Характеристика и методика воспитания выносливости на уроках физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: дать характеристику методике воспитания выносли-вости на уроках физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
Задачи: - дать характеристику возрастным особенностям физического раз-вития и физической
подготовке детей школьного возраста;
- обосновать содержание методики воспитания выносливости в младшем, среднем и старшем
школьном возрасте;

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Физическое воспитание детей младшего 7
1.2. Физическое воспитание детей среднего школьного 14
возраста 14
1.3. Физическое воспитание детей старшего школьного 20
возраста 20
2. ВЫНОСЛИВОСТЬ И ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ 28
2.1. Краткая характеристика понятия «выносливости» 28
2.2. Средства воспитания выносливости 33
2.3 Методы воспитания выносливости 37
2.4 Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития выносливости у детей школьного возраста. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

МОЯ КУР в универе.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ.

Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15—20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью.

Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5—3 мин.

Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений.

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной.

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального утла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.

     Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением — 30— 75% от максимума.

Координационная выносливость. Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.).

Методические аспекты повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.

Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2 х 20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов.

 

2.4 Возрастно-половые и индивидуальные  особенности развития выносливости у детей школьного возраста.

Величина прироста показателей, характеризующих выносливость, зависит от того, на каком уровне интенсивности работы они вычисляются. Так, если аэробную выносливость определять по показателям бега со скоростью 60% от максимальной, то за 10-11 лет обучения в школе у мальчиков она увеличивается почти на 600%. Если же измерять выносливость продолжительностью бега с интенсивностью 80%, то результаты увеличиваются только в 2,5 раза. При большей интенсивности работы результаты растут еще медленнее. Обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов о темпах роста различных способностей, характеризующих выносливость школьников, приведены в таблицах 1 - 3. Основой для вычисления процентных отношений в каждой возрастной группе явились: в младшей - результаты первоклассников (7 лет), в средней - пятиклассников (11 лет), в старшей -десятиклассников (16 лет). Как следует из таблиц, наиболее ускоренными темпами у всех детей результаты улучшаются в возрасте от 7 до 10-11 лет. Различные показатели выносливости (общей, скоростной, силовой), хотя и меньшими темпами, у мальчиков продолжают улучшаться также в средних и старших классах. У девочек же при переходе от среднего к старшему школьному возрасту рост различных показателей выносливости резко замедляется, останавливается или даже ухудшается, что особенно заметно для статической силовой выносливости различных групп мышц. Например, статическая силовая выносливость (тест "вис на согнутых руках") нарастает до 10-11 лет, потом резко снижается и почти не изменяется до 13-14 лет; снова резко увеличивается и с 15-16 лет столь же резко снижается до уровня семилетних девочек. Такие колебания обусловлены ростом неактивной массы тела в период полового созревания и, конечно же, отсутствием тренировки данного типа выносливости в школе и дома. К слову, статическая выносливость мышц брюшного пресса и сгибателей бедра, оцениваемая числом подниманий и опусканий туловища в положении лежа на спине, подниманий и опусканий прямых ног до угла 90° или педалирования, у мальчиков, хотя и неравномерно, увеличивается с 17 лет, а у девочек растет только до 11 -12 лет, затем эти показатели постепенно снижаются до уровня семилетних. Однако выносливость мышц спины у девочек равномерно возрастает вплоть до 17 лет.

Итак, различия в выносливости складываются в пользу мальчиков начиная с 7-летнего возраста. С 13 лет их преимущество становится еще более очевидным (разница в показателях 10-40%), возрастая к 17 годам (разница 15-60%). Специальные упражнения и условия жизни существенно в/,ияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта на выносливость показатели этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели МПК (максимального потребления кислорода -в мл/мин/кг) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей. Однако встречаются поистине удивительные достижения выносливости.

Профессор И. П. Ратов в своей книге пишет о Васе Разенкове, который в возрасте 1 года и 9 месяцев проплыл в бассейне дистанцию 33 км за 15 часов 02 мин. Этот феномен заснят на видеопленку. Правда, Вася Разенков - ребенок необычный. Он рожден в воде, плавал с первых дней своей жизни и поэтому может проводить в водной стихии долгое время без каких-либо отрицательных последствий.

Еще одна сенсация: 10-летний мальчик выполнил более 5 тыс. отжиманий от пола. Рекорд здесь принадлежит 53-летнему тбилисцу Д. Лежаве, который за 5 часов отжался 16 274 раза. Англичанка X. Уолкер за двое суток непрерывного бега преодолела 370, а ее соотечественница Э. Адаме за сутки - 227 км. У мужчин в суточном беге блеснул новозеландец Д. Тот - 261 км. Чудеса выносливости явили два молодых канадца, отыграв в теннис 148 часов 15 мин. и тем показав, что резервы выносливости человека при выполнении физических упражнений близки к естественным пределам сохранения состояния бодрствования.

А вот пример из книги Л.П. Сергиенко "Генетика и спорт". Там сказано о мальчике из США А. Коксе, который в неполные 6 лет пробежал марафонскую дистанцию (42 км 195 м) за 5 часов 35 мин.

Генетической одаренностью объясняет автор феноменальную выносливость охотников - африканских негров. Например, юноши из племени чайоны на ритуальных состязаниях пробегают за солнечный день 120-150 км, а после этого, вернувшись в селение, участвуют в общинных танцах, длящихся до утра.

2.5. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время (табл. 17).

      В спорте выносливость  может измеряться и с помощью  других групп тестов [1]: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Изучив данную проблему, мы  пришли к выводам, что средства  и методы воспитания выносливости у детей школьного возраста обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяю: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твёрдо предписанной программе; 2) регулировать нагрузку по объёму и интенсивности в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) избирательно воспитывать физические качества.

            Применять их целесообразнее  в физическом воспитании детей  младшего школьного возраста.

         В ходе  курсовой мы добились поставленной  цели, через решение поставленных задач. Мы раскрыли сущность вопроса, показав актуальность нашей темы.

       В нашей курсовой  работе мы показали, что  основными  и наиболее эффективными средствами повышения общей выносливости и работоспособности являются ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля, упражнения на тренажерах, ритмическая гимнастика; эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

       Основными методами  развития общей выносливости  являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Для развития специальной выносливости применяются : 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.

 

    В ходе написания курсовой  работы была изучена необходимая  литература по данному вопросу.

                Данную курсовую работу можно  использовать при подготовке  к урокам физической культуры преподавателям физической культуры и тренерам.

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бойко Е.С., Грачёв Ю.С. Основы  здоровьесберегаюющей жизнедеятельности: Учебное пособие.- Брянск: Изд-во БГУ, 2004 г.

2. Выносливость у юных спортсменов. Под редакцией Р. Е. Мотылянского. – М.: Физкультура и спорт, 1969 г.

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-ов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

4. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1991

5. Методика физического воспитания  учащихся 10-11 классов:Пособие для  учителя / Под ред. В.И. Ляха. _ М.,1998

6. Настольная книга учителя физической  культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М.,1998

7. Определение физической подготовленности  школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. – М., 1973

8. Основы теории и методики  физической культуры: Учеб. для техникумов  физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М., 1986

9. Теория и методика физического воспитания% Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976

10. Теория и методика физического  воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М., 1990   

11.Платонов В. И., Сахновский Н. П. Подготовка юного спортсмена. – К.: Рад.  шк.,  1988 г.

12. Физическая культура: Примерная  учебная программа для высших  учебных заведений. – М., 1994

13. Физическая культура в школе  № 1, 1998

14. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 2-ое издание, испр. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2003 г.

 

 

 


Информация о работе Характеристика и методика воспитания выносливости на уроках физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте