих специалистов в плане  физического саморазвития и сохранения своего здоровья. Несмотря на очевидность  того, что, например, курение приносит вред здоровью, около трети от общего числа опрошенных студентов курят. Среди курильщиков практически  равное количество юношей и девушек (50,2% и 49,8, соответственно).

Наряду с проблемой  табакокурения, следует отметить и другую серьезную проблему – рост употребления молодежью алкогольных напитков. Вообще не употребляют никакие алкогольные напитки лишь 8,8% студентов. Самым часто употребляемым алкогольным напитком является пиво (62%).

Негативной характеристикой  молодежи, влияющей на здоровье,  остается проблема распространения наркомании. Десятая часть опрошенных студентов пробовали наркотические вещества, 2,1% – употребляют их постоянно, у 27% – имеются друзья и знакомые, которые также постоянно употребляют наркотики.

Поведение студентов, в большинстве  случаев, не направлено на сохранение и укрепление здоровья, значительная часть не владеет знаниями и методами здоровьесбережения, и, к сожалению, не стремится их получить. При этом, существуют еще и объективные условия снижения показателей здоровья (низкие показатели уровня жизни, отсутствие возможности заниматься физической культурой и спортом, увеличение интенсивности учебного процесса и др.).

5. Критерии здорового образа жизни студенческой молодёжи

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое  надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать  правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья Формирование теории здорового образа жизни имеет многолетнюю историю. Она отражает систему знаний, накопленных и сконцентрированных за определенный этап в специализированных научных дисциплинах: медицины, физического воспитания и спорта, педагогики, социологии. И если первоначально обобщали эмпирический опыт, то позже это уже были результаты специальных исследований в создании научных методов познания теории здорового образа жизни.

Информация о работе Характеристика состояния здоровья студента